Жозеф Гислен — бельгийский Пинель и бельгийский Эскироль в одном лице
dpmmax — 28.07.2021Продолжу знакомить вас с историей психиатрии. Кого ещё из французских психиатров той эпохи можно припомнить и отметить их вклад в развитие дисциплины? Да много кого — пусть и не столь именитых и богатых на открытия и новаторство, но тем не менее костяк французской психиатрической школы составляющих и свои пять су всяко внесших.
Франсуа Лёре (не тот, который математик) запомнится тем, что будет настаивать на строгом воспитании душевнобольных (ну ведь как дети они, право слово!) и излишне увлекаться применением ледяного душа в их терапии.
Жан-Батист Максимьен Паршапп де Вине (или просто Паршапп, если длинные имена вас расстраивают), который родился в 1800 и получил диплом врача в Париже в 1827 году, вместе с коллегами увлекся изучением изменений мозга и его оболочек при прогрессивном параличе и был уверен, что любое психическое заболевание оставляет в мозге след, и этот след стоит искать пристальнее. Ну что же, ищут до сих пор и даже кое-что находят. Кроме того, он ввёл в постоянную практику принцип непрерывного наблюдения за душевнобольными, а также стал первым, кто обратил внимание на статистику психических болезней.
Бриер де Буамон запомнился своими работами «О влиянии цивилизации на распространение душевных болезней» , «О самоубийстве» и в особенности клиническим отчётом «О продолжительных ваннах с непрерывными обливаниями при лечении острых психозов и в частности мании» - о нём вспомнят через полвека, когда физиотерапевтические методы в психиатрических клиниках начнут внедрять массово и с маниакальной изобретательностью.
Само собой разумеется, что влияние французской школы психиатрии не ограничивается рамками одной лишь Франции: в Париж приезжают доктора из Европы и Америки, они слушают лекции и участвуют в обходах, они берут на карандаш понравившиеся идеи — и развивают их у себя на родине.
2 февраля 1797 года в бельгийском (вернее, фламандском) городе Гент, в старинном доме, затерявшемся на узких улочках среди таких же средневековых соседей, родился Жозеф Гислен. С юных лет заинтересовавшись медициной, Жозеф окончил вначале Медицинскую школу, а затем, в 1819 году, и Гентский университет, как раз недавно открывшийся. Интересы Гислена не ограничивались одной лишь медициной: так, обладая прекрасными способностями делать чертежи и неплохими познаниями (а главное — живым интересом) в архитектуре, он в 1826 году предоставил на конкурс собственный проект лечебницы для душевнобольных, который удостаивается золотой медали и позже, через четверть века, в 1852 году, воплотится в камне — это будет первая в Бельгии психиатрическая больница.
В ней всё будет таким, как и хотел Гислен: начиная от уединённого расположения в тихом месте, садов и тенистых аллей на её территории, и заканчивая планировкой — с помещениями, где пациенты живут (без решёток на окнах), где их лечат, где они трудятся, где занимаются спортом и отдельными помещениями для буйных больных, с ремесленными мастерскими и классами начальной школы. И с персоналом, отобранным в соответствии с пожеланиями Жозефа: «До сих пор, – говорил он, – за нищенскую плату нанимали для этого дела какого-нибудь уволенного от службы полицейского или безработного сторожа, а то и просто бродягу. Что можно ожидать от подобных надсмотрщиков?»
Но это будет на пике его знаменитости. А тогда, вскоре после окончания университета, Гислен устраивается в психиатрическое отделение Гентской больницы, которое вскоре и возглавляет — и, воодушевившись примером Пинеля и Эскироля, организует его работу по примеру французских психиатрических больниц. И копит собственный опыт наблюдения и лечения пациентов. А в 1833 году пишет «Трактат о френопатиях», благодаря которому и станет известен среди психиатров Европы и Америки. В трактате Жозеф излагает свой собственный взгляд на то, откуда берутся психические болезни и по каким законам они развиваются. Нечто вроде единой теории психоза, которую ещё долго будут обсуждать и ломать по поводу неё копья, стулья и что ещё там полагается ломать во время симпозиумов и диспутов.
И начинает он сразу со спорного по тем временам утверждения: дескать, один из основных признаков любого психического заболевания, даже на самой ранней стадии — это френальгия, или душевная боль. А появляется такая боль из-за крайнего обострения чувствительности всех видов. Как же так? - возражали оппоненты — ведь всем давно известно, что сумасшедшие не чувствуют ни боли, ни холода, ни жара! Ещё как чувствуют, - возражал Гислен, - только нам не всегда о том говорят. А далее вызванная различным по природе своей раздражением душевная боль порождает различные же реакции психики на неё. Из-за чего, собственно, мы и имеем такое разнообразие видов сумасшествия: маниакальное возбуждение, меланхолическая угнетённость и ступор, бред и спутанность сознания. Ну а когда реакции своё отыграют, наступает ослабление психики. А уж просто ли слабостью общей оно себя проявит, дефектом, слабоумием ли — тут как повезёт. Отсюда и классификация, которую предложил Гислен:
А.Проявления раздражения (душевная боль, френальгия).
Липефрения (меланхолия, монопатия) – элементарное поражение общей чувствительности.
В.Проявления реакции.
Гиперфрения (мания) – повышение психической деятельности.
Парафрения (Folie – помешательство) – уклонение, или аберрация
психической деятельности.
Гиперплексия (melancholia stupidа) – ступорозная меланхолия.
Гиперспазмия (судороги) – эпилепсия, хорея.
Идеосинхизия (бред) – иллюзии, галлюцинации, ложные идеи, аберрация
представлений.
Анакулутия (фантазирование) – недостаток связи между
представлениями, спутанность.
С.Проявления ослабления.
Ноастения (слабоумие) – различные степени психической
слабости.
Как вы думаете, кто из психиатров был более всех восхищён такой стройностью единой теории психоза? Правильно, немецкие коллеги. И гипотеза Гислена о том, что всё в итоге ведёт к ослаблению психики, много лет спустя легла у них в основу учения о вторичном слабоумии, которым, как они утверждали, заканчивается в итоге любое тяжелое психическое заболевание. Мол, даже не спорьте, это — закон.
Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там