Жизнь Робеспьера в 30 картинах и иллюстрациях
maysuryan — 07.05.2024Портрет Максимилиана Робеспьера
6 мая — день рождения Максимилиана (или Максимильена, на современный манер) Робеспьера (1758—1794). Впервые молодой адвокат появился на горизонте Франции как политик в числе депутатов Генеральных Штатов, созванных королём. Вряд ли король мог предполагать, что его решение о созыве старинного собрания депутатов всех сословий, ни разу не собиравшегося с 1614 года, станет первым камешком лавины, которая снесёт, в числе прочего, и его собственную голову.
Эта картина изображает торжественное открытие Генеральных Штатов 5 мая 1789 года.
5 мая 1789. Открытие Генеральных Штатов
Фрагмент предыдущей картины. В центре — Максимилиан Робеспьер
Следующая важная остановка революции — 20 июня 1789-го, клятва в зале для игры в мяч, когда депутаты третьего сословия, получив высочайший приказ разойтись, решились вступить в прямую борьбу с королевской властью. Что требовало от них незаурядного мужества, ведь народ ещё безмолвствовал, в их защиту не выступил, не состоялось пока никакого штурма Бастилии, он случился лишь через три с лишним недели.
Жак-Луи Давид (1748–1825). Эскиз к картине «Клятва в зале для игры в мяч». Робеспьер изображён на холсте прижавшим к груди обе руки
Художник был соратником Робеспьера по Якобинскому клубу и, несомненно, этот характерный жест не выдумал, а увидел у своего кумира. Вождь первого периода революции Мирабо сказал тогда о Робеспьере: «Это опасный человек — он действительно верит в то, что говорит».
А в народе Робеспьера прозвали Неподкупным. Это прозвище немножко говорило о том, как относился народ к остальным депутатам... :)
Фрагмент предыдущей картины. В центре — Максимилиан Робеспьер
Давид работал над этой картиной с 1790 по 1794 год, но она так и осталась незавершённой. Проблема заключалась в том, что к 1794 году едва ли не большинство изображённых перешло в стан врагов революции или было казнено, и художник остановил свою работу над полотном.
Робеспьер в костюме депутата третьего сословия
Скромные чёрные костюмы депутатов третьего сословия были призваны оттенить пышность и богатство нарядов дворянских депутатов. Но вышло наоборот — их внешняя скромность на фоне необузданной роскоши аристократии привлекала к ним народные симпатии.
Франсуа-Леон Сикар (1862—1934). Национальный Конвент. Пантеон
Похоже, Франсуа Сикар, создавая статуи депутатов для Пантеона (среди изображённых есть и Робеспьер), тоже вдохновлялся моментом общей депутатской клятвы 20 июня 1789 года.
А это уже 1790-й год, первая годовщина взятия Бастилии, 14 июля 1790 года. Её было решено отметить на Марсовом поле как всеобщий праздник — День Федерации, хотя вообще-то штурм Бастилии был скорее бунтом против королевской власти. Но тут сам король благословил эту дату, при строительстве праздничных сооружений даже пришёл немного поработать лопатой на Марсовом поле. Правда, этой умилительной идиллии недолго суждено было длиться...
Фрагмент картины, посвящённой празднику Федерации 14 июля 1790. Третий слева в первом ряду — Робеспьер
Кажется, этот знакомый взгляд трудно с чем-то перепутать.
Жозеф Бозе (1745—1826). Портрет Робеспьера
Как ни странно, но картин или гравюр, изображающих расцвет депутатской и правительственной деятельности Робеспьера, не так много.
Но вот торжественный праздник Верховного Существа на том же Марсовом поле, 8 июня 1794 года.
Праздник Верховного Существа на Марсовом поле, 8 июня 1794 года
Вид национального сада и оформления дня праздника в честь Верховного Cущества. Декорации. 8 июня 1794
Где-то в этой праздничной толпе и Робеспьер, он даже в самом центре празднования, с пучком колосьев и цветов в руках и в изящном синем костюме (его склонность к франтовству в одежде была всем известна и даже контрастировала с привычками других революционеров, хотя в остальном он вёл очень скромный образ жизни).
Робеспьер в день праздника Верховного Существа. 8 июня 1794
Только сколько всего переменилось с того летнего дня 1790-го, когда король махал там лопатой! Сам король с тех пор не сносил ни короны, ни шеи, корону потерял в августе 1792-го, а голову полугодом позднее, в январе 1793-го. Королева отправилась вслед за супругом в октябре того же 1793 года. Франция стала республикой и была дехристианизирована. А праздник Верховного Существа был придуман лично Робеспьером в развитие идей его учителя Жан-Жака Руссо и для того, чтобы заменить народу католическую религию. Робеспьер спорил в речах с идеями левых якобинцев, отрицавших богов и загробную жизнь: «Нет, Шометт, нет, смерть это не вечный сон!.. Граждане, сотрите с могил это начертанное святотатственными руками изречение, набрасывающее траурный креп на природу, приводящее в уныние угнетённую невинность и оскорбляющее смерть; начертайте на могилах лучше такое изречение: смерть — это начало бессмертия!»
Совсем небольшой промежуток времени отделяет праздник 8 июня 1794 года от 27 июля того же года — дня падения власти Робеспьера и якобинцев. Именно этот краткий отрезок времени в жизни Робеспьера — 26-28 июля, 8-10 термидора по революционному календарю — вместивший многочисленные драматические события, всегда привлекал наибольшее внимание художников.
Робеспьер выступает в Якобинском клубе (Обществе друзей свободы и равенства) 26 июля 1794 года (8 термидора II года Республики )
В этой своей последней речи Робеспьер, в частности, сказал:
«Они называют меня тираном... Если бы я был им, они бы ползали у моих ног, я бы осыпал их золотом, я бы обеспечил им право совершать всяческие преступления и они были бы благодарны мне! Если бы я был им, то монархи, которых мы победили, не только не доносили бы на меня (какой нежный интерес проявляют они к нашей свободе!), а предлагали бы мне свою преступную поддержку; я вступил бы с ними в сделку... К тирании приходят с помощью мошенников, к чему приходят те, кто борется с ними? К могиле и к бессмертию. Кто тот тиран, который покровительствует мне? К какой клике я принадлежу? Это вы сами. Какая клика с начала революции сразила клики, уничтожила столько известных предателей? Это вы, это народ, это принципы. Вот та клика, которой я посвятил себя и против которой объединились все преступления».
Речь была встречена с энтузиазмом; по окончании чтения Робеспьер сказал: «Эта речь, которую вы выслушали, — моё предсмертное завещание; сегодня я видел смерть — заговор злодеев так силен, что я не надеюсь её избегнуть. Я умру без сожаления; у вас останется память обо мне; она будет вам дорога, и вы её сумеете защитить».
Раймон Огюст Кинсак Монвуазен (1790—1870). 9 термидора
Макс Адамо Штурц (1837—1901). Падение Робеспьера в Конвенте 27 июля 1794 года. 1870
На картине Макса Адамо он сидит, потрясённый случившимся, в то время как Конвент декретирует его арест. Только что в ответ на крики «Да здравствует Республика!» он произнёс свои последние слова в Конвенте: «Республика погибла — настало царство разбойников!».
Фрагмент предыдущей картины
И всё-таки Робеспьер решил не сдаваться. Вместе с арестованными соратниками он ушёл из-под ареста и начал борьбу с Конвентом. После такого поступка им всем грозил уже не трибунал, а объявление вне закона, что означало смертную казнь без суда и следствия, после формального удостоверения личности. Конвент и объявил их вне закона...
Жан-Жозеф Вертс (1846—1928). Робеспьер и Сен-Жюст, укрывшиеся в Ратуше в ночь с 9 на 10 Термидора
Фрагмент предыдущей картины
Но силы восставших против Конвента оказались слабы, вооружённые защитники Конвента ворвались в ратушу. При аресте Робеспьер получил огнестрельное ранение в челюсть.
Жан Дюплесси-Берто (1747—1819). Арест Максимилиана Робеспьера
Жан-Жозеф-Франсуа Тассар (1765—1835). Арест якобинцев в Ратуше, в ночь на 10 термидора. Жандарм Мерда стреляет в Робеспьера. 1796
В Робеспьера выстрелил из пистолета юный жандарм с замечательной фамилией Мерда. Что она значит по-французски, умолчу... :)
Марк Алданов в романе «9 термидора» так описывал этот эпизод: «Около Неподкупного суетился мальчик-жандарм и с жаром рассказывал публике, что это он убил диктатора. Мальчика поздравляли, жали ему руку и спрашивали его фамилию. Свою фамилию он называл скороговоркой: Meda; она была в действительности на одну букву длиннее. Но юноша рассчитывал, что теперь исходатайствует сокращение неблагозвучного имени, которое с детства отравляло ему жизнь».
После выстрела в вождя революции карьера молодого жандарма устремилась вверх! В итоге его заветная мечта сбылась! Он получил титул барона и, наконец, сменил свою ненавистную фамилию. А умер барон Меда в чине бригадного генерала после ранения при Бородино. Так получилось, что русские пушки невольно немножко отомстили за Робеспьера... :)
Шарль-Андре Мерда, барон Меда (1773—1812)
Робеспьер лежит на столе Комитета общественного спасения, 9 термидора II года (27 июля 1794)
Валерий Якоби (1834—1902). 9 термидора
Андре Эмиль Ларше (1879—1896). Робеспьер
Люсьен Этьен Меленг (1841—1889). Утро 10 термидора
А это картина о том же событии, и действие на ней происходит утром 10 термидора, вот только Робеспьера на ней нет. А есть обыватели, жадно ждущие вестей о его аресте...
Уильям Генри Фиск (1827—1884). Ждут новость об аресте Робеспьера в 1794 году. 1866
Скульптор Gaston Broquet (1880—1947). Робеспьер раненый. Открытка. Начало ХХ века
Робеспьер 10 термидора
Жан-Жозеф Вертс. Десятого термидора
Альфред Генри Морер (Маурер) (1868—1932). Робеспьер и Сен-Жюст на пути к эшафоту
Друг и соратник Робеспьера, художник Жак-Луи Давид накануне, когда Робеспьер в Якобинском клубе горько сказал в речи, что готов к смерти, выкрикнул из зала: «Робеспьер, я выпью яд вместе с тобой!». Но 10 термидора (28 июля) Давид ещё оставался на свободе, его арестовали лишь 2 августа, и он сделал зарисовку своего друга, когда того везли на гильотину. Лицо Робеспьера было перевязано платком после ранения.
Помощник палача перед казнью сорвал с него этот платок вместе с присохшей кровью, он опасался, что ткань помешает ножу гильотины выполнить свою работу. Робеспьер закричал от боли... Спустя минуту всё было кончено.
Жак-Луи Давид (1748—1825). Максимилиан Робеспьер по пути на гильотину, 28 июля 1794
28 июля 1794 (10 термидора). Казнь Робеспьера
28 июля 1794 (10 термидора). Казнь Робеспьера
Казни Максимилиана Робеспьера и его сторонников 28 июля 1794
Английская антиякобинская карикатура. Гильотина гонится за Робеспьером и другими депутатами. Гильотина выкрикивает: «Я иду! Я иду! Я заполучу тебя, сейчас я иду за тобой по пятам». Убегающий депутат восклицает: «Ох! Мне она вообще не нравится, совсем!»
Как ни странно, но в данном случае лучшей характеристикой человека послужат, вероятно, слова его врагов — тех самых, которые послали его на эшафот. Вот что они говорили о нём спустя некоторое время.
Бийо-Варенн: «Мы совершили в тот день роковую ошибку... Девятого термидора Революция погибла. Сколько раз с тех пор я сокрушался, что в пылу гнева принял участие в заговоре! Отчего люди, взяв в руки кормило власти, не умеют отрешиться от своих безрассудных страстей и мелочных обид?.. Несчастье революций в том, что надо принимать решения быстро; нет времени на размышления, действуешь в непрерывной горячке и спешке, вечно под страхом, что бездействие губительно, что идеи твои не осуществятся... Восемнадцатое брюмера было бы невозможно, если бы Дантон, Робеспьер и Камилл [Демулен] сохранили единство».
Барер: «Я много думал об этом человеке (Робеспьере). И убедился, что его господствующей идеей было установление республиканского строя... Мы не поняли его. У него была душа великого человека, и потомство, несомненно, дарует ему это имя!.. То был человек честный, безупречный, истинный республиканец».
Вадье сказал в возрасте 92 лет: «За всю мою жизнь я не совершил ни одного поступка, в котором бы после раскаивался, за исключением того, что я не оценил Робеспьера».
Камбон: «Девятого термидора мы думали, что убиваем только Робеспьера. Но мы убили Республику. Сам того не ведая, я послужил орудием для ненависти кучки негодяев. Зачем не погибли они в тот день и я вместе с ними? Свобода была бы жива и поныне!»
Левассер: «Робеспьер! Не произносите при мне его имени. Это единственное, в чём мы раскаиваемся. На Гору нашёл туман ослепления, когда она погубила его».
Субербьель (на смертном одре): «Робеспьер был совестью Революции. Его принесли в жертву, потому что не умели понять».
Мерлен де Тионвиль: «Робеспьер был пламенным другом отчизны: он любил её так же, как я, быть может, сильнее, чем я».
Такие дела...
Гипсовая маска Робеспьера