Жизнь и несостоявшаяся смерть «Дочери шахтера». Часть 1
truecrime_lj — 15.07.2021Кристи Мартин чемпионка мира по боксу, первая женщина, введенная в зал славы бокса, и первая женщина-боксер, чья фотография украсила обложку журнала «Sports Illustrated». Она также стала первой из женщин, с кем заключил контракт легендарный промоутер Дон Кинг. У нее брали многочисленные интервью и приглашали на телешоу, однако в то время никто не предполагал, что Кристи Мартин ждет слава совсем иного рода.
Мне нужно кое-что тебе показать
В половине шестого вечера 23 декабря 2010 года в сонном пригороде городка Апопка, штат Флорида, в гостиной семейного ранчо Джеймс Мартин взял охотничий нож и вонзил лезвие в свою жену.
Чемпионка мира по боксу Кристи Мартин, сидевшая на крае супружеской кровати и завязывавшая кроссовки, чтобы отправиться на пробежку, сначала даже не поняла, что ее пырнули ножом. Она успела зашнуровать только один кроссовок, когда в комнату вошел муж и произнес: «Мне нужно тебе кое-что показать». Потом он подошел ближе и ударил ее ножом.
Из полицейских отчетов, составленных позднее, следовало, что после первого удара Джим вонзал нож в торс Кристи еще несколько раз, пока последний удар не пришелся в ее левую грудь. Ошеломленная Кристи упала на кровать и попыталась отпихнуть мужа ногами, но Джеймс не выпустил нож из рук и порезал ее ногу таким образом, что икроножная мышца едва не отделилась от кости. Двадцать сантиметров плоти повисли на лоскуте кожи, и во время движения она издавала хлопающий звук, заливая все вокруг кровью.
В какой-то момент Джеймс все же выронил нож, и Кристи поняла – это единственный шанс спастись. Но она споткнулась и упала. Муж бросился за ней и принялся бить головой об пол и угол комода. После очередного особенно сильного удара ухо Кристи оторвалось, оставшись болтаться на сломанном хряще.
Когда Джеймс навис над Кристи и попытался задушить ее, через джинсовую ткань шорт мужа Кристи почувствовала очертания пистолета. Она знала, что это ее девятимиллиметровый розовый «Таурус», который она держала под матрасом в спальне. Джим Мартин опередил ее, первым вынув оружие из кармана, но обойма выскочила из магазина и с глухим стуком упала на ковер. Тогда Джим подбросил пистолет в воздухе, перехватил его за ствол, и начал бить Кристи рукоятью, круша ее челюсть.
Окровавленная Кристи посмотрела в лицо мужа и прокричала: «Мать твою, ты не можешь убить меня!» После этих слов Джим Мартин встал на ноги над ней и исступленно нажал на спусковой крючок. В стволе оставался один патрон, и пуля пробила грудину Кристи, пройдя в трех дюймах от ее сердца.
Кристи Мартин истекала кровью, а Джим пристально наблюдал за ней, вытирая нож о футболку. Он бросил пистолет рядом с телом жены. Ее легкие издавали булькающий звук, и она чувствовала, как кровь истекает из ран. Кристи попросила мужа позвонить 9-1-1.
Джим вышел из комнаты и вернулся с телефоном в руках. Он сделал вид, что нажимает кнопки.
– Я не могу заставить его работать, – сказал он. – Интересно, почему?
Так продолжалось около тридцати минут, пока стоны Кристи не утихли. Ее дыхание стало прерывистым и слабым, глаза закатились. Последнее, что она видела, это вентиляционное отверстие под потолком. Она принялась молиться, а ее муж, довольный тем, что убил ее, пошел в ванную и включил душ.
Кристи не помнила, сколько времени провела на полу. Но, очнувшись, она услышала звук воды в ванной – Джим все еще был там. Она нашла в себе силы подняться. Еще несколько секунд она потратила на то, чтобы схватить разряженный пистолет и ключи от их автомобиля. В одном кроссовке, с окровавленным лицом и одежде, покрытой кровью, с почти отрезанной икроножной мышцей, Кристи выбралась из дома. Очутившись во дворе, прихрамывая, она побежала по извилистой подъездной дорожке мимо пальм и дубов, поросших испанским мхом, к припаркованному во дворе «Шевроле Корвет», но попытавшись завести машину, с ужасом обнаружила, что по ошибке взяла другие ключи.
Тогда Кристи выбежала на дорогу и остановила проезжавший мимо автомобиль. Выглядела она ужасно – с одежды капала кровь, а рана на ноге выглядела нереальной. Но Кристи повезло, водителя машины не испугал вид окровавленной женщины с пистолетом в руках. Правда, на какое-то мгновение Рику Коулу, находившемуся за рулем машины, показалось, что это чей-то розыгрыш, и раны ненастоящие. Кристи бросила, покрытый кровью «Таурус» через открытое окно на переднее пассажирское сидение, а сама села назад, умоляя Коула как можно скорее доставить ее в ближайшую больницу.
«Пожалуйста, не дай мне умереть», – говорила Кристи. Коул сразу позвонил 9-1-1 и повез женщину в больницу. «Быстрее! Пожалуйста, быстрее! – просила Кристи. – Я не хочу, чтобы он знал, что я вышла из дома».
К этому времени Джим Мартин принял душ, покрасил волосы, надел украшения и боксерские трусы. Он выходил из ванной в поисках чистой рубашки, когда обнаружил, что Кристи исчезла. Джим выбежал на улицу в одних трусах как раз в тот момент, когда машина Рика Коула умчалась прочь и исчезла на улице.
Коул привез Кристи в хоспис – ближайшее медицинское учреждение, которое знал. Там ей оказали первую помощь, а потом на вертолете доставили в больницу с травматологическим и хирургическим отделениями. Хирурги зашили ее раны и вернули на место почти оторванное ухо. Медики установили, что у Кристи повреждено легкое и сломано ребро. А вот с пулей, застрявшей в трех дюймах от сердца, придется повозиться. Они не стали извлекать ее, решив провести операцию позднее.
Пока врачи оказывали Кристи помощь, полиция, вооруженная заявлением о нападении, отправилась в дом Мартин, но тот оказался пуст, Джим исчез.
«Дочь шахтера»
Кристи Солтерс родом из шахтерского городка в Западной Вирджинии. В начале 80-х там, где она росла, для многих добыча угля – единственное занятие, позволяющее содержать семью. Все мужчины в семействе Кристи работали на шахте и имели «черные легкие». Она довольно рано осознала, что, несмотря на любовь к малой родине, лучшим вариантом будет покинуть ее.
Кристи неплохо училась в школе и вела активный образ жизни, увлекаясь спортом. В первую очередь ее привлекали бейсбол и баскетбол. Благодаря этому она смогла поступить на «баскетбольную стипендию» в колледж при Конкордском университете в Афинах, в Западной Вирджинии. Позднее она получила степень бакалавра образования и могла работать учителем.
Но судьба распорядилась иначе. Поспорив однажды с друзьями по колледжу, Кристи приняла участие в боксерском поединке, больше проходившем на драку. Рискованный поступок изменил ее дальнейшую жизнь. Кристи решила присоединиться к студенческой боксерской команде.
Уже в сентябре 1989 года она провела первый бой на профессиональном ринге против Анжелы Бьюкенен, начав карьеру с победы нокаутом. Второй бой – месяцем позже против Тэми Джонс, и снова победа, на этот раз техническим нокаутом. А третий поединок с Андреа ДеШонг в ноябре 1989 года заставил ее задуматься. Решением судей Кристи проиграла в пяти раундах. Поражение не испугало и не остановило ее, но она решила выйти на новый профессиональный уровень. Ей был нужен тренер.
Когда знакомый промоутер Джеймса Мартина, владельца небольшого боксерского зала, сообщил ему, что скоро придет девчонка, которая неплохо держится на ринге, и он хотел бы, чтобы тот преподал ей несколько уроков, Джимми Мартин, в прошлом боксер-профессионал в полутяжелом весе, понял это по-своему.
Начало этой истории могло напомнить сюжет известного фильма Клинта Иствуда «Малышка на миллион долларов», но это было не так. Джимми Мартин не хотел тренировать Кристи. Более того, он хотел преподать ей урок совсем иного рода. Так как в его зале не было женщин-боксеров, в спарринге с Кристи могли выступать только мужчины, и Джимми Мартин хотел, подговорить одного из парней, чтобы тот сломал ей пару ребер и показал тем самым, что женщинам не место в боксе. Джимми, как и большинство тренеров того времени, не считал женский бокс перспективным. Он называл его «виртуальной кастрацией». Но Мартин так и не реализовал свой план. Во-первых, приятель-промоутер пристально следил за ним, и Джимми не решился устроить шоу, а во-вторых, и это главное, он увидел, что Кристи действительно здорово держится на ринге, показывая техничный бокс. Это разительно отличало ее от большинства женщин, чьи бои ему доводилось видеть. Ну и наконец, перед ним замаячили долларовые знаки. Джимми Мартин никогда не скрывал, что он вдруг понял – с таким бойцом как Кристи он сможет неплохо заработать. Его покорили ее яркость и бойцовский талант, и он решил дать Кристи шанс. Джимми Мартин стал ее тренером и промоутером.
Вместе они разработали дизайн ее формы, и облачения для свиты тренеров, помощников и врачей. Они придумали нарядить всех в розовое, а также использовать для Кристи сценический» псевдоним Miner’s Daughter / «Дочь шахтера». Именно так ринг-анонсер будет теперь объявлять ее выход на ринг и результаты боя.
21 апреля 1990 года состоялся матч-реванш с Андреа ДеШонг и в этот раз судьи присудили победу Кристи Солтерс. Этой победой Кристи начала беспроигрышную серию из 35 побед, продлившуюся до 1998 года. Она потерпела одно поражение от Сумьи Анани в 1998 году и затем победила еще в девяти боях до встречи с Лейлой Али в 2003-м.
За это время многое произошло в ее жизни. В апреле 1992 года она вышла замуж за Джеймса Мартина, взяв его фамилию. Именно под этим именем Кристи Мартин станет женщиной-боксером № 1.
90-е – расцвет женского бокса. По мнению специалистов, даже сегодня женский бокс не находится на том подъеме, на котором находился в то время. Джимми Мартин сделал Кристи панчером. «Зачем мне возиться с соперницей шесть или десять раундов, если я могу нокаутировать ее в первом», – любила говорить она. «Дочь шахтера!» – объявляли ее выход на ринг, и Кристи Мартин, одетая в розовое, как отбойным молотком, начинала выколачивать дух из противниц. Техническое совершенство, выносливость и могучий точный удар стали ее бойцовской визитной карточкой.
Поворотным моментом в карьере Кристи Мартин стал бой против Крис Кройц в 1994 году на небольшом стадионе в Вегасе. Среди зрителей присутствовал промоутер Майка Тайсона Дон Кинг и он видел, как толпа реагировала на Кристи Мартин. Вероятно, как и Джимми Мартину, ему пришло в голову, что появилась возможность заработать на женском боксе. Вскоре представители Кинга предложили Джимми и Кристи подписать контракт. Она стала первой женщиной в истории бокса, с которой великий и ужасный Дон Кинг подписал коммерческий контракт.
В то время шутили: во-первых, Дон Кинг не мог допустить, чтобы достойный боец обходился без письменного контракта с ним, а во-вторых, он любил интригу, а у Кристи Мартин их было три – дочь шахтера, которая дерется в розовых трусах и спит со своим корнерменом.
Но как бы там ни было, Кинг привел Кристи к историческому бою 1996 года за титул Чемпиона мира среди женщин по версии Всемирного боксерского совета (WBC). Ее соперницей стала ирландка Дейдра «Опасная» Гогэрти.
Бой проходил на андеркарт (разогреве) предстоящего поединка Майка Тайсона и Фрэнка Бруно. По отзывам присутствовавших, бой Кристин Мартин тем вечером стал более зрелищным, чем поединок Тайсона. «Я начну это шоу, а Майк закончит» – не без доли хвастовства сказала Кристи, но оказалась права. Поединок вышел захватывающим и кровавым.
Кристи впервые в истории женского бокса завоевала титул, а бой посмотрели более миллиона телезрителей только в США. В том же году ее фото, тоже впервые, украсило обложку престижного журнала «Спорт иллюстрейтед».
В тиражируемой биографии Кристи Мартин, в том числе ей самой, обязательно упоминается эта обложка. Но мало кто заглядывает под эту самую обложку, в статью Ричарда Хоффера «Суровая женщина», которая рисует образ Кристи Мартин, как весьма далекий от образа борца за гендерное равенство, как можно подумать сегодня, и как кое-кто думал тогда.
Хоффер писал, что Мартин на ринге вовсе не революционерка, сражающаяся за права женщин. Ее появление там – результат случайности и обстоятельств, а не гендерное превосходство. «Потому что, честно говоря, Кристи не более свободомыслящая, чем ее муж, когда речь заходит о правах и возможностях женщин. Движение женщин? Проскальзывание джеба и контратака правой сверху – вот ее движение… Они [Кристи и Джим] решительно старомодны в своем отношении к полу и сексуальности, и какие бы причины они не называли, делают это в угоду обычным интересам: славе и богатству. «Я не собираюсь делать заявления о женщинах в боксе или даже о женщинах в спорте», – говорит 27-летняя Кристи, которая раздражена попытками СМИ сделать ее образцом для подражания, приписать ей цели, которые она не ставит. «Я не пытаюсь поставить женщину на передний план, и я даже не думаю, что увлечение боксом имеет к этому какое-то отношение. Речь идет только о Кристи Мартин. Разве этой цели недостаточно?»
Автор цитирует Кристи, которая замечает, что, если бы горел ее дом, она предпочла, чтобы ее вынес Майк Тайсон, а не Джим Мартин. Она не революционерка от женского бокса. Она дерется, потому что это доставляет ей удовольствие, при этом она совсем не считает, что бокс – женский вид спорта.
Но дела Кристи шли хорошо. Несмотря на гораздо меньшие гонорары по сравнению с теми, которые получали мужчины, заработки Кристи значительно возросли. Если на протяжении первых двух лет Дон Кинг платил ей лишь 5 000 за поединок, за бой с Гогэрти она получила 15 000 долларов. Но завоевав титул Чемпиона мира, гонорары Кристи увеличились до 250 – 350 тысяч. Для сравнения, Майк Тайсон за бой с Бруно получил 30 миллионов долларов. Тем не менее Кристи говорила, что «это самый прибыльный разбитый нос в истории бокса», имея в виду последствия встречи на ринге с Гогэрти.
Дон Кинг подарил ей белый «BMW Z3» – машину Джеймса Бонда. Кристи могла проводить отпуск на Арубе и в Нью-Йорке, она купила «Линкольн-Континенталь» для родителей и побаловала себя новым «Харлеем-Дэвидсоном», выкрашенным, разумеется, в розовый. Но главное, слышала рев толпы, который она любила: «Бокс – моя жизнь. Бокс заставляет мое сердце биться».
Трагедия в боксерской карьере Кристи Мартин произошла 23 июля 2003 года, когда она вышла на ринг против Лейлы Али, дочери прославленного тяжеловеса Мухаммеда Али.
Лейла с начала боксерской карьеры не проиграла ни одного боя и сполна пользовалась авторитетом своего отца. Кристи Мартин потерпела, не сокрушительное, но весьма неприятное, поражение нокаутом от Али, которое продемонстрировало, что боксерская карьера Кристи Мартин начала клониться к закату. Справедливости ради, нужно заметить, что Лейла Али за все время на профессиональном ринге провела 24 боя, 21 из которых завершила нокаутом, и ушла из бокса непобежденной в 2007 году. Однако нужно помнить, что Кристи Мартин только с 1990 по 1998 год провела серию из 35 победных боев, а после одного поражения, одержала еще девять побед, пока не встретилась с Али.
На то, чтобы оправиться от поражения с Али, у Кристи Мартин ушло два года. А в 2005-м должен был состояться самый разрекламированный бой в ее карьере. Его связывали с уже упоминавшейся «Малышкой на миллион долларов», а все потому, что соперницей Кристи Мартин должна была стать Люсия Райкер, сыгравшая зловещую роль в одноименном оскароносном фильме. Голландская звезда женского бокса, чемпионка мира по версии WIBF, Райкер исполнила роль непобежденной чемпионки Билли по прозвищу «Голубая Медведица», которая, не стесняясь запрещенных приемов, сломала шейные позвонки героине Хиллари Суонк. В реальности же именно Люсия Райкер тренировала Суонк для участия в съемках картины.
По понятным причинам медиа старались выжать из предстоящего боя все, что возможно. Публике он преподносился как вторая часть «Малышки на миллион…», только в реальности. Кристи Мартин с воодушевлением относилась к поединку, выкладываясь на тренировках по полной. Кроме прочего, она хотела реабилитироваться после поражения от дочери великого боксера Лейлы Али. Но бой не состоялся. Рейкер порвала ахиллово сухожилие, и поединок пришлось отменить.
С отменой боя «Малышки на миллион…» карьера Кристи Мартин пошла под откос. Еще случались победы, но былых результатов уже не было. В сентябре 2009 г. она победила Дакоту Стоун по очкам, но зрителям на протяжении поединка казалось, что Джонсон попросту избивает Кристи. А в финале боя зрители и вовсе освистали ее за то, что Кристи позволила себе некорректное поведение в адрес соперницы. С Дакотой Стоун ей придется встретиться еще раз, и эта встреча будет не из приятных.
Когда Кристи исчезла из поля зрения, она стала проводить много времени в маленьком спортзале в Орландо, тренируя молодых боксеров-любителей. Здоровье Джима Мартина ухудшилось. Он перенес операцию на открытом сердце и провел 14 дней в коме. По словам друзей, Кристи редко покидала больницу, проведя большую часть времени у постели мужа.
Боксерская статистика сообщает, что Кристи Мартин проиграла еще два боя – в 2011 и 2012 годах, но там ничего не говорится о 2010-м. Это тот год, сведения о котором содержатся в полицейских протоколах и медицинских отчетах. Это было время, когда Джим Мартин пытался убить свою жену.