рейтинг блогов

Жизнь двигателя после смерти ракеты

топ 100 блогов lozga06.08.2018 Спейс шаттлы прекратили полеты почти ровно семь лет назад, но их двигателям SSME (RS-25) оказалась уготована более долгая жизнь. Сейчас они активно испытываются под разными названиями для двух проектов, причем в одном случае они модифицируются под однократное использование, а в другом, наоборот, проверяют, что двигатели сохранили возможность отправиться в космос снова с минимальными задержками.

Жизнь двигателя после смерти ракеты 01.jpeg
Испытания двигателя на базе SSME, фото NASA

Перезапуск производства для SLS


От шаттлов осталось шестнадцать двигателей SSME. Этого хватит на четыре полета сверхтяжелой ракеты SLS (на второй ступени стоят четыре двигателя), но для последующих пусков потребуются новые. Поэтому еще в 2015 году Aerojet Rocketdyne получила контракт на возобновление производства. Параллельно тогда же начались проверки адаптированных под новую ракету двигателей со склада. А с конца 2017 года приступили к испытаниям модификаций для новых двигателей.

Главным отличием новых RS-25 будет увеличенная тяга. В конце эксплуатации шаттлов двигатели работали на 104,5% исходной тяги. Для адаптированных двигателей со склада ее уже увеличили до 109%, и если в 2017 году планировали добавить 2 процента, то уже в феврале этого года тестовый двигатель "разогнали" до 113% исходной тяги. Кроме этого, на RS-25 поэтапно внедряются новые детали.

На этапе 1А на двигатель установили новый демпфер пого-колебаний, произведенный методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере. Печатать деталь сложной формы будет дешевле, чем изготавливать использовавшимися ранее методами.

Этап 1B, как ожидается, начнется 4 августа, и на нем проверят 9 новых деталей, среди которых новая камера сгорания, изготовленная методом горячего изостатического прессования, и более дешевая теплоизоляция насоса топлива высокого давления.

Жизнь двигателя после смерти ракеты 02.jpeg
Новая изоляция - серебряное покрытие слева. Фото NASA

Главным изменением этапа 2 будут простые гофрированные трубопроводы вместо сложных гибких соединений. В отличие от шаттла, двигатели SLS будут меньше поворачиваться в полете, что позволяет упростить конструкцию.

А на этапе 3 сопло, которое раньше изготавливалось из 37 деталей, заменят на новое, собирающееся из всего четырех.

Жизнь двигателя после смерти ракеты 03.jpeg
Изготовление нового сопла, фото NASA

В итоге кроме увеличения тяги двигатель должен заметно подешеветь, потому что новые компоненты, как ожидается, будут стоить на 20-60% меньше.

Жизнь двигателя после смерти ракеты 04.jpeg
Экономия на новых деталях, иллюстрация NASA

По условиям заключенного контракта шесть новых двигателей должны быть переданы NASA в июле 2024 года.

Подтверждение многоразовости для XSP


Экспериментальный космоплан XSP (или еще недавно XS-1) - это проект DARPA по созданию ракеты-носителя с крылатой многоразовой первой ступенью.



В качестве двигателя крылатой ступени выбрали один SSME. Под названием AR-22 двигатель, в отличие от первого проекта, использует уже хранящиеся на складе детали и дефорсирован с 104,5% до исходных 100% тяги, которая была в 70-х. Зато здесь двигатель успешно показал пригодность к повторному пуску через сутки - в начале июля завершилась серия испытаний с 10 пусками двигателя за 10 дней. Именно быстрота повторного использования является одной из "киллер-фич" проекта.



Конечно же, такая скорость межполетной подготовки породила новые проблемы, например, пришлось искать способы быстро просушить двигатель. Но с ними справились, и среднее время межполетной подготовки составило 18,5 часов, а лучшее - 17 часов.

Заключение


Использование удачных конструкций прошлых проектов - логичная вещь, но сейчас, с модой на многоразовость, забавно смотреть, как из многоразового двигателя шаттла делают одноразовый для SLS. И если задуматься, тут скрыта любопытная история. Те компоненты шаттла, которые могли служить десятки полетов, устарели. В начале нулевых NASA пришлось искать по чуть ли не помойкам процессоры 8086. А двигатели постоянно перебирались и заменялись - за 135 полетов шаттлов на них отработали 46 SSME (еще один был изготовлен, но не летал ни разу). В среднем один двигатель служил 8,8 полетов, и при производстве новых двигателей в них закладывали модификации, улучшающие их характеристики.

Жизнь двигателя после смерти ракеты 05.png
История обновлений двигателя, схема NASA

В результате двигатель пережил свою ракету, и сейчас его может ждать еще долгая жизнь в других проектах.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Жизнь двигателя после смерти ракеты

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

Жизнь двигателя после смерти ракеты attentioneer.jpg

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 22:34

https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
"Издательство «Азбука» ищет контакты переводчицы Натальи Ульяновой. Участник Школы переводов В. Баканова она в 2005 году выполнила перевод одного романа из цикла Джима Батчера «Досье Дрездена»". От себя добавлю: очень-очень нужно, чтобы Наташа нашлась. Очень талантливая, я ее помню еще по ...
Солидные и авторитетные политики из Европейского союза в последние дни страшно озабочены очередным дерзким попранием прав человека в Российской Федерации. И не мудрено: митингующим «антикоррупционерам», возглавляемых Навальным, власти разрешили митинговать и даже выделили площадки ...
Только что мне дорогу перешел черный кот. Дважды. За пару минут буквально. По пути туда и по пути обратно. Тут всего пути-то было - мусор за угол вынести. А он - тут как тут. Раз - и перешел! Дождался - и снова перешел. Это заставляет задуматься. И я ...
Закат Солнца, радуга, водопад, северное сияние, цветущая роза... Кажется, человек никогда не сможет создать ничего равного по красоте. И всё же, мы не можем оторвать глаз от картин мастеров эпохи Возрождения, мы восторгаемся архитектурными шедеврами... А что может быть прекраснее ...
Позабивал всех больных Двоих госпитализировал: Гонартроз и последствия ОНМК. Одну история отправил на экспертизу. Ничо тяжёлого, но притомился. Пойду-ка новости почитаю. Но что-то мне кажется что ничего путного там ...