Живём дальше Ч.7

топ 100 блогов tatiana_gubina01.11.2015 События, которые описаны в этом тексте, происходили три года назад.
Самое начало этой истории - здесь
Для тех, кто не читал - это очень много букв, и несколько разделов - "Откуда берутся дети", потом "Началось", потом "Живем вместе".

Часть 6 здесь

Начался новый учебный год. Младшая пошла в шестой класс, Старшая — в седьмой. После поездки в Англию детку мою вроде отпустило, да и я пришла в себя, и мы опять стали общаться. Не очень дружелюбно, без всякого тепла, но и без особых провалов. Мы обе старались «не трогать» друг друга, существуя каждая в своем мире. Я смотрела на детку как будто отстранённо, у меня прошёл мучительный страх за её будущее, я больше не «привязывала» её будущее к себе, ну как сложится так и сложится, и какой она будет, такой и будет. Я больше не считала, что я могу что-то сделать, и как-то её изменить. Такое вот она «явление природы», а над природой я не властна.

Она была нагловата, стала ещё больше уверена в том, что ей «положено». Споря со мной, ссылалась на конституцию, в которой якобы прописаны ее права и мои обязанности. Я просила доказательств в виде предъявленного первоисточника, она кривилась, с усмешкой уверяла, что найдет где все написано, я же не пускаю её в интернет, и я соглашалась на интернет — давай, детка, ищи правды. Текст так ни разу и не появился — не то поленилась рыться в законах, не то прочитала и не нашла искомого. Держалась она теперь весьма заносчиво — в школе ей ставили четверки и пятерки, и девочка моя полностью уверилась в том, что она самая умная. Она вызывалась участвовать во всех олимпиадах — и по истории, и по математике, и по русскому. Результаты были плачевны, но детку это нисколько не смущало — она же участвует, сам факт придавал ей самоуверенности.

Я пыталась сказать ей, что предметная олимпиада — это про знания, а не про «участие», но она отмахивалась, и не скрывала, что именно это «знаниями» и считает — прийти и посидеть под «вывеской», и потом снисходительно всем рассказывать по телефону, как она устала от того, что именно она «отдувается за весь класс». Однажды я её осторожненько спросила, насколько умной она себя считает — она потупила глаза, усмехнулась и пробормотала что очень. Это было бы неплохо, если бы не одно «но» - ей казалось, что преуспевать в науках ей дальше некуда, ну а обо всём остальном и речи быть не может — всё нужное она уже познала. Меня это иногда злило, иногда смешило. Я не собиралась менять её убеждения, считая, что жизнь сама где-нибудь да пнёт. Вскорости так и случилось.

Как-то она подошла ко мне, и сказала, что произошла неприятная история, и она хочет, чтобы я вмешалась. История была следующая. Мальчик, с которым они вместе были в школе в Англии, прислал ссылку на видео, на котором три девочки, включая мою детку, некрасиво кривлялись на сцене. Теперь он собирается выложить этот ролик в контакте, чтобы все увидели. Детка сказала, что я должна как-то повлиять на мальчика, и заставить его ролик не выкладывать. Я стала выяснять подробности. Спросила - а зачем она вылезла на сцену и там кривлялась? Я ожидала, что она скажет, что они дурачились-играли, ну мало ли зачем девчонки лезут на сцену в перерывах, не ожидали что их кто-то увидит, тем более запишет видео. Детка неожиданно сказала — у нас был конкурс талантов. Я уставилась на неё в изумлении.

У них был «конкурс талантов» - каждую неделю. И они вылезли на сцену «показать свои таланты».

       - То есть вы вышли на сцену сознательно? - история становилась для меня всё более непонятной, - То есть прямо сознательно, специально вышли на сцену при полном зале, и на сцене кривлялись?

       - Мы не кривлялись! - воскликнула моя Старшенькая, - Мы танцевали! Это танец был такой!

Я окончательно перестала что-либо понимать.

       - Окей. Давай разберемся. Вообще-то ты сама только что сказала, что вы кривлялись. Но хорошо, пусть танцевали. То есть вы станцевали танец, который казался красивым, а потом на видео оказалось, что все выглядит не так хорошо? То есть ты хотела станцевать лучше?

       - Нет, - сказала детка, - там все так и есть, как мы танцевали. Я хорошо танцую. Просто я этот танец не выучила.

Она явно злилась. Чего я к ней с дурацкими вопросами пристаю. Моё дело — остановить наглеца, и навести порядок, а я тут выясняю неизвестно что.

       - Так зачем же, дорогая, ты вышла на сцену, если ты не выучила танец?

Детка взвилась:

       - Так у нас же был конкурс талантов! - возмущенно закричала она, - ты что, не понимаешь? Конкурс талантов!

       - И какой же талант ты демонстрировала?

Я понимала, что сейчас веду себя жестоко. Минута сомнения была, но я решила, что если сейчас её пожалею и не покажу ей ситуацию с другой стороны, то она так и будет дальше кривляться вместо танцев, заносчиво считать себя «самой образованной» и «преуспевать» подобным образом и дальше, пока не наткнётся на что-нибудь, что её всерьёз обломает. Теперь она смотрела на меня зло, исподлобья, набычившись.

       - Я что, не имею права участвовать? - выдавила она. - Другие, значит, имеют право, а я не имею.

       - Имеешь право, - покивала я, - имеешь полное право демонстрировать свои таланты на конкурсе. Если они у тебя, конечно, есть. Насколько я поняла, таланта не обнаружилось. И вылезать на сцену было незачем.

       - Я имею право, - сказал детка.

Я завелась, но несильно. Ровно настолько, чтобы мой голос звучал чуть на повышенных тонах, и от этого — более убедительно. Детку вообще убеждал напор. Вялая логика, при всей своей неоспоримости, редко производила на неё нужное действие.

       - То есть ты считаешь, что имеешь право угощать ни в чем не повинных людей зрелищем своих дурацких движений? Ты уверена, что ты можешь вот так вот вылезти на сцену, занять чужое время и внимание, там сидели люди, которые пришли посмотреть на что-то красивое и приятное, они-то имели на это право, они же на конкурс талантов пришли, а им вместо этого подсунули чью-то вихляющуюся задницу и дурацкие выкрики. Ты-то какое право имеешь кормить публику всякой гадостью?

Детка смотрела на меня, раскрыв рот. Я выдержала паузу и прибавила:

       - И ведь они даже не могли убежать, эти люди в зале. Они просто вынуждены были на это любоваться.

Мы посидели молча. Она спросила, что теперь ей делать с этим видео. Я сказала, что понятия не имею. И что я бы вмешалась, если бы все произошло случайно, и мальчик, например, подглядел бы где-то за ними. А в такой ситуации я вмешиваться не буду. Это естественные последствия ее дурацкого и обидного для других людей поведения. И я пальцем не шевельну, чтобы на что-то тут повлиять.

Девочка моя зло сказала, что она вообще теперь никогда не пойдет в школу. Я не стала спрашивать, при чем тут её школа. Я слышала её интонации, видела выражение её лица и понимала, что она говорит так не потому, что ей неловко или стыдно — она просто пытается на меня воздействовать. У неё была эта черта — она любила всяческий шантаж, и не раз пыталась «надавить» тем, что бросит школу, вообще убежит, и даже «выпрыгнет из окна». Я обычно пожимала плечами, даже на угрозу окна, ввиду того, что окно ее комнаты располагалось на высоте трех метров, и внизу был мягкий газон. Она что-то зло буркнула, и вышла из комнаты. Через пару недель я у неё поинтересовалась, что там с тем видео. Она радостно рассказала, что родители других девочек мальчику пригрозили, и он затею оставил. Детка говорила с воодушевлением, и праведное возмущение звучало в её голосе. Я поняла, что с её точки зрения справедливость всё же восторжествовала.

Она продолжала вести себя вызывающе и нагло, и я старалась не обращать внимания. Но внутри накипало, и однажды я подошла к ней и в сердцах спросила — Что тебе надо? Ну вот что ты от меня хочешь? Что ты меня все время достаёшь, и делаешь мне все назло, и стараешься, чтобы мне стало неприятно? Она усмехнулась, как обычно, и пожала плечами. Я решила, что она как всегда будет молчать, и смотреть в сторону, и что-то бормотать себе под нос, и повернулась, чтобы уйти. Неожиданно она заговорила. Вернее, стала выкрикивать – ей не повезло, что она попала в эту семью. Вот другим детям везет, им достаются хорошие родители. А ей вот — нет. Я спросила, что это значит — хороший родитель, в её представлении. Она начала объяснять быстро и горячо — вот Маше повезло, ее мама весь день на работе, и Маша приходит из школы, и делает все что ей захочется. И телевизор смотрит, и в контакте сидит, и гуляет сколько хочет и где хочет. «А ты, - сказала она, - ты все время дома сидишь! И я не могу делать то, что я хочу!»

Я видела, что ей действительно горько и обидно. И что она действительно сейчас переживает, что ей так вот не повезло в жизни. Я — одна из несправедливостей ее судьбы. Мне отчего-то было ее жалко. И у меня даже возник порыв ее пожалеть, но как? Скажу — да, тебе так не повезло со мной и с моим режимом работы — два раза в неделю по вечерам? Посочувствую ей... Я повернулась, ушла. И думала о том, что в моем доме живет ребенок, который чувствует себя несчастным. Которому плохо, и все не нравится. И я тоже чувствую себя несчастной, и мне все не нравится. И я не знаю, что с этим делать, я ничем не могу помочь ни ей, ни себе...

Иногда она злилась очень сильно, и если раньше она в своей злости замыкалась, то теперь щедро выплескивала ее наружу, и не стесняясь громко ругалась, швырялась предметами, толкала мебель, на слова и окрики не обращала внимания. Как-то я попыталась остановить ее физически, схватив за плечо, и она оттолкнула меня с такой силой, что я призадумалась. Она была намного сильнее меня, я это уже давно заметила, и я подчас сожалела о том, что когда-то давала ей подзатыльники. А если она теперь захочет мне отомстить? Иногда получалось так, что я случайно протягивала руку в ее сторону, и она тут же резко выбрасывала вперёд свою, как будто парируя удар. Я боялась, что она меня рано или поздно ударит. Не потому что я этого «не переживу», а потому что это нельзя будет проигнорировать. Я должна буду как-то на это отреагировать, любым способом вернуть ее снова в ту «черту», которую она в таком случае пересекла бы. И я не знала, как и «чем» смогу это сделать. Тогда точно надо будет расставаться, отправлять ее в детский дом, или куда угодно... Я не хотела этого. Я просто боялась случайно попасть в ситуацию, которая потребует от меня каких-то действий, и избегала свою девочку сколько могла.

Я чувствовала, что раздражаю её самим фактом своего присутствия, она иногда просто впадала в ярость, и я думала о том, что если я со своей стороны хоть пальцем ее трону, то для нее это, пожалуй, станет сигналом, что «можно драться». Спасало то, что я опять стала сильнее ее морально, и душевно полностью отстранилась от нее, она это чувствовала, и я видела, как она сдувается от того, что ее выпады меня не затрагивают. Если не затрагивали, то все обходилось. Если я «попадала», то ситуация шла вразнос, детка свирепела, я кое-как ее утихомиривала, но «эмоциональный хвост» шел такой, что скручивало меня иногда по нескольку дней подряд.

Однажды я вернулась домой поздно вечером, как обычно после работы, часов в одиннадцать, и услышала наверху шум и стуки. Поднявшись наверх, поняла, что девочка моя ругается и швыряется разными предметами. Увидев меня, она затихла, и быстро нырнула в постель, вернее, под ту груду вещей, которая была навалена у нее на кровати. Я не переставала удивляться — ведь так очень неудобно спать! Ноги упираются в эту огромную кучу, она буквально заползает под неё, и все скомканное, целая гора, мешает же, давит, и места чуть-чуть остается. Если я просто заводила об этом разговор, детка хмыкала и отворачивалась. Если я требовала убрать постель, та попросту сбрасывала кучу на пол, падала на кровать и накрывалась одеялом с головой. Наша помощница по хозяйству давно уже объявила, что она эти кучи убирать не будет, и под деткину кровать залезать не будет, вот помоет все вокруг, а это пусть так и валяется. Я ее понимала — все постиранное и поглаженное на следующий день оказывалось вновь скомканным и перемешанным с ношеным и сваленным на пол, и отделить одно от другого не представлялось никакой возможности. Валя, помощница, как-то сказала мне, что чувствует себя униженной от того, что так обходятся с результатами ее труда, и мне было нечего возразить.

Сейчас детка лежала под одеялом не шевелясь, я собралась гасить свет, подошла к Младшей, та тоже почему-то была укрыта с головой, я коснулась одеяла, она подняла голову — мама, как хорошо что ты пришла! Я посидела с ней, спросила — все ли в порядке, та ответила — да, все в порядке, и сказала, что ей очень хочется спать. На следующий день я спросила ее, из-за чего накануне Старшая подняла шум, она сказала, что сама не поняла, но до моего прихода все было еще хуже. «Я лежала и боялась, что Старшая чем-то тяжелым кинет в мою сторону, и в голову попадет, вот и накрылась одеялом». У меня внутри как будто скручивалась мерзкая холодная пружина. Я понимала, что надо что-то с этим делать. Мы живем и боимся нашу Старшую. Мы все живем какой-то странной жизнью. И с этим надо что-то делать. Я не знала, что с этим делать.

Мне было не по себе. Я понимала, что Старшая вряд ли что-то сделает Младшей нарочно. Вот так вот, чтобы подумать и нанести ей какой-то вред физически. Но вдруг что-то произойдет случайно? Может быть, просто взять и срочно отселить Младшую в другую комнату? Я предложила ей — давай, перенесем твои вещи, все же поспокойней будет. Та неожиданно сказала — нет. «Если я сейчас уйду жить в другую комнату, - сказала она, - Старшая совсем обнаглеет. Она решит, что выжила меня из комнаты. А это моя комната! Я не собираюсь отдавать ей свою собственную комнату!»

Она была права. Все выглядело бы именно так — девочка «отжала» себе территорию. Я покрутила другой вариант — переселить Старшую в отдельную комнату. И поняла, что получится то же самое — девочка так всех достала, что девочке выделили отдельную прекрасную территорию, где она всласть сможет оттягиваться — превратит комнату в свалку, завалит все, что можно своим хламом, будет там валяться на кровати целыми днями, бормоча под нос, тупя в телефончик и поджевывая стащенную и припрятанную еду. И для нее это будет «победа» - она всех «сделала», она добилась своего права жить так как ей заблагорассудится, она установила в доме свои порядки. Нет. Момент был упущен — именно сейчас никого никуда переселять было невозможно.

Мне очень хотелось пристроить нашу девочку к какому-нибудь занятию, которое ее бы увлекло. Мы продолжали ходить в фитнес-клуб, она занималась плаванием, но это стало для нее рутиной, она плавала хорошо и даже с удовольствием, но без особого увлечения. Иногда она заговаривала о том, что хочет научиться рисовать, и я стала об этом думать. Кружков поблизости никаких не было, художественная школа была слишком серьезным решением, к тому же туда еще нужно было поступить. Я решила попросить свою приятельницу, художницу, чтобы та позанималась с моей Старшенькой. Раз в неделю. Глядишь, дело бы пошло, тогда можно было бы и чаще. И это было рядом, пешком полчаса, и детка могла бы ходить к ней сама.

Приятельница неожиданно для меня горячо откликнулась на мою просьбу — сказала, что ей давно хотелось чем-нибудь помочь, и она с удовольствием позанимается. Это «помочь» меня насторожило – зная добрый нрав и жалостливую душу моей знакомой, я могла предположить, что та хочет «помочь сиротке», но решила, что дела это не испортит, пусть помогает из тех соображений, которые ей больше нравятся, главное — они будут заниматься. Я сказала детке о том, что есть такая возможность, и та обрадовалась.

Первый раз я отправилась вместе с деткой, чтобы «проложить путь» - при всей своей домашней и отчасти школьной наглости и самоуверенности, незнакомые ситуации вызывали у нее заметную тревогу. Художница моя подготовилась «по всем правилам» — на столе красовались гипсовые шар-куб-конус, от яркой лампы ложились четкие тени, и я подумала, что она, пожалуй, хватила, моей детке с кубиком бы справиться, причем без всякой светотени, ей тяжело давались пропорции, а идея перспективы, как я раньше ни билась, проскакивала мимо, не задев даже краем. Я решила не вмешиваться и ничего не говорить — пусть сами разбираются, в конце концов, не будет получаться, так приятельница моя сама догадается упростить задачу, и они найдут тот уровень, с которого можно начинать. Я распрощалась, ушла.

К моему огромному изумлению, домой моя девочка притащила полностью прорисованную композицию, с тенями и даже отчасти намеченным узором на скатерти. Я спросила — чей это рисунок, подумав, что наша учительница могла набросать детке для образца, но детка ответила — мой, это я рисовала! Сказала совершенно уверенно, как о чем-то само собой разумеющемся. Она сходила на урок, нарисовала там рисунок, принесла его домой, что непонятно?

       - А про светотень тебе тетя Ира объясняла, или ты сама так вот схватила, увидела?

       - Чего? - спросила детка.

Я прикинула, что слова она вполне может не знать, а глазами видеть. Я ткнула в рисунок пальцем:

       - Ну вот видишь, здесь белое, а здесь темнее, рядом с линией...

       - А, - сказала детка, - это испачкалось, это я стереть забыла! - Она потянулась за ластиком, выдергивая у меня из рук альбомный лист.

       - Не стирай, - сказала я, - это так надо. Это специально так делают, чтобы объем передать.

       - Там вообще-то эти штуки белые были, - сказала детка, - а карандашом это мне тетя Ира велела закрашивать. Поэтому черные пятна.

Я поплелась на крыльцо сарая — курить и размышлять о вечном. Потому что я не знала, о чем еще можно размышлять в такой ситуации. Потом я позвонила Ире, и аккуратненько расспросила, что они там делали и как что у детки получалось. «Конечно, она пока ничего не умеет, - сказала та, - но ведь ей надо помочь! Я ей чуть-чуть помогала, просто чтобы она видела, что она все может. И она такая умничка, так робко просит, чтобы я ей помогла!».

Больше всего мне хотелось завизжать. И произнести пламенную речь о том, что детка моя определенно умничка, вот в этом самом смысле. И в эту игру - «помогите мне бедняжке» она играет виртуозно, и уже не одного учителя «сделала». И при этом, самым загадочным образом, она уверена в том, что сама все может и все умеет. Даже более чем уверена. Она у нас — королева вселенной, все ей по плечу. Она же не умеет рисовать, вообще. Она не способна провести более-менее плавную линию, не оборвав ее и не потеряв мысли, зачем и куда она эту линию ведет. Она хочет уметь рисовать — это прекрасно, желание — это уже очень много. Моя пламенная речь осталась внутри меня, а наружу вылезли пару слов про то, что, может быть, взять для начала уровень полегче, и если Ире так уж хочется рисовать эти гипсы, то может, оставить один кубик, или шарик, а лучше бы и без них, нам бы чего попроще, ну вот хоть... я не знала, что найти достаточно простое... ну хоть яблоко. Все же рисуют яблоко. Оно простое и не скучное.

Ира согласилась, но я почувствовала, что она недовольна. Вместо того, чтобы восхититься успехами ребенка и оценить каких хороших успехов они достигли всего за один урок, я вмешиваюсь в образовательный процесс и вообще лезу с советами. Я подумала что первый блин комом, как-то оно все приспособится, ну и детка все равно же карандашом по бумаге водит, и уже польза, и уже хорошо.

Со следующего занятия детка принесла почему-то птичку. Такую разноцветную птичку, явно откуда-то срисованную. Красивую. «Сама рисовала?» - спросила я, уже зная ответ. «Сама, - кивнула детка, - тетя Ира мне немножко помогала, а так я все сама». «Нарисуешь мне копию?» Детка выяснила, что такое копия, потом поинтересовалась — зачем мне эта копия нужна, я объяснила, что этот рисунок она же наверняка захочет повесить на стенку — предыдущий уже там красовался, - а копию я возьму себе. Через некоторое время она пришла, недовольно бурча, что у неё нет таких карандашей, и что она забыла как это рисуют.

Я позвонила Ире, спросила — как дела. Та сказала, что решила изменить план, девочке скучно, и она подумала, что надо начинать с чего-нибудь веселого. Девочке же надо помогать. Вселять в неё уверенность. Чтобы она поверила в себя и в свои возможности, она же сирота, и ей и так в жизни тяжело пришлось. Нельзя ей говорить, что у нее что-то не получается, надо чтобы все получалось. Она хочет помочь. Я слушала ее и думала о том, что благие намерения способны убить все живое. Но я не могла сказать об этом своей хорошей приятельнице Ире.

Детка продолжала ходить на эти занятия. Сам факт, что она туда ходит, ей явно нравился. Это было «развлечение», к тому же в этот день она быстрее обычного сворачивала уроки, говорила, что «у неё же сегодня рисование», и начинала собираться «в дорогу» часа за два. Она приносила очередной «шедевр» - они с Ирой то перерисовывали картинки, то Ира ставила натюрморты с нашедшимися в доме фруктами, все выглядело очень достойно, ярко и уверенно. Ира, похоже, получала удовольствие. Детка протягивала мне рисунки как-то равнодушно, я не видела в ней радости, какая бывает у человека, который только что был в процессе творчества, хоть краем. Я звонила Ире, та уже сбавила свой энтузиазм, говорила о том, что девочка её не слушает, не выполняет её указаний, и она ей дает задания на дом, а та их не выполняет. А рисовать надо каждый день, чтобы был результат. Я спросила детку, отчего она дома не рисует, и та ответила, что дома у нее не получается, и вообще она не понимает, зачем все это надо. В целом, меня этот «ход вещей» не удивлял, девочка моя ко всему относилась именно так, попробовал – не получилось с наскока — зачем все это надо — не буду делать. Но ей же на самом деле хотелось рисовать, она не раз об этом говорила!

Я задавала ей вопросы так и сяк, и наконец она сказала то, что поставило все на свои места. Она думала, что «её научат рисовать» - это значит, что ей покажут какие-то конкретные приемы. Ну вот кошку рисуют так, а собаку — вот эдак. Если двигать рукой вот так и так, то получится вот такая картина. Она же видела, как это делают другие люди — у них это очень просто получается, они берут карандаш, и ведут им по бумаге, и у них получаются эти рисунки. Она ожидала, что ей покажут «траекторию». Делай так и так, и все получится. Она была разочарована. Я села рядом с ней, взяла листок, стала рисовать «кошку» - восьмерка, глазки вверх, язычок вниз, голова с ушками — ты вот так хотела научиться? Она сказала - да, и спросила - можно ли рисовать так вообще все. Я сказала, что сама умею только кошку, но можно поискать в интернете такие специальные уроки, когда тебе дают шаблоны. При слове "уроки" детка скисла, а когда я произнесла слово "шаблоны",  посмотрела испуганно. Я подумала, что она ждала очередного "волшебного ключика", такого "доступа" туда, где лежит умение. Попал туда и - ррраз, и все умеешь.

К Ире она продолжала еще какое-то время ходить, я не возражала, сама она, видимо, получала свои удовольствия — прогулка, и попить с тетей Ирой чаю, а потом посидеть в центре внимания два часа, и в результате принести домой яркий рисунок, который «официально» считается ее произведением. Тетя Ира все больше на неё злилась, и все меньше это скрывала, но детку это, похоже, не смущало — она привыкла, что люди на неё злятся, и, видимо, воспринимала это как некую «норму жизни». С Ирой я время от времени разговаривала, про себя усмехаясь тому, как первоначальный энтузиазм и «желание помочь сироте» сменяются раздражением, негодованием, усталостью и даже обидой. Как же так — я же ей помогаю! А она...

Из разряда «бедных сироток» детка моя уже перекочевала в ряды «неблагодарных», и Ира чувствовала себя обманутой. Детка вовсю играла в свои игры, и забрасывала школьные уроки, ссылаясь на то, что «тетя Ира велела рисовать», и сидела по нескольку часов теребя альбом, а когда я интересовалась результатами, отвечала, что у неё ничего не получается и она все уже выкинула, показывать нечего. Через некоторое время я отменила уроки рисования. Детке объяснила все как есть — она валяет дурака, никаким «рисованием» тут и не пахнет, а уроки она забросила капитально.

Ире сказала, что все дело в нехватке времени, ребенок не справляется с дополнительной нагрузкой и съезжает по учебе. Я не стала говорить ей, что с «обучением» не получилось вообще ничего, и всячески ее благодарила за потраченные усилия, хотя и плату за занятия я вносила регулярно, но все равно — она тратила свои душевные силы, и благодарила я искренне. Впрочем, о своих размышлениях на тему «почему не получилось» я могла бы с таким же успехом сказать, потому что Ира на меня все равно обиделась.

Когда я думала о наших отношениях с моей Старшенькой девочкой, то понимала, что все больше ощущаю себя «мачехой». Чувство это было для меня не новым, оно приходило и раньше, и я с ним боролась, и искала в себе любви, и ждала, что пройдет побольше времени, наша взаимная привязанность окрепнет, и я начну ощущать себя просто мамой. Время шло, но мамой я себя чувствовала все меньше, и отчуждение нарастало. Дело усугублялось тем, что в какой-то момент я очень остро пережила осознание того, насколько я обделила Младшую. Не любовью, нет, но — вниманием, временем, возможностью быть вместе, всем тем, что до появления в семье приемной девочки составляло основную ткань и радость нашего общения. Поначалу я действовала из соображений «справедливости» - ведь приёмному ребенку должно доставаться не меньше, чем своему, а то и больше — она же действительно была обделена, и я должна восполнить нехватку.

Получалось, что я совсем не общаюсь с Младшей, если в это не вовлечена одновременно и Старшая. Я всегда звала обеих девочек, мы с Младшей терпеливо ждали, пока Старшая к нам присоединится, мы не «двигались вперед», пока Старшая не разберётся, в чем тут дело и чем мы вообще будем заниматься. Я не вела себя с Младшей так как раньше, мы не дурачились, не возились, не смеялись вместе, не сидели обнявшись — мне казалось, что наша близость может обидеть Старшую, задеть, ведь с ней я ничего такого не делаю. А с ней того же самого не получалось — такое взаимодействие рождается из чувств и взаимной радости, но никак не может произойти из мысли что «так надо». Получалось, что я лишаю Младшую «мамы» от того, что не могу дать Старшей того же самого.

Потом у меня что-то «перещелкнуло», и я поняла, что так нельзя. И именно это и несправедливо — пытаться быть «одинаковой для всех». Я перестала оглядываться на Старшую, когда обнимала Младшую, и мы с ней возились и дурачились столько, сколько хочется, и Старшая оставалась в стороне, но я поняла, что ничего искусственно делать не буду. Теперь я откровенно относилась к ним по-разному. Любила ли я Старшую — для меня это был вопрос, я не чувствовала рядом с ней никакой радости, я не скучала по ней, мне не было счастливо от того, что она рядом. Я была к ней несомненно привязана, это не было равнодушием, мне по-прежнему казалось что она без меня пропадет, хотя тех бурных всплесков эмоций, скорее негативных, со мной больше не случалось, и я вяло думала о том, что когда-нибудь все это закончится. Но это «когда-нибудь» было так далеко и нереально... Мы просто жили рядом, и на месте тех чувств, которые могли бы быть, оставалась вина за то, что я оказалась ей плохой матерью, слабая надежда на то что хоть что-то изменится, и раздражение, с которым я в итоге ничего не могла поделать.

В каком-то смысле я смирилась с «ролью мачехи». Именно так я себя и ощущала, и ничего тут поделать было нельзя. Случайно в телевизоре попался старый фильм «Золушка», советский черно-белый, и отчего-то резанула сцена, в которой Золушка преподносит сестрам сделанную ночью тряпочную розу, те говорят - «какое уродство», хотя видно, что роза им нравится, и спорят, и тут подходит их мать, и тоже подтверждает, что роза уродлива, и говорит, что заберёт ее себе. Я смотрела и думала — ну а если бы роза была действительно так, не очень. Если бы роза была некрасивой, и кое-как сделанной. Тогда сцена приобрела бы совсем другой смысл. Ну вот накрутила девочка что-то из тряпки, и «преподносит» сестрам, а тем ведь на бал ехать. Вроде и отказать сестричке неловко, и выглядеть будешь по-дурацки. И тут приходит мама, и забирает розу себе, выручая дочек и «подтверждая» падчерицу — мол, все нормально, твоя роза нашла свое место.

Пробило меня на такой разворот именно потому, что со Старшенькой у нас случались похожие ситуации — не как в кино, а так, как мне подумалось. Иногда она мне что-то «преподносила». В основном, за компанию с Младшей, или если обстоятельства того требовали. Поначалу, в первые год-полтора, она обычно искренне старалась меня порадовать, и делала от души. Это всегда чувствуется, когда — от души. Я радовалась и тому, что она это сделала, и ее нарастающим успехам в ручных поделках, и тому что ей и правда хочется сделать мне приятное. А потом все чаще случалось, что она приносила мне что-то наспех сделанное, кривое-косое, и совала — это тебе. Как тот подарок на Новый год, который она сделала, потому что «так надо». Нате, это же вам надо, чтобы я тут что-то такое «творила»!

А последнее время появилась еще и другая сторона, связанная с этой ее самоуверенностью и «превознесением своих талантов». Она как будто не нарастила, а наоборот, окончательно потеряла способность видеть, хорошо или плохо она что-то сделала. Младшая собирала бусы — в ее одиннадцать лет у нее получались уже не просто «детские поделки», но — вещь, и мы с ней обсуждали, что, пожалуй, уже можно и подружке подарить, не стыдно. Старшая хватала нитку, насаживала на неё пять-десять случайных бусин, завязывала узел, и по случаю «дарила» мне, и смотрела на меня с вызовом — это же подарок, что, скажешь что он плохой?

Ей было четырнадцать, и во многих «социальных моментах» она уже вполне разобралась — подарки принято принимать с благодарностью, а если это хендмейд, то непременно хвалить. Она знала, что благодарность ей в такой ситуации «полагается», она «имеет на неё право», и ждала «выдачи положенного». Свои усилия при этом можно минимизировать, она продолжала жить в парадигме «главное- участие», главное — это сам факт подарка, а уж что он там из себя представляет — ну что смогла! Она же старалась, и посмеет ли кто-то в это не поверить? Глаза ее в таких ситуациях поблескивали, и я понимала, что сейчас она действительно демонстрирует один из своих талантов — снимать с ситуации максимальный «профит» минимальными усилиями.

Я ловила себя на том, что все больше погружаюсь в «образ мачехи», и он у меня внутри оживает и обретает характер, и историю, и свой внутренний мир. Это была не зловредная и забавная Раневская из фильма «Золушка», и не жестокая злодейка-мачеха из французской сказки, стремящаяся всеми силами извести прелестную падчерицу. Моя мачеха была той, что попала в неожиданную для себя ситуацию, и пытается как-то в ней жить, и со стороны её действия выглядят злыми и несправедливыми, но сама она знает, в чём её правда, и почему она поступает так а не иначе. Это была не я — это был персонаж, которому я придумывала внешность, и дом, и разговоры, и конечно там были две дочки, и «королевство», которое стало населяться неожиданными для меня характерами и наполняться событиями, а историю своей мачехи я начала за некоторое время до того, как она познакомилась с лесничим и вышла за него замуж.

Наверное, я тогда просто «убежала» в свою сказку, и начала её писать, посвящая этому занятию все время, которое можно было счесть свободным. Я давала читать написанное дочкам, и Младшая с удовольствием погружалась в дела королевства, а Самая Старшая, которой я как-то показала кусочек, однажды попросила меня дать ей прочесть дальше, «что ты там пишешь про принцесс». Мне было приятно, хотя я понимала, что моей истории не хватает «объема», а динамика сюжета конфликтует со столь любимыми мной «внутренними обоснованиями». Как бы там ни было, я каждый день открывала файл, и это спасало.

На осенние каникулы мы решили ехать в Гонконг. Там у нас жили друзья, и у мужа планировалось какая-то встреча по проекту, и мне хотелось показать Младшей Будду - «самого большого из сидящих под открытым небом», и погулять по островам, и всего того, чем обычно радует поездка — новых впечатлений, непривычной еды, когда вдруг открываешь для себя неожиданный вкус и радуешься, новых людей и новых оттенков неба... Младшая пришла расстроенная — «Мама, Старшая говорит, что она не хочет с нами ехать! Она опять ходит и бубнит, что не нужно ей этих заграниц, и вообще ничего не нужно, зачем ее опять куда-то тащат, и все это...» Старшая «знала свое дело», она была на сто процентов уверена, что Младшая, расстроившись, принесет информацию мне, а она-то тут вообще ни при чем, и всегда может отпереться и сказать, что «ничего такого не говорила», и «не это имела в виду». А даже если говорила именно это, то и тут она была в «выигрыше» - она же не хотела никуда ехать, ей вообще ничего не надо, и значит, вести себя можно как угодно, дурить и все обламывать, ее же заставили, и она теперь справедливо протестует!

На минуту я почувствовала обычный провал — опять все то же самое, и я буду таскать за собой это упирающееся чудовище, которому «вообще ничего не надо», но которое при этом сметает килограммами вкусненькое и вполне уверенно пополняет свой гардеробчик, и выбирает себе местечки получше, и крутит в руках симпатичные сувенирчики, вскидывая и тут же опуская глаза со вздохом, чуть слишком громким...

Она, значит, ехать с нами не хочет... И заграница ей чужда, а родных просторов ей в этой поганской семье не обеспечивают, всячески нарушая ее законные права. А я чего хочу? А уж я-то как не хочу ехать с ней вместе! На этом месте я испытала что-то вроде озарения. Да не хочу я! И не возьму ее с собой, зачем человека мучить! Найду с кем её оставить, да хоть вон с Валей, та мне весь мозг проела — зачем я беру с собой детку, она все равно не ценит, и как-то намекала, что могла бы и остаться с той, когда мы уезжаем. Меня вдруг отпустило, и жизнь показалась не такой уж отвратительной. Неужели получится, и я поеду куда мне хочется, не прицепив к себе этот чудесный «чемодан без ручки»? Об этом надо было хорошо подумать, и аккуратно все спланировать. И ни в коем случае не выяснять отношения с деткой. Она свое слово сказала, отнесемся к её слову с должным вниманием...


                                                                            Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Путин неожиданно ликвидировал крупнейшее информационное агентство РИА-Новости, которое исповедовало "оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры". На его базе создается международное информагентство «Россия сегодня», чьей задачей, видимо, станет не самая ...
...
Путину В.В. Не освободив страну (по примеру Китая) от кабальной колониальной долларовой зависимости, Вы ставите перед Правительством и деловыми кругами РФ нереальную и нерешаемую задачу 5%го роста ВВП. Вы сами лишаете нас конкурентоспособности.  И это всем и каждому в стране понятн ...
это тупорылость или безответственность? а может многие мамы подсознательной хотят избавиться от ребёнка.... а может просто хамство. просто несколько историй, не конкретных возьмём улицу парк, у меня за окнами если чо. там около.. да нет, точно пять детских площадок. Пять точно. может ...
…А может и не узнаем. Может быть мы не узнаем ничего нового, а наоборот, припомним кое-что старое. Старую добрую войнушку, например. Проверенный тысячелетиями метод обнуления накопившихся социальных проблем, ресет для системы общественных отношений. Вам кажется, что государство – ...