Живем дальше. Ч.2

топ 100 блогов tatiana_gubina15.08.2015 Часть 1 здесь

Обрывочные воспоминания о тех месяцах. Пытаюсь восстановить ход событий — получается плохо. Помню, что в какой-то момент во мне словно что-то сломалось. Но в какой именно, и отчего — что произошло, была ли какая-то конкретная причина, толчок, событие, ссора… Или просто кончился «запас прочности»? Не могу вспомнить…

Листаю старые записи. Читаю:

«И днями длится - плохо, плохо, плохо.... Этот чужой ребенок - нет, какой там ребенок - чужой человек живет в моем доме, ходит, стоит, сидит, жует, проводит по мне равнодушным взглядом, спросишь - зыркает исподлобья, потребуешь хоть малости какой - в ответ с интонациями взрослеющей хабалки - "А почемууу я далжнааа?" Ходишь и думаешь - господибожемой, ну и зачем я испортила себе жизнь, вот нафига мне это счастье сдалося, я вообще для чего это все огребла?

А вечером вдруг так пробивает жалость к ней - стоит, уже в пижаме, глазами хлопает - ну дура-дурой, простигосподи, и ничегошеньки ведь не понимает, что плохо, почему плохо. И обнимаю ее, прижимаю к себе, прижимается доверчиво, как будто и не было никаких разборок и претензий, и головой зарывается, и сопит где-то там, ниже плеча. Отстраняю от себя немножко, смотрю ей в лицо - взгляд светлый, чистый такой, ну дитя и есть дитя.

Знаешь, - говорю, - вот разобрать бы тебя на кусочки, а потом собрать по новой, с самого начала. Кусочки хорошие такие, но собраны как-то неправильно. Пересобрать бы.…" "А у меня - не так, - отвечает мне она, - мне знаешь как кажется? Как будто я робот, которого очень давно не смазывали, он заржавел, и от этого плохо двигается. Как будто меня надо смазать, и переналадить, и детали починить". Удавиться можно...........»

Читаю эти строчки, и плакать хочется. Ведь понимала она сама, что что-то не так. С ней не так. С нашей жизнью — не так. И стояли мы обнявшись, и чувствовали, наверное, в тот момент друг в друге поддержку, и тепло человеческое. А потом опять — чужое, дикое, непонятное… Злое, разрушительное.

Иногда, помню, думала — смотреть бы на все попроще. Не морочиться идеями, не хотеть несбыточного, жить как живется, судить обо всем просто и без рефлексий. Два раза в неделю к нам приходит помощница по хозяйству, Валя. Уборка-стирка-глажка. Энергичная женщина, приезжая, работает в трех домах, и еще за старушкой какой-то приглядывает, за жилье. Говорит — «Ну что вы, Татьяна, переживаете? Взяли сиротку в дом, она благодарна быть должна, а она мало того что благодарности не чувствует, так еще и выделывается. Вломили бы ей посильнее, чтобы свое место знала. А вы ей — сапоги вон дорогущие. Зачем ей такие сапоги?»

Валя начищает эти сапоги, и смотрит на меня почти с укором. Я понимаю, что она сама себе такие сапоги купила бы, но ей дорого. И она искренне не понимает, отчего этой «сиротке» такое благо привалило, за просто так. А она вон пашет-пашет, и не может позволить себе столько хороших вещей, которые у нашей девочки под кроватью комками валяются. Валя выгребает из-под деткиной кровати «добро», ругаясь себе под нос. Иногда возвращаюсь домой, она подходит - «Татьяна, вы уж простите меня, я конечно, права не имею, но уж не удержалась, сказала ей все, что думаю, пока вас не было!» Я отвечаю — мол, чего вас прощать, у вас с ней свои отношения, я тут вроде и ни при чем.

Валя женщина прямая, горячая, за словом в карман не лезет, и при этом — обидчивая очень. Помнится, проработала у нас недели две, и обиделась — я попросила ее не оставлять ведро посреди коридора. Валя ведро отодвинула, пошла оделась, собралась — уходит. Спрашиваю — куда? Отвечает — я у вас работать не буду! Я не могу работать, когда мне указывают, где ведра ставить! Я смеюсь — а чего, говорю, такого — я вас попросила, вы переставили, в чем проблема-то? Стоит, вся негодованием пышет, рассказывает мне, что у нее характер такой, не переносит она ничего подобного. Минут двадцать с ней разговаривали — жалко же бабу, работает хорошо, она мне нравится, и ей у нас, вижу - нравится, просто таракан у нее вот такой в башке живет. Смотрю — вроде отходит понемножку. «Ну а что же говорит, будет, если я снова ведро где-то не там поставлю?» «Да чего будет — снова попрошу переставить, вот и все!» Улыбается. Ладно, говорит, давайте я у вас еще поработаю.

Меня она с тех пор зауважала — видимо, я была единственной в ее карьере, кто сумел ее в чувство привести, и без ущерба для самолюбия. Потом-то она у нас несколько лет работала, а из других домов чуть что уходила — тут ей так поперек сказали, а там эдак. Голову вздернет — я без работы не останусь, как я — никто не работает! Это уж точно — так все терла, плинтуса иногда отваливались. Бывает, подойдет, совета спросит — то про бабку свою, то про мужика какого-нибудь, то про дочку, которая там, на родине, осталась, и в коледже выучилась, и хочет теперь за границу уехать, и за иностранца замуж выйти. Разговариваем… Советов я ей, конечно, не даю, слушаю, поддакиваю да переспрашиваю, она сама все и скажет, что в мыслях крутилось. Меня потом благодарит — как вы мне хорошо подсказали! Я про себя улыбаюсь.

Сует мне сапог под нос — посмотрите, ну что же это такое! Да, действительно — весь носок ободран, кожа слезла клочьями, и как это детка умудрилась? Зову, спрашиваю. Сначала та делает большие глаза — первый раз вижу, потом признается — пока утром ждала меня у машины, носком сапога лед с бортиков отковыривала. Там такой лед, пополам с грязью примерзает, вот она и била по нему. Ну вот что тут скажешь? И правда сама я мама-дура, ну зачем я ей взрослые девичьи сапоги покупаю, красивые и дорогие, если знаю, что ей вот так вот интересно. Купила бы «вездеходы» какие-нибудь, и в бюджете экономия, и проблем никаких. Эх… «Вот будешь теперь в ободранных сапогах ходить, - в сердцах говорит Валя девочке, - новых-то не купят!» Детка пожимает плечами — я знаю, что ей это и вправду безразлично. В новых, в старых…

У них с Валей свои отношения. Валя считает, что воспитание — штука простая. Говори погромче, чтоб услышал. А если не услышал — вломи посильнее. Свою дочку она, похоже, так и воспитывала. Как, спрашиваю ее при случае, у вас отношения? Ужасные, говорит, у нас отношения, дочка меня ни в грош не ставит. Чего ни скажу — все не так, мать — дура. Надо, говорит, было с ней построже — сейчас уже поздно. Мою детку она не тронет, в этом я уверена, границы допустимого в чужой семье Валя чувствует очень хорошо. Да и детку поди тронь — ростика она маленького, а силушка в ней не девичья. Захочет — сама кого зашибет.

Я вижу, что у них есть какое-то свое взаимопонимание. Поломавшись под деткиной кроватью и выругавшись разными словами (при мне эти слова вполне литературны, но я подозреваю, что когда меня нет, словарный запас несколько расширяется), Валя велит девочке самой разбирать свалку. Удивительно, но та выполняет все беспрекословно, и явно без малейших обид на Валю. Впрочем, был моментик, когда детка попыталась заявить, что Вале тут «деньги платят, вот пусть она и делает». Насколько я поняла, дальнейшая разборка проходила на уровне «иерархии в стае», и стороны пришли к понятному им соглашению. Детка — член семьи, и имеет право пользоваться оплаченными услугами — до известного предела. Зато Валя — старшая, взрослая, и имеет право указываеть ребенку, где тот выходит за рамки. Я наблюдаю это со стороны, их «паритет» меня вполне устривает.

Иногда присутствие чужого человека напрягает. Валя у нас всего два дня в неделю, но срывы, и мои, и деткины, случаются все чаще, и иногда голоса повышаются и в ее присутствии. Для нее это, похоже, дело нормальное, она скорее, нашу прежнюю «тихую» жизнь воспринимала как нечто необычное. Иногда я плачу, и она меня утешает - «Да что вы расстраиваетесь. Чего плакать-то, ну просто недохват у человека. Шариков недоложили, и все».

Меня этот «недохват» и смешит, и возмущает. Словечко такое, емкое, я не могу не оценить его меткости. Одновременно мысль — какое право она имеет так говорить! Это же мой ребенок, а она говорит такие вещи, по сути — оскорбительные. Впрочем, говорит-то она не напрямую детке, а мне. Мне так плохо, что любое утешение приходится впору — и я думаю о том, что и тут я «сдала позиции», еще полгода назад я потратила бы время, чтобы объяснить моей утешительнице, что к чему в теме детей-сирот, и отчего нельзя относиться к моей детке так, как она. Сейчас у меня нет ни сил, ни желания менять чьи-то взгляды, я смотрю в сторону, киваю, говорю — да ничего, все пройдет, мы найдем понимание, все будет хорошо.

Иногда я, находясь на позитивной волне, начинаю рассказывать Вале что-то «тематическое», про детские дома, и про то, что многое можно изменить, и что главное — принятие и понимание. Она слушает, потом спрашивает — «и что, Татьяна, вы действительно во все это верите?» Она говорит — «вы хороший, добрый человек, Татьяна, но вы себя убьете. Уж очень вы все близко к сердцу принимаете». Мне становится плохо от ее слов. Мы с Валей в этом смысле как будто в разных измерениях. Для нее есть одно — благодеяние, и благодарность, которая должна тут быть, а ее нет. Меня корежит от идеи «благодеяния», но я не могу объяснить своей собеседнице, как и что тут для меня по-другому. Не нахожу слов. Пожалуй, я и мыслей уже не нахожу. Думаю — а я сама-то понимаю, что делаю? Раньше вроде понимала. А последнее время живу на «автопилоте», и думать боюсь о том, что такое происходит в моей жизни…

Снова читаю старые записи:

«… - Ну зачем мне учить историю? Мне ее не надо учить. Учительница не требует, чтобы мы учили, говорит, чтобы просто прочитали. Если я буду все учить, что задали, я до десяти вечера просижу. Зачем учить этот параграф, если я все равно все забуду через неделю?

Выбешивает. Вот весь вечер выбешивает. И только на следующее утро до меня вдруг доходит - так ведь это же она позицию свою отстаивает, аргументы приводит, причем несколько сразу!! Сама ж ее учила, мол, если не согласна - аргументируй, убеждай. Вот она меня и убеждает».

Пытаюсь вспомнить, как это было. Про «выбешивает» - помню. Про то, что отказывалась учить историю — тоже помню. Зацепила меня тогда эта «история». Не то чтобы я так уж хотела, чтобы детка ее учила. Но вот приносит же пятерки — чуть не с каждого урока. Пятеееоорки! А спросишь хоть самую малость — не знает. Вообще, ничего. Не просто не знает — не понимает, о чем идет речь. Фраза из учебника — абракадабра для нее. Ну ладно, учебники, как всем известно, написаны «ужасно», и если ребенок не понимает того, что там написано, то это принято относить «на счет составителей». Но она вообще — не понимает. О ком идет речь, о чем, а главное — зачем все это. Нет у моей детки в голове ни «географических» привязок, но «временных» - когда, где и с кем все это происходило, она сказать не может. Она вообще удивляется, когда я говорю, что описанные в учебнике события когда-то происходили с настоящими людьми — ей казалось, что это просто так кто-то зачем-то придумал.

И вот эти отличные оценки. Их ставит та самая учительница, которая, как я давно знаю, «жалеет сиротку», и пытется ей «помочь». Я все размышляю — пойти с ней поговорить? И как я ей объясню, что она приносит вред моему ребенку? Что детка и вправду верит, что она «все знает». Ну или что «ничего такого не надо». И она безусловно верит в то, что она - «отличница». Здравствуй, очередная халява! Я прикидываю, как я могла бы поговорить об этом с человеком, который абсолютно уверен в том, что творит добро. Понимаю, что у меня вряд ли получится. Корю себя за то, что пускаю ситуацию на самотек…

И — да, я пытаюсь видеть хорошую сторону. Детка отстаивает свою позицию. Я в очередной раз отмечаю, как хорошо моя девочка стала говорить, как четко она произносит слова, как грамотно строит фразы. Она вкладывает чувства в свою речь, у нее богатые, насыщенные интонации. Да, это не те чувства, которые мне хотелось бы «слышать», но в каком-то смысле это естестсвенно. Как психолог я не могу не знать о том, что выход из оцепенения происходит через негатив. Никто не выскакивает из подавленных, «убитых», депрессивных состояний сразу к радости и светлому принятию мира. Сначала — агрессия, и злость, и отвержение. Только так. Потом, постепенно, плохое будет уходить. Эти мысли скользят по краю моего сознания. Я знаю умом, что это так. Но мои чувства восстают, здесь и теперь я отвергаю все эти премудрости, мне плохо от ее агрессии, от ее «отстаивания позиций», я устала, я больше не могу, я давала ей достаточно времени, и сколько я от нее уже принимала, хватит, хватит! Хватит! Плохо мне, и безнадежно… И все психологические теории — дерьмо. Ничего хорошего вообще не будет… Так я чувствую себя — там, глядя на свою детку...

Вот еще, запись из прошлого:

«…  - Когда мы ссоримся, мне кажется, что я бык, и что я мчусь на тебя... А у тебя такая красная тряпка в руках, и ты мне ее показываешь... - это она мне говорит.
       - Дивный образ. Только мне вот все время кажется, что это ты мне красную тряпку показываешь, - это я ей, в раздумьи.
       - Да, наверное, ты права...»

Удивительно. Как мы с ней разговаривали. И ведь это ее образ — бык, красная тряпка. Такой яркий, емкий образ. И как она согласилась, что образ можно «повернуть»… Отчего же у нас не углублялось, не закреплялось это понимание? Не помню…

Помню, что мне помогали разговоры - приходить в себя, хоть как-то восстанавливаться. Долгие разговоры с теми, кто понимает, о чем идет речь. Та психолог, из детского дома еще, бывшая коллега, которая потом «вела» мою девочку — она звонит, расспрашивает, слушает. Я ей рассказываю, поначалу осторожно — поймет ли, не осудит ли? Понимая, что не осудит, говорю-говорю-говорю. Знакомые-подруги, тоже приемные мамы, с этими можно не боятся, что осудят, этим можно все — как есть. Иногда, правда, каждый ситуацию на свой лад понимает, у каждого свои нюансы, но это не страшно, это не мешает, слушаем друг друга по очереди, все разное, но все похоже. И тупик у каждой — тупик. И понимание, что надо жить дальше, и искать силы, и конечно, мы их найдем, куда мы денемся. Фраза «я больше так не могу» означает всего лишь, что прямо сейчас мне нужно ее сказать, и потом идти жить дальше.

Знакомая приемная мама рассказывает, что ездила в дом отдыха, поездка специально для приемных семей. Говорит о том, как там было хорошо, и интересно, и много знакомых. Для родителей были семинары, для детей — игры, и совместное что-то, ну и вообще — пообщались, поговорили, поддержали друг друга. Спрашивает — может, ты тоже поедешь в следующий раз? Я говорю — нет. Я не поеду. Давно уже поймала себя на этой мысли — я не хочу ездить куда-то «как приемная мама». Это немного странно, для меня самой. Я не понимаю, в чем тут дело, это просто ощущение — мне не нравится «социальная роль» приемной мамы. Я не могу этого объяснить. Не потому, что я «устала от всего этого», нет. Это было с самого начала. Что-то про «социальные стереотипы» - мне не нравится, когда они идут «впереди меня». У меня есть приемный ребенок, но это мое личное дело. Не нужно относиться ко мне как «к той, которая...».

Впрочем, никаких сложностей эти мои странные мысли для меня не создают. В опеке регулярно предлагают воспользоваться услугами для приемных семей, но с нашей опекой мне просто — они ни на чем не настаивают, и можно просто написать письменный отказ. В школе у моей детки льгота на бесплатные обеды и завтраки. Я ей говорю — льгота есть, ты можешь ею пользоваться, или нет. Это твое право. Поначалу для нее было новостью, что можно — не пользоваться. Она ест эти бесплатные обеды — иногда, почему бы и нет. Но я рада, что у нее, похоже, понемногу растворяется былой стереотип «если ты ребенок-сирота, то ты делаешь то-то и то-то».

В целом, мы живем плохо. Мы ссоримся, я чего-то хочу от детки, и чего-то от нее требую, и она чего-то требует, и против чего-то протестует… Я не помню, чего такого мы друг от друга хотели, что вызывало постоянные ссоры, сцены, разборки. От чего мрак стоял стеной, и было так невыносимо. Мы воевали друг с другом — я и детка. И я уже не была «умным взрослым», чутким понимающим приемным родителем, ну или - почти не была, мы обе были быками, несущимися друг другу в лоб, и «красные тряпки» злого упорства реяли над нашими головами…

Мне говорили — что ты хочешь, это переходный возраст. В переходном возрасте они все такие. Я понимала, что отчасти это так. У моей Самой Старшей тоже был переходный возраст, и она давала мне жизни. Или мы обе давали друг другу жизни? В любом случае, я хорошо помнила, как это бывает. И я знала, как это бывает у других — впрочем, у всех по разному. И мне упорно казалось, что дело тут не только в переходном возрасте. Что-то еще...

Конечно, я останавливалась, и пыталась осмыслить, и возвращала себя в спокойное, вдумчивое состояние — иногда. Вечерами мы разговаривали с мужем, и я «сливала» на него негатив, накопленный за день. Иногда он сам «вовлекался», и волна агрессии поднималась и в нем тоже — и это было хуже всего, потому что у меня не оставалось никакой опоры, и я проваливалась…

Я помню, что Младшая все больше стала обо мне заботиться — в самом прямом смысле. Она приносила мне чай, и говорила - «мамочка, полежи, ты устала», и иногда я не выдерживала, и начинала и ей «сливать» свой негатив. Я понимала, что этого нельзя делать ни в коем случае, но — делала. Моя младшая дочь все больше превращалась в заботливую «мамочку» - для меня. Понимала ли я, что делаю? Отчасти — да. Но только отчасти, опять-таки, краем сознания, и отмахивалась от этих мыслей, потому что если их принять, и посмотреть правде в лицо - за что тогда держаться?

Еще одна старая запись:

«… в очередной раз с мужем не соглашались - зависит ли все в жизни человека от него самого, или же есть судьба, предопределение, заданность? Последнее время у нас с ним часто на эту тему философические дискуссии случаются, так как повод есть - ходит этот повод, кушает и спит, то сопит, то вопит, то улыбается, то руками размахивает, неустанно наводя на размышления, не пропадет ли наш скорбный труд...
...
Такая картинка родилась, с топографическим уклоном. Топография несколько метафорична...

Вот, например, идет человек через горы - трудно идет, вверх-вниз, где-то карабкается, за камни руками цепляется, тропинка узкая, а главное - это одна-единственная тропинка, по которой можно пройти. Вот нету другой, и все. Ни слева не обойдешь, ни справа, ни развилочки, ни обходика. Камушки из-под ног сыпятся, а впереди узкое место, карнизик над обрывом, и надо собраться с духом, и пройти там, страшно, высоко, кругом камни, расщелины, а идти надо, одна дорожка.

И вдруг кто-то умный говорит - вот ты задумайся, ведь в жизни человека все зависит от его выбора, каждый должен найти свой путь, свой собственный! Нет предопределенности, нет заданности, все в жизни человека зависит от него самого... Все пути ему открыты! "Открыты-открыты", думаешь ты, нащупывая хоть какую-то опору для левой ноги...

Другая картинка. Степь да степь кругом, степь широкая. Земля твердая, ровная. Всадник по полю скачет. Хочет - туда скачет, хочет - сюда скачет, хочет - круги наворачивает. Вся земля ровная, все триста шестьдесят градусов в его распоряжении. И вот кто-то ему скажет - ты найди свою дорогу, выбери направление, определись, милый! Нельзя же так - и туда, и сюда... Надо целенаправленно, последовательно, в одном направлении, шаг за шагом. Шаг за шагом. Эхххх, есаул, ну ты догадлив был...»

Сейчас я читаю, и пытаюсь вспомнить - какая из этих картинок была мне ближе? Да обе, каждая на свой лад. Карабкаюсь по этой горной тропе — нет, дело не в том, что она одна, и что она — предопределена ли, нет ли. Какая разница! Дело в том, что сил нет. Мне не нужно - «решение». Мне нужно — силы. Я не могу двинуться вперед. И не могу двинуться назад. И зависнуть и никуда не двигаться я тоже не могу, потому что прекрасно понимаю, что долго так не продержусь — это же не отдых, это тщетное цепляние за острые выступы, и рухну я в эту пропасть не сейчас, так очень скоро… А вот пришел бы кто-то умный и сильный, да и вытащил меня оттуда! Или попросту — пинка бы дал, для ускорения. Нет никого, нетууу…

И про степь — тоже близко. Не понимаю я, где дорога, куда дорога, зачем дорога. Как «правильно»? Что именно делать? И чувство, что все перепробовала, и все — не так. И не знаю я. И никто не знает…

«Просто жить» не получается — очень уж плохо. С мужем философствуем — это оттягивает, но ненадолго. Внешне жизнь наша заполнена разнообразными делами. Мы с девочками продолжаем заниматься икебаной — каждая из нас делает успехи, на свой лад. Мы ходим в фитнес. Девочки плавают, и участвуют в соревнованиях. Мы читаем книжки — и вместе, и по отдельности. Мы смотрим кино. Мы гуляем. Я договариваюсь о том, что выйду на работу — сколько можно сидеть дома. Надеюсь, что работа вытащит меня из состояния «все плохо и безнадежно». Внешне, для других людей, не заметно, что я пребываю именно в нем. По крайней мере, мне кажется, что незаметно.

Я по-прежнему пытаюсь понять свою девочку. Я догадываюсь, что она скучает по своему бывшему приемному папе. Пару раз она меня спрашивала — почему я с ним поссорилась. Каждый раз я отвечала — все то же самое, как это было для меня. Она выслушивала молча. Один раз спросила — помирюсь ли я с ним когда-нибудь. Я ответила — не знаю, мне самой не очень хочется, и подозреваю, что и ему тоже. Она сидела в задумчивости. Я задала вопрос — может быть, она с ним общается, и знает что-нибудь о том, хочет ли он помириться? Она замотала головой — очень поспешно — нет, нет, она не общается, и мне подумалось, что скорее всего — да, какое-то общение между ними есть. Но она мне про него не скажет.

Я понимала, что с этой темой у нас все плохо. Разрыв с папой не прошел даром. Я была почти уверена, что какая-то доля нашей теперешней агрессии «повисла» именно из-за этого. «Сломанная» ситуация, и непонятно, как ее починить. Мне приходило в голову — может, просто позвонить ему, и восстановить отношения, без затей. Пригласить в гости. Моральных трудностей у меня тут не было — позвонить я могла. Но вот дальше… Я представляла, как он приедет — победителем, отцом, и как будет себя вести. Конечно, это были только мои предположения, и, возможно, все было бы совсем не так, но я не могла через это переступить. Не первый год знакомы-то, и вряд ли он за эти месяцы сильно изменился. Сейчас сделаю шаг навстречу, и опять буду хлебать ложкой одну субстанцию, и теперь уже до бесконечности… Мне хотелось поговорить об этом с девочкой, но при малейшем упоминании «папы» она дергалась и замыкалась.

Я часто думала о ее прошлом, и о том, как ей было раньше, и как живется сейчас. Как-то я решила поговорить об этом. Подозвала свою детку, предложила сесть рядышком. Убрала весь негатив, заранее настроившись, что приму все ее ответы просто как информацию к размышлению. Спросила — скажи, ты иногда скучаешь о той жизни, которая у тебя была раньше? Ну, может быть, там, в тех временах, осталось что-то такое, что тебе сейчас кажется — лучше, интереснее, более привлекательным, чем то, что у тебя есть сейчас?

Она сначала посмотрела на меня с недоверием, видимо, опасаясь, что я спрашиваю с подвохом, и начну оспаривать, или убеждать, что сейчас — лучше. Но мой вопрос был честным, и она это почувствовала. Сказала — да, есть такие вещи. Вот, например, на гимнастику она там ходила, а здесь на гимнастику не ходит. Еще она там ходила в бассейн. И гуляла сколько хотела, а здесь нельзя так помногу гулять. Я внимательно слушала, держала ее за руку. Бассейн меня искренне удивил. Она сама рассказывала - в тот бассейн ей ходить было скучно, плавать она не умела, и проводила время, держась за бортик. И воды она боялась. Я осторожно переспросила, стараясь, чтобы мои слова звучали нейтрально — но ведь тогда она и плавать не умела? Детка кивнула — да, не умела, но все равно — ей хочется в тот бассейн. Я поблагодарила ее за ответы, мы еще чуть посидели.

Она поинтересовалась — зачем я все это спрашиваю. Я ответила — мне важно понимать, как ты себя чувствуешь, и скучаешь ли по той жизни. Я сказала — конечно, я не могу тебе вернуть тот бассейн, и ту гимнастику, и те прогулки — тоже, но я хотела узнать, как это для тебя. Она кивнула — да, я понимаю.

Разговор не выходил у меня из головы. Я крутила ее ответы так и эдак. Ну, с прогулками — понятно, там ей действительно было привольнее, чем здесь. Но вот гимнастика? По ее же собственным словам, она ненавидела эту гимнастику, и не хотела туда ходить, у нее там что-то не получалось, и отношения не складывались. И по этому поводу дома возникали конфликты. Отчего же сейчас она вспоминает эту гимнастику как нечто, чего она лишилась? Да и с бассейном то же самое получается. Загадка…

В какой-то момент меня осенило. Эти ее ответы «легли» куда надо, и другие мысли, которые давно варились у меня в голове, вдруг сложились в картинку. Все вместе — вот эта тоска о вещах ушедших. И ошеломляющая, сметающая все агрессия в текущей жизни. Отвержение нашей теперешней жизни — ведь все чаще я слышала от детки именно это — я не хочу тут с вами жить, я не хочу делать это, и это, и то, и другое, и третье — самые обычные, простые вещи, которые, казалось бы, не могли сами по себе вызывать столь бурных отрицательных эмоций. Она отвергала меня — я чувствовала это все сильнее, и понимала, что не я сама тому причиной, хотя я могла и добавлять негатива. И подростковый возраст — «переходный». И еще — мелькало в ее словах нечто… Что-то почти неуловимое. И мое ощущение, что — что-то здесь не так. Вдруг — я поняла.

Переходный возраст, да. Возраст, когда взрослеющий ребенок «отвергает» семейные устои. Пытается «выйти» наружу, в большой мир, и отталкивается от того, что так заботливо давали родители — нет, я хочу сам, я должен пробовать сам, я сделаю наперекор, потому что мне надо как я, а не как вы. Но… В обычной семейной ситуации, как бы ребенок ни отталкивал от себя «родительские ценности», он все равно, по большому счету, остается «под куполом родительской протекции», если можно так сказать. Я же отлично помнила, как это было с моей Самой Старшей дочкой, да и свой возраст я помнила — ты устраиваешь бунт, но «небо» над головой — незыблемо. Мирозданье остается в целости и сохранности — просто потому, что для тебя есть только одно мирозданье — то, в котором ты родился и рос. Оно — аксиома.

А у моей детки нет этой «аксиомы». И отвергая «устои», она разрушает — все. Вместе с «куполом». Да и есть ли он, этот купол? Одна семья, другая семья, и детский дом — это ведь тоже дом, хотя его и не приято «считать» за семью, но это тоже — вариант мирозданья, и он таким и остается в судьбе, и третья семья. За что тут держаться? Чтобы оттолкнуться от чего-то, надо это «что-то» иметь. А тут — нет ничего. Ничего устойчивого. Ничего, чтобы существовало бы «от начала времен». Вот она и разрушает — все.

Я подумала о том, что, на самом деле, этим можно объяснить многое. Обычно, когда у приемных детей начинается переходный возраст, приемные родители переносят это очень тяжело. И им все говорят — ну что вы хотите, это же просто переходный возраст! Ничего особенного, у всех так. А вы так трагично относитесь к самым обычным, закономерным вещам. Теперь я поняла, что, на самом деле, все не так. И приемный ребенок может переживать свой переходный возраст, свое взросление совсем не так, как ребенок, у которого семья не «ломалась». Для него тут не остается «опоры», за которую он продолжает держаться. Разрушается — все. Приемные родители могут чувствовать, что происходит что-то не то. Что-то, чего не должно быть. Все очень плохо, и непонятно, что именно. А вот это и плохо. И что самое плохое — непонятно, что с этим делать.

Я долго ходила с этими мыслями, не понимая, какие выводы я могу из них извлечь. Могу ли я что-то противопоставить? Могу ли я как-то «укрепить мирозданье»? Я не видела никаких «практических» выводов.

Прошло еще какое-то время, и я, не то в инстинктивной попытке "укрепить мирозданье для детки", не то сопротивляясь своему собственному разрушению, становилась все более жесткой и требовательной, все меньше стремилась к пониманию, и заботило меня только одно - чтобы эта "конструкция" хоть как-то устояла.  Я стала резче относиться к тому, что мне не нравилось. Я стала настаивать на том, что «рамки» стоят именно там, где я их установила, и границы проложены там, где я решила, что они будут проходить. Было ли это ошибкой — я не знаю… Это не было «планом», или осознанным решением. Я не отдавала себе отчета в том, что я делаю именно это. Потом, спустя пару лет, когда я смотрела на этот период уже другими глазами, я пришла к выводу, что делать нужно было не совсем то, и совсем не так. Но на тот момент — я шла по этому пути. Другого я не видела, и даже не подозревала, что он существует.

                                                                                        Продолжение...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Я тут такое крутое видео полицейской погони на мотоциклах посмотрела. Где-то в Бразилии пишут. Там два видео, пыталась вставить сюда, но если не вышло, вот тут на пикабу можно посмотреть. ...
over_voltage=14 arm_freq_min=100 arm_freq=2300 gpu_freq=750 на 2350 уже лажа. и 800 тоже всё реско портет. гпу паметь вапще трогать нильзя! паходу оптимальный максемум апредилён надолго впреть. comments read more at Константин Пиявкин rss2lj ...
на фоне триера стримается жежейство фон плоско шутит с фестиваля вылетает да плоско шутит фон но вот что интересно на фоне триера и с треском вылетает мы будем счастливы спасибо интернету пусть жизнь короткая проносится и тает на день других ...
Услуга «Безлимитный Новый год!» подключается автоматически с 25.11 по 30.12 текущего года включительно при пополнении счета на сумму от 9 грн. Стоимость услуги — 5 грн — снимается во время пополнения. Безлимитные звонки за границу распространяются на следующие страны: Италия, Польша, ...
( Леонид Дымент ) Дух - это : - противоположность материи; - в универсальной, самой высокой степени - "Бог"; - нематериальная субстанция, носитель феномена психики или жизни; - атрибут Единой Субстанции по Спинозе; - имматериальная субстанция, носитель феномена психики или жизни; - ...