Женщины в российском роке. (Часть десятая)

топ 100 блогов soullaway08.08.2017 1
Женщины в российском роке. (Часть десятая)



Итак, сегодня десятый, юбилейный выпуск моих заметок о женщинах в отечественной рок музыке. Добрались, значится мы уже и до двухзначных цифр. Не без вашей помощи. Сам бы я столько имён и материала не смог найти. Так что в очередной раз говорю спасибо всем откликнувшимся. Юбилейную же часть я начну с одного из самых интересных городов России. Нижний Новгород. Хотя правильнее сказать Горький. Потому что история, которая нас интересует, началась именно при таком названии города.

Наверное, все примерно знают рок сцену Ленинграда, Москвы и Екатеринбурга. Особняком еще стоит Сибирь с центром притяжения в Новосибирске. Но вот Нижний Новгород, как и в целом Поволжье, оказались не то что бы забыты, но малоизвестны. Удивительный феномен. Не знаю чем это можно объяснить. Как ни странно там было довольно много групп и более того существовал свой рок клуб проводивший фестивали аж с 1986 года. Ну и плюс концерты в конце 80-х заезжих гостей. «Зоопарк», «Чайф», Егор Летов и Янка. В общем, музыкальная жизнь бурлила в Горьком.

В плане же женщин нас интересует нижегородская группа «Хроноп». Которая существует с 1985 года. Удивительно, но факт. Ребята играли на большинстве знаковых рок фестивалей своего времени. Они выступали на легендарном Подольском фестивале в 1987 году. Играли на Харьковском «Рок против сталинизма» в 1989 году. Там еще были «Гражданская Оборона», «Разные Люди», «Калинов Мост» и «Вопли Видоплясова». Может быть и еще кто-то, но толковой информации по тому фестивалю мне не попадалось. Может кто-то чего-нибудь видел или читал?

В начале 90-х принимали участие в фестивале «Рок чистой воды» и даже успели выпустить пластинку на «Мелодии» в 1991 году. При этом «Хроноп» так и остался малоизвестной группой.

2
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Заглавный кадр сделан в 1989 году на третьем Горьковском рок фестивале. В левом углу отчётливо видна девушка. Это Софья Серова. Пару лет она играла в группе на флейте. В записи официальных альбомов Софья не принимала участия, но на концерты, судя по всему регулярно ездила. Как минимум на харьковской записи 1989 года она указывается. Есть Софья и на нескольких фотографиях. Вот она на фото из ДК имени Орджоникидзе. 1989 год. Нижний Новгород.

3
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Здесь группа запечатлена во время концерта в Бору. Это город такой. Сосед Нижнего Новгорода. Хотя после того как сделали канатную дорогу считай, что спальный район мегаполиса под названием Нижний Новгород.

Относительно же Софьи Серовой могу отметить лишь то, что в конце 80-х она вышла замуж и с музыкой завязала. Чем занимается сегодня, не знаю, да и, наверное, не столь важно это. Главное, что жива, здорова и с Вадимом Демидовым по-прежнему общается. Если кто не знает, то Демидов это бессменный руководитель группы «Хроноп».

4
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Александр Литвинов больше известный как Веня Д͗ркин на мой взгляд человек фантастического таланта и не менее ошеломительного невезения. До прочтения книги «Песни в пустоту» я понятия не имел, кто он и что поёт. То есть, слышать такое имя слышал, но никогда не слушал. И вот после прослушивания я пришёл к выводу, что уж если кто и был талантлив в нашем так называемом андеграунде так это Веня. И ровно насколько талантлив ровно настолько же и неудачлив.

Конечно сегодня, он не собирал бы стадионы. Но свою нишу в шоу бизнесе Веня бы точно занял. И катался бы с гастролями по всей нашей огромной стране. Да и в телевизор уж точно попал бы.

5
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Однако, увы. Как всегда имеем то, что имеем. Веня так и остался ярким талантом, который банально не успел стать известным. В контексте же женщин в рок музыке нас интересует игравшая с ним скрипачка Вероника Беляева.  

6
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Сам Веня родился в Луганской области. Там же и начинал играть, но отдельной строкой в его биографии стоит Воронеж. В этом городе он подолгу гостил у друзей, репетировал. Вероника как раз оттуда. Совместно с ней они выступали в Белгороде, Москве, Старом Осколе.

7
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

После смерти Вени Вероника музыку не бросила и сегодня работает в Воронежской филармонии. Что и не удивительно. Образование у неё профессиональное.

На фото она в правом углу. Это воронежский оркестр. Примечательно, что когда-то Вероника выступала на фестивале «Оскольская лира». Это совсем иной уровень музыкантов. Больше любительский.

8

Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Собственно раз уж зашла речь о фестивале «Оскольская лира», то далее логично упомянуть Риту Шанхай Маунд. При этом и сам фестиваль представляет определенный интерес. Но в него пока что не буду углубляться.

Так вот Рита. С информацией в сети негусто. Я про неё и не знал ничего, но умные люди в комментариях упомянули эту барышню. Полез искать а, как известно кто ищет, тот найдет. Естественно обнаружились люди, кто её знает. Но самое главное выяснилось, что Женщины в российском роке. (Часть десятая) bolshojzmej в своё время написал пару замечательных книг.

Кому интересна персона Арефьевой, рекомендуется к прочтению вот эта. Там же есть и про Риту. Кому интересен Олди из «К.О.Т.» вот эта. По обеим ссылкам любопытный материал. Тусовки в Крыму, а это отдельный пласт субкультуры, неформалы, поездки на тот же фестиваль «Оскольская Лира». Умка, Фёдор Чистяков, да и много кто еще прилагаются. Большое спасибо человеку, что зафиксировал всё это для потомков. Он же и выложил фотографии невиданные доселе.

Вообще с литературой по нашей рок музыке негусто. Наверное, тоже надо сделать отдельный пост. Возможно, я просто слишком поверхностно знаком с этой темой. А начав писать, сумею отрыть что-нибудь ошеломительно интересное.    

9
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

10
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Сама Рита из Воронежа. Там же судя по всему сегодня и живёт. Не знаю, занимается ли музыкой, но от 90-х осталось несколько записей. Ну и вот оказывается, что люди её еще помнят. Занимательно всё это. Выступала в Осколе, в Крым регулярно каталась, но играла, получается больше для себя и без каких либо амбиций.

11
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Что бы уж совсем разобраться со всеми этими полубардами, игравшими на «Оскольской Лире» упомяну и Настю Тюнину. У неё была группа «Настежь». Играет, судя по всему до сих пор. Кстати она тоже из Воронежа. Я до недавнего времени думал, что там кроме «Сектора Газа» и не было больше никого, ан нет. Чуть копнешь и можно засыпаться всякими именами.

12
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Некоторые вышеперечисленные исполнители изначально начинали играть в акустике. Часть из них так и осталась людьми с акустической гитарой. Занятный факт, но весьма популярные сегодня «Ночные Снайперы» тоже когда-то были акустическим дуэтом. А началась их история в 1993 году в Магадане. Не самый известный город в плане рок музыки.

Да и в целом город далёкий и сложный для творческого человека. Кто бы, что не говорил, а пути к развитию лежат через мегаполисы. Одновременно можно быть известным в Твери и невидимкой в Москве. Дороги неизбежно приводят наших музыкантов в два города. Питер или Москва. Когда-то были еще Свердловск с Новосибирском, но в 90-е это было уже неактуально. «Ночные Снайперы» выбрали Питер. 

На фото дуэт образца 1994 года в Магадане.

13
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Впрочем, как выбрали Питер? Здесь стоит рассмотреть биографию обеих участниц дуэта. Диана Арбенина родилась в Минской области, но росла на Крайнем Севере. Магадан, Чукотка, Колыма это всё часть её биографии.

Светлана Сурганова напротив родилась в Питере и там же выросла. В 1993 году она познакомилась с Арбениной и уехала вслед за ней в Магадан. Там им приходилось много где выступать. Были даже такие экзотические места как казино. Кстати смотрите, как выглядела в ту пору Арбенина.

14
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

А вот скрины с видео 1994 года. Конечно, барышни совсем на себя не похожи.

15
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

16
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Вот фото Арбениной с её мужем Константином Арбениным. И именно её муж на первых порах помогал группе. Он кстати известен как участник команды «Зимовье Зверей». Была когда-то такая группа в Питере. Собственно он же и организовывал первые концерты «Снайперов» в Санкт-Петербурге.  

17
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Выступали в середине 90-х «Ночные Снайперы» преимущественно в акустике. Самара, Тверь, Питер, Дания, Финляндия. Девушки брались за любое выступление. В Тюмени на очередном фестивале Сурганова и Арбенина познакомились с такими людьми как Игорь Копылов и Альберт Потапкин. Оба музыканта к тому времени успели отметиться в разных коллективах. «Телевизор», «Агата Кристи» и «Наутилус Помпилиус». Это далеко не полный перечень групп с кем они сотрудничали. При этом в «Наутилусе» оба играли вместе до самого распада группы в 1997 году.

Так вот в 1998 году Потапкин и Копылов вошли в состав «Ночных Снайперов», а к двухтысячному году был записан альбом «Рубеж» на котором и находится главный блокбастер группы «31 весна». Правда, Потапкин к тому времени перебрался в «Аквариум» к Гребенщикову. В общем, с этого альбома группа «Ночные Снайперы» что называется, выстелила. Я, честно говоря, других песен группы с ходу и не вспомнил бы. Ну, разве что «Катастрофически». Хотя эта песня появилась через пару лет.

18
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Как ни странно, но Сурганова в 2002 году ушла, что бы собрать свой коллектив. Ну а Арбенина осталась играть под той же вывеской. Напоследок вот такая фотография Дианы с еще одной важной женщиной в нашем роке. Еще отмечу, что на одном из альбомов «Снайперов» пела Лена Перова. Это та, что из группы «Лицей».

19
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Если бы я читал, а не писал этот пост, то сейчас заподозрил бы, что дальше речь пойдет о группе «Агата Кристи». Разве не похоже по фотографиям? Полнота, прическа, фестиваль «Максидром» на заднем фоне.

20
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Однако нет. Речь пойдет о группе «Иван-Кайф». Еще одна группа, которая так и не добилась успеха. При этом имелись и трансляции по телевизору, и ротации на радио, и выступления на крупных фестивалях. Фотографий середины 90-х с группой на сцене в сети не так уж и много. А из студии так и вообще мне не попадались. Жаль.

21
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

История группы началась в начале 90-х в Новосибирске. Занятно, но автор всех песен Михаил Зуев вышел из команды КВН. Там же играла и Татьяна Лазарева. Вы её хорошо знаете по передаче «О.С.П. Студия». До телевидения же она успела поучаствовать в записи первого альбома группы. Так же там принимали участие Елена Фадеева и Марианна Безносова. А на втором альбоме пела Маша Кац. Я как-то упустил момент, что позже Маша какое-то время пела в группе «Квартал». Ну а дальше так вообще она принимала участие в «Евровидении». Очередные вот такие любопытные кульбиты биографий разных людей.

«Иван-Кайф» же в середине 90-х заключил контракт с конторой «Extraphone». Она в то время занималась и Софией Ротару и «Агатой Кристи». Тут собственно как я понял, не обошлось без помощи Вадима Самойлова. Он же одалживал группе инструменты, а Алексей Кортнев из «Несчастного Случая» пустил к себе пожить музыкантов из Сибири. Дальше был тур «Голосуй или проиграешь», съемки клипов, еще какие-то гастроли.

Я очень хорошо помню, как по центральному каналу крутили рекламу альбома «Белокровие». Одноклассник даже купил. Фирма-то та же, что и «Агату Кристи» выпускала. А «Агату» в ту пору ценили. Казалось бы, группа шла уверенно к подъёму. Но к началу нулевых Михаил Зуев вернулся в родную Сибирь, лишь изредка бывая в Москве с концертами. 

На этой фотографии выступление группы в Красноярске в 2007 году. На подпевках предположительно Оксана Зуева.

22
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

В 2008 году Зуев попал в автокатастрофу и к музыке толком уже не возвращался. Два года его жизни ушло на восстановление, но в 2011 году Михаил умер от сердечного приступа. В 2012 году в Новосибирском Академгородке Михаилу Зуеву установили памятник. Странно, но я его не видел, когда там гулял.

23
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Из холодной Сибири отправляемся в дождливый Питер. В 1998 году там образовалась группа «Бабслэй». В отличии от многих других женских коллективов в составе «Бабслэя» изначально были исключительно девушки.

24
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Вокалистка Наталья Кордюкова.

25
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Ударница Екатерина Фёдорова. Позже она уйдет в группу «Ива Нова». И её заменит Светлана Терентьева, а позже Пётр Трощенков. Как видите, идея быть исключительно женским коллективом не оправдалась.

26
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Татьяна Аврамова играла на бас-гитаре.

27
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Так же в составе была Светлана Шестерикова. Она играла на аккордеоне. Позже будет сотрудничать с Сергеем Шнуровым. Инна Лишенкевич – гитара, вслед за Фёдоровой ушла в группу «Ива Нова». Её место занимала Татьяна Прасс. Были еще Жорник Елена – баян,  и Кильдеева Валерия – скрипка. Возможно, кого-то и забыл.

Группа активно гастролировала. В том числе были и концерты в Германии, Голландии и Финляндии. Но какого-то большого следа они так и не оставили в истории нашей рок музыки. Судя по всему, изредка группа выступает и сегодня.

28
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Первый состав группы «Башня Rowan» собрался в Москве еще в 1995 году. Перечислять всех кто играл в этом проекте весьма затруднительное дело. Отмечу лишь, что бессменным участником является Марина Богданова. Больше известная как «Тикки Шельен».

29
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

По образованию Марина филолог, сегодня работает корректором и пишет книги. Группа же её прошла путь от уличных концертов до клубных. При этом тоже никакой известности почти не снискала.

30
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

31
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

В 2010 году «Башня» распалась, но Марина выступает, и по сей день.

32
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Выше я написал, что не хочу углубляться в состав «Башни», но, тем не менее, не отметить такую женщину как Мария Лагофет я не могу.

33
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

В середине нулевых она окончила «Гнесинку». Сама она москвичка и сотрудничала с кучей музыкантов кроме Марины Богдановой. В том числе и с группой «Х.З.». Вот еще попалась любопытная фотография где Мария играет вместе с Натальей Тереховой. О ней я тоже писал в одном из постов.

34
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

А вот Мария играет не только руками, но и судя по всему ногами. Конечно же, выступает с различными коллективами она и сегодня.

35
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Ну и раз уж я углубился в тему скрипок, то стоит обязательно рассказать о Марии Нефёдовой. Она так же играла на первом альбоме «Башни Rowan». А позже сотрудничала с группой «Пилот», Юрием Шевчуком и знаменитыми «Король и Шут».

36
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

37
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Думаю, с кем она запечатлена на этой фотографии, говорить не надо.

38
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

В 2004 году Мария переехала в США и с музыкальной карьерой завязала, посвятив себя семье. Вот она со своими детьми.

39
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Ну что ж. Начинал я эту часть с Нижнего Новгорода им же и логично закончить. Вот фотография с того же третьего Горьковского рок фестиваля. Это группа «Новые Ворота». Кстати никаких других снимков с того фестиваля я не нашёл.

40
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Девушку со скрипкой зовут Наталья Спирина. Играет она в «Новых Воротах» с 1988 года.

41
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Нижегородский рок малоизвестен, но примечательно, что он вообще был. Пусть «Новые Ворота» и не собирали стадионов, но люди занимаются любимым делом до сих пор. Играют, выступают и пишут альбомы.

42
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

Наталья же Спирина сегодня играет в составе симфонического оркестра. Собственно как она и говорит в интервью, ей с детства хотелось быть скрипачкой и никем другим. Ею она и стала. По-моему это прекрасно.

А еще Наталья играет в квартете «Дамские Пальчики». Отрыл я тут в интернете песню Леонида Федорова в их исполнении. «Летел и таял» сама по себе песня, которая меня валит с ног, а уж в их исполнении так и вообще это что-то за гранью. Меня очень тронуло, как они её сделали.

43
Женщины в российском роке. (Часть десятая)

На сегодня всё. Спасибо за внимание. Кто будет в следующей части, пока не знаю. Точно не будет там Маши Макаровой, Земфиры, Чичериной и Натальи Медведевой. Этих дам я оставлю на финальную коду.  


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, а давайте знакомиться ещё ближе! Очень часто возникают повседневные проблемы и вопросы, и когда я что-то спрашиваю тут, в жж, всегда откликается много людей, пишут письма и в скайп, и вы всегда очень помогаете! Спасибо огромное! А вот ...
Накануне полного лунного затмения 21 декабря страсти накалены до предела, эмоции бьют через край, разум затуманен и не желает хладнокровно реагировать на провакации 11 декабря. Именно так нужно понимать эти события: как фарс, организованный ...
наверное нет ни одного дизайнера на русскоязычном пространстве, который не знает эту фразочку про булочки. ...
...
Из откровений Великого Гида с Лицензией:Не голодать - это как? С икрой? С мясом каждый день? Или достаточно хлеба, молока и пасты какойнить? Последнее минимум прекрасно позволяет, а большего и не должен. Вот поэтому пособия (кроме социальных ...