Женщины: похожесть и вариативность. Ответ Дмитрию Селезневу.
Шибеко Павел — 10.04.2011Гайд-паркер Дмитрий Селезнев в заметке "Женщины: похожесть и вариативность" высказал мнение, что количество поведенческих моделей женщин невелико. Однообразны они. Наталья Майер, в свою очередь, попрекнула его убогостью ассортимента психотипов мужчин.
Мое мнение не совпадает ни с той, ни с другой стороной.
Мне кажется, что совершается ошибка. Однообразие
типажей мужчин и женщин, характерное для современной
России, оба спорщика экстраполируют на всю человеческую
природу.
Проще говоря, жизнь - это пьеса. В тот или иной период истории в
ней прописывается большее количество ролей, которые могут "сыграть"
люди, или же меньшее. Зависит от экономики, политического
устройства, культуры и так далее.
Ну, например, по словам вице-премьера Собянина более 50 процентов
россииян работают в государственном секторе или служат чиновниками.
Такая ситуация, несомненно, накладывает отпечаток на поведение,
характер, вообще на всю личность.
Что требуется от чиновника и работника госпредприятия? Точно
выполнять указания начальства. Почти никакой личной инициативы.
Быть может - подхалимаж, поскольку его, работника трудовая
эффективность госструктуре не интересна. Люди отбывают работу,
начальство пилит бюджет. У человека 2 роли: начальника и
подчиненного.
Я - частник. В одном лице я и начальник и подчиненный, снабженец и
менеджер, организатор и исполнитель, разработчик и стратегии и
тактики развития бизнеса. Ролей больше, чем в госконторе.
Исторически, с увеличением разнообразия общества, количество
"ролей" росло и вместе с ним увеличивалось число человеческих
типажей.
Возьмем древнегреческие полисы. Если традиционным типом женщины во
всей Греции являлась роль матери и хозяйки, то в наиболее
"продвинутых" городах появились новые варианты реализации половой
сущности.
Например, Аспазия, жена Перикла. До замужества она была кем-то
вроде Яны Рудковской - организатором шоу-герлз. В ее доме
собирались философы, политики: пение, танцы, дискуссии.
В Галикарнасе царицы Артемисия 1-я и 2-я являлись главами
государств. Поэтесса Сафо на Лесбосе писала стихи. Гиппархия из
Маронеи являлась известным на всю страну философом. При чем избрала
девушка довольно суровое направление - цинизм. Посему, будучи
последовательной в своих убеждениях, преспокойно занималась сексом
в присутствии посторонних и едва ли не на улице.
И сравните Спарту, где вся экономика представляла собой сбор оброка
с илотов. А вся общественная жизнь - войну или подготовку к ней.
Фактически, женщины не исполняли там никаких ролей, кроме
традиционных. Соответственно и количество психотипов было
невелико.
Разумеется, не все напрямую связано с развитием экономики. Но общая
тенденция такова: по мере развития общества, оно становится
свободнее. В нем появляются свободные пространства, которые могут
быть оформлены с учетом малейшего своеобразия человеческой
природы.
Например, лет 20 назад я ничего не слышал о существовании семей
гомосексуалистов или лесбиянок, совместно воспитывающих детей.
Мальчик или девочка, воспитанные в подобной семье, несомненно явят
миру какой-то новый тип поведения, эмоционального устройства
внутренней сферы.
Хорошо это или плохо - иной вопрос. Но это будут другие
психотипы.
Более разнообразная внешняя социальная среда потребует большей вариативности психологических типов мужчин и женщин, в качестве средства адаптации.
Ведь почему, например, представители Северного Кавказа такие "отмороженные"? Оттого, что на протяжении веков единственной формой хозяйствования был военный набег. Соответственно - единственная роль, которая культивировалась у мальчиков - был тип воина. Все остальное отметалось. С развитием экономики и общества Кавказа мы там постепенно войдут в публичную сферу и кавказские "бори моисеевы", и типы женщин, не стесняющихся раздеваться публично перед фотообъективами, как Настя Волочкова. Таков тренд мировой цивилизации. Его можно притормозить, но не избежать...