"Женщины Лазаря" М. Степнова

О чем для меня эта книга, если отодвинуть иррациональное, чувственное восхищение слогом, ламповостью, гипнотическим погружением?
Эта книга о любви как Роке и таланте как Роке. Кому-то дано, а кому-то не дано. Чье-то сердце пронзит капризный мальчишка, а чье-то - нет. Кому-то отпсыплют ума сверх меры и времени, а другим -нет.
И, если уж сложилось, то ничего не изменить. Впрочем, у капризного мальчугана есть слабость - красивые женщины. В них влюбляются чаще и отчаянней, чем в остальных. Впрочем, не всегда любовь приносит удачу и радость объекту любви. Более того, именно делает объектом, бессловессным предметом обожания. Которого обожают и любят слепо, не спрашивая и не понимая.
И чем старше мир, тем реже Купидон пребывает в хорошем настроении и ранит сразу двоих.
Впрочем, некоторым все же везет. Например, Чалдонову, крупному ученому, которому повезло шестьдесят лет засыпать и просыпаться обнявшись, со словами любви. И через всю жизнь пронести этот Дар, не расплескав ни капли. И разве будут адекватной ценой за это не-эмиграция после революции и не-возвращение в Москву? Так, пустяки...
Разве так уж плох его ученик, Лазарь? Но тому отсыпали гениальности, а вот взаимной любви - не дали.. Видимо, перебором посчитали где-то сверху...
Кстати, тема Бога и Неба в романе тоже затронута. И вседержитель тут хамелеон и невидимка, отражение смотрящих на него глаз. И единственное, что в нем неизменно, наверное, это любовь и страдание...
Впрочем, еще хуже невзаимности любви в романе уже названная мной ее слепость. Когда не видят и не слышат того, кого обожают. И вот это и правда страшно.
Страшно, как от ненужной и противной чужой любви молоденькая и глупенькая девушка становится монстром. Ждет конца - а за концом - ничего. Ничего больше любви, которую она отвергала и брезговала, и не будет. Будет только собственная эмоциональная тупость и ригидность. И даже от желания сделать как лучше и "замолить грехи" получится ужасно.
И только Маруся, бессмертная Маруся, ее дух, дух абсолютной любви, витающий в доме и книге Елены Молоховец, приведет все к счастливому финалу. И станет она инфернальной бабушкой и наставницей чужому ей человеку.
С

"И по тому, с каким жадным обожанием он смотрел на жену, по тому, как мимоходом она пригладила ему некрасивую белесую кудрю, ясно было, что даже тридцать лет супружества могут быть зачем-то нужны Богу, особенно если веришь, что Он действительно существует."
"Мария Никитична Чалдонова была самой большой жизненной удачей Чалдонова, и то, что оба прекрасно знали об этом, придавало всему укладу семейной жизни тот необходимый привкус чудесной авантюры, без которой брак быстро превращается в скучнейшее и едва удобоваримое блюдо -вроде трижды разгретой жареной картошки".
"... в звоне столовых приборов, плаче младенцев, скрипе половиц, в каждой ноте многоголосогопитоврановского дома жил и дышал сам Бог, простецкий, уютный, единственно возможный, безнадежно антропоморфный Господь с крепкими крестьянскими пятками и кудрявой бородой. похожей на кудрявое облако, вполне заменявшее ему и диван, и кресло, и основание мира".
"На его памяти она только старела -легко, весело, самоотверженно, без мук. Ей был к лицу ее возраст, ее старый, навеки влюбленный муж, были к лицу эти душные сумерки, текущие рвотой, молоком и медом. "
"-Куда ты там собрался В Англию? Где я возьму, по-твоему в Англии хрен? А смородиновые листья? А дубовую кору, не говоря уже о самом дубовом бочонке? Нет, нет и нет!"
"Это было счастье, счастье, о котором никто не хочет мечтать, потому что никто не верит, что оно такое кухонное и простое".
|
</> |