Женщина как аватар Смерти [и два её страшных орудия]
andeadd — 06.09.2016 Мы с вами как-то уже касались темы диурна и ноктюрна, но очень бегло.А тема-то МАСШТАБНЕЙШАЯ, основополагающая, поэтому давайте-ка её РАСШИРИМ, благо mage_pro обновил свои замечательные иллюстрации плюс я тоже кое-что нарисовал.
* * *
Итак, напомню, что антрополог и философ Жильбер Дюран утверждал, что жизнь человека определяется его отношением к смерти.
Действительно, что такое жизнь в своей основе? Если очистить её от всей суеты и возни, от всех больших и маленьких событий, то останется только голая математическая СУТЬ: жизнь - это приближение к смерти. Обратный отсчёт, в конце которого - могила.
Соответственно, события, которыми человек наполняет свою жизнь, есть СЛЕДСТВИЕ отношения человека к этому чудовищному факту. То есть исходя из того, как человек относится к смерти, так он и живёт, и таким видит мир вокруг себя.
* * *
Существуют три стратегии отношения к смерти.
Первая - абсолютное её неприятие. Человек объявляет жизнь светом, а смерть - тьмой, и считает, что тьме нет места в царстве света, её не должно быть ВООБЩЕ.
Он наполняет свою жизнь бескомпромиссной борьбой со всем, что считает тёмным и неправильным (со злом, добром, порядком, хаосом, невежеством, знанием - НЕВАЖНО; это личный выбор каждого), он стремится стать палящим Солнцем, сжигающим всё, что он ассоциирует с тьмой и стагнацией. Каждого, кто пытается его остановить, задержать, сбить с пути, он безжалостно отбрасывает и уничтожает, воображая, что таким образом отбрасывает и уничтожает саму Смерть.
Жильбер Дюран назвал этот режим непримиримой войны со смертью "солнечным", "дневным" режимом, режимом диурна.
Остальные два режима - это режимы НОКТЮРНА, т.е. ночные режимы. Они, в отличие от диурна, являются более мягкими и компромиссными по отношению к смерти.
Драматический ноктюрн - это представление о смерти как о стратегическом партнере. Мол, у жизни есть смысл, и у смерти тоже. Их сложное взаимодействие и придаёт нашей жизни (и вообще, всей Вселенной) определённую изменчивость и ДИНАМИКУ. Такое отношение к Смерти напоминает игру в догонялки ("Ахахах, я убегаю, а ты лови"), спортивное соревнование или некий страстный ТАНЕЦ.
И, наконец, мистический ноктюрн - это абсолютное принятие смерти, признание её всемогущества. "Жизнь - это сон, плавно переходящий в смерть, жизнь - это всего лишь секундная рябь на поверхности Великого Ничто". Присядь, покушай и ложись спать; не напрягайся, никуда не спеши, будь спокойнее; не трать энергию зря, всё равно всё бессмысленно перед лицом Смерти...
Диурн можно назвать "режимом света", драматический ноктюрн - "режимом мерцания", мистический ноктюрн - "режимом тьмы".
Или так - "режим воина", "режим любовницы", "режим матери".
Режим диурна считается маскулиноидным, оба режима ноктюрна - феминоидными.
Это не значит, что у ВСЕХ мужиков больше развито диурническое начало, а у ВСЕХ женщин - феминоидное.
Но ТЕНДЕНЦИЯ, в любом случае, очевидна.
* * *
Любопытно, что Дюран проводил параллели между этими тремя режимами отношения к смерти и тремя базовыми рефлексами младенца: постуральным, копулятивным и нутритивным.
Постуральный рефлекс - это рефлекс контроля за своим телом. Именно он заставляет младенца сначала стремиться держать голову, потом садиться, потом принять вертикальное положение и ИДТИ. Аналог этого рефлекса - режим диурна: отринуть тупой сковывающий покой и решительно ВСТАТЬ в полный рост, вырваться из убаюкивающей тьмы на свободу, к солнцу.
Копулятивный рефлекс - это рефлекс РИТМА. Именно он с первых дней жизни заставляет ребенка фиксировать внимание на погремушках, а потом и самому выполнять различные ритмические действия. На этом же рефлексе основан секс, который, как вы вероятно заметили по личному опыту, ритмичен и соединяет в себе активность и замирание, взлёты и падения, яростные фрикции и посткоитальное спокойствие.
Нутритивный рефлекс - это рефлекс поглощения пищи и её переваривания. Это максимально пассивная позиция: поел и уснул, то есть впустил в себя ночь, тьму, покой, смерть.
Такая вот получается тройственная БАЗА, на которой строится ВСЁ.
* * *
В частности, Дюран с удовольствием рассматривал (и нам того же желал) различные произведения мировой культуры через эту замечательную тройную призму.
Например, классическая диурническая сцена сотен мифов, книг и фильмов выглядит так. Герой собирается на войну (или разборки с мафией, или в опасное путешествие и т.д.), баба ВИСНЕТ на нём и орёт "Не пущу, Вася/Джон/Эдуард/Абрам! Останься и живи себе тихо-мирно!", а он ОТТАЛКИВАЕТ её (это в современных фильмах отталкивает, а в древних мифах просто голову срубает нахуй) и, играя желваками, уходит за горизонт.
Это ни что иное как архетипическая сцена противостояния диурна и ноктюрна: ноктюрн пытается ЗАСОСАТЬ диурн в своё болото бессмысленного спокойствия, но диурн решительно ПРЕСЕКАЕТ эту попытку; на то он и диурн.
Дюран отмечает, что в древних диурнических мифах абсолютно ВСЕ женские персонажи - это ведьмы, отравительницы, совратительницы и вообще абсолютное зло, ибо символизируют ноктюрническое стремление к вечному покою и энтропии. Т.е. все женщины - это аватары Смерти, пытающиеся затянуть стремящегося к Солнцу героя в вязкую тьму половых сношений и калорийного питания, поэтому герои их без лишних слов мочат (ну, иногда по-быстрому овладевают ими и съедают обед, который они приготовили, но потом всё равно мочат).
Более того, вся история человечества стала одним гигантским воплощённым в реальность диурническим мифом, в котором солнечный мужчина-Герой методично и безжалостно плющит женщину за то, что она - его стратегический враг, посланница Смерти, вооружённая двумя страшными ноктюрническими Орудиями Тьмы - сексом и жратвой.
Но об этом мы поговорим в следующий раз.