Женитьба (фильм, 1977)

топ 100 блогов nicolaitroitsky11.12.2022 Женитьба (фильм, 1977)
Режиссер Виталий Мельников. В свое время, а именно в августе 1978 года я посмотрел этот фильм, после чего написал в дневнике следующее:

Фильм решен в серьезных, строгих, почти трагических тонах. Гоголевский юмор ликвидирован абсолютно и редко, редко просвечивает, как пламя печи сквозь плотно закрытые створки, в исполнении О. Борисова (Кочкарев) и А. Петренко (Подколесин). Да и то это, по-моему, создано не режиссером, а актеры не могли совсем не смешить.
Ни в коем случае нельзя полагать, что гоголевские пьесы - просто смешные комедии, но природа Гоголя такова, что без смеха, без юмора он не воспринимается. И потому фильм "Женитьба" стал очень тягучим, унылым, бледным, неинтересным.
Очень серьезно, глубоко разбирая переживания своих героев, играют и все актеры.

С. Крючкова - Агафья Тихоновна - играет не просто драму, а мелодраму, она поминутно рыдает, кончает фильм истерикой. Актриса искренна, естественна, очень подходит внешне. Все ее страдания неподдельны и глубоки, она физически превозмогает себя, выходя замуж, выбирая женихов.
Всё это мало подходит к данной роли - Крючкова больше напоминает трагических героинь Островского, чем гоголевскую девочку Агафью Тихоновну. В ее исполнении нет важного компонента - легкости, так как не прочувствован юмор.

Наиболее гоголевский образ создает А. Петренко - Подколесин. Надо сказать, что в кино он полнее, интереснее, глубже исследует своего героя, чем в спектакле (Эфроса. Петренко был одним из исполнителей роли Подколесина в театре на Малой Бронной). Нравственные и физические мучения у Петренко, может быть, более всего соответствует замыслу Гоголя.
Нет необходимой энергии у О. Борисова - Кочкарева. Он играет человека, смертельно уставшего от жизни, и, приводя в движение Подколесина, он делает это сам чуть ли не через силу. Время от времени лицо этого Кочкарева освещает обаятельная и усталая улыбка. По-моему, актер делает героя умнее, чем следует - Борисов так искренне и непосредственно радуется исходу дела и все время так явно размышляет: для чего же он делает всё это?
Борисову не достает легкости и строгости Козакова, и несмотря на свое глубокое мастерство, Борисов не имеет козаковского заряда обаяния.

Больше всего страдают от недостатка комического образы женихов - Яичницы и Жевакина. В. Стржельчик, актер всегда легкий, изящный, ироничный, предельно серьезно переживает драму экзекутора со странной фамилией. Он с такой грустью рассказывает о себе, что куда-то на второй план уходит его расчетливость и желание жениться, в основном, на недвижимом имуществе. Яичницу очень жалко, столь он одинок и почти трагичен.
Е. Леонов тоже страдает, играет мягко и тепло, так что чуть не прошибает слезу. Но после потрясающего блеска Льва Дурова подобное сосредоточенно-вдумчивое исполнение обедняет образ Жевакина.
И в силу серьезности и нешуточной тяжести игры актеров - эта игра выглядит бледной на фоне гоголевского текста и совершенно затмевается эфросовским спектаклем.


Я тогда находился под сильным обаянием спектакля Эфроса, но нельзя же путать театр с кинематографом, да и с какой стати я решил, будто единственно верную и неповторимую форму воплощения пьесы Гоголя нашел А. Эфрос в спектакле - ярко-театральная комедия и серьезная драма человеческой жизни. Глупости, да и только. Карнавальность той постановки вовсе не должна быть единственно возможным способом интерпретации комедии. Да, это комедия. И юмора в кинокартине достаточно, просто великие актеры, точнее - Великие Актеры Стржельчик, Брондуков, Евгений Леонов, Олег Борисов, а также Майя Булгакова с Талызиной (Петренко и Крючкову я и так тогда справедливо похвалил) +работают тонко, элегантно, не в лоб, не напрямик. Потому хотя бы, что тут совсем другая стилистика, возможны крупные планы и игра нюансами, которую на подмостках не устроить.
Комедия-то она комедия, но и драма несложившейся, несвершившейся, едва родившейся и удушенной в зародыше любви. Эдакий своеобразный "аборт", убийство естественного, человеческого чувства. Так что и юмор неизбежно становится черным, и невидимые миру слёзы оказываются не такими уж невидимыми.
Замечательно всё это сделал Мельников! И кино ни капли не устарело. А спектакль Эфроса ушел в историю, да и не был он запечатлен... Тоже жаль. Но за тысячелетия было утрачено столько шедевров, что не надо преувеличивать значимость потери.
Еще

Женитьба (фильм, 1977)

Женитьба (фильм, 1977)

Женитьба (фильм, 1977)

Женитьба (фильм, 1977)



Мое кино

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Салат с горбушей
Разве думали когда-то два Владимира - Высоцкий и Конкин, что их отольют в бронзе и будут они стоять в святая святых - на Петровке, 38, как главный символ МУРа? Конечно нет. Этого даже братья Вайнеры не могли предположить, которые, кстати, были категорически против ...
В сети появился ролик, наглядно показывающий что такое бандеризация Украины , об отсутствии угрозы которой так убедительно вопили многие, например, тот же певец бандеровских сувениров zyalt . Важно, что, насколько можно судить по ролику, его героини – это русскоязычные, ...
Если быть честным, то в российских регионах не так уж много интересных городов (хотя есть и жемчужины, конечно), и ещё меньше мало-мальски крупных городов (региональных центров), комфортных и удобных для жизни. 2. При слове "Абакан" лично мне всегда представлялось что-то ...
Первая более-менее приличная штука из проволоки. Агат, медная проволока. Камень полупрозрачный, по периметру медь. 6 см с петелькой. 900р. Дракон. Ракушка почти плоская, 4,5см. Подвешу на медную цепочку. 600р. Омедненная ракушка, сильно выпуклая, 4,5х3 см, подвешу на медную цепо ...