Железный поток


27 августа 1918 года - начинается поход Таманской армии (по 17 сентября).
Поход Таманской армии 1918 года, героический переход с Таманского полуострова через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа в августе — сентябре 1918. Для этого нужно было проделать 500-километровый переход. Сначала мимо Новороссийска и по морскому побережью — до Туапсе, затем, преодолев Главный Кавказский хребет и минуя Майкоп, на соединение с основными силами под Армавиром.

Это событие красноречиво описано в книге Серафимовича "Железный поток".
"Отчаянные рубаки. С Таманского полуострова отступали. У каждого четыре-пять котелков (то есть, срубили 4-5 голов). Плохо одеты. Иногда одни штаны да рваные башмаки, а торс голый. Он подпоясывался, через голое тело надевал патронташ, засовывал револьвер. Война — ремесло". (с)
Таманцы — это не армия, а толпа, готовая растерзать даже своих вождей. Поэтика романа — с митингами, шествием оборванной и обозленной массы через горы и степь, с анархическими выходками матросов, большей частью с кораблей, затопленных в Цемесской бухте, — отразила уровень и грани реалистической прозы 1920-х годов. «Железный поток» — это поэма коллективных жизнеощущений и величественных решений.
Отбиваясь от висевших на хвосте белых, таманцы прошли через занятый германскими войсками Новороссийск. Шокированные появлением огромной и совершенно бандитской по виду вооруженной массы малочисленные немецкие части не решились чинить ей препятствия.
Только при выходе из города стоявшие в Новороссийском порту германские корабли обстреляли как красных, так и преследовавших их казаков. Правда, ни те, ни другие не обратили на эту пальбу особого внимания.
Далее таманцы вторглись на территорию новорожденного грузинского государства, в армии которого уже тогда действовали немецкие инструкторы, воюющие против Советов. Но как и 08.08.08 грузинские войска с немецкими инструкторами были наголову разбиты. 10-ти тысячная грузинская дивизия была разоружена в Туапсе. Таманцами захвачены 16 орудий и 10 пулемётов. Город разграблен.

На Агойском перевале, при въезде в Туапсе, стоит памятник "Железному потоку" Таманской армии.


Со смотровой площадки открываются великолепные виды.
В конце этого похода колонна Ковтюха овладела Армавиром. Однако навести свой порядок красным мешали внутренние раздоры. По приказу командарма Сорокина был расстрелян Матвеев, отказавшийся выполнить его приказ. Место Матвеева занял Ковтюх, который тут же слег в госпиталь с брюшным тифом. Подвернувшаяся очень кстати болезнь, возможно, спасла Ковтюха от серьезных неприятностей.
Вскоре со своего поста был смещен Сорокин, имевший диктаторские замашки. Он был схвачен таманцами, обиженными за смерть Матвеева. Сначала они заключили Сорокина в тюрьму, а затем без суда расстреляли его там.
Ковтюх участвовал в последней битве с белыми на Кубани, ликвидируя десант, возглавляемый генералом Улагаем. На этом Гражданская война для Ковтюха закончилась. Будучи кавалером трех орденов Красного Знамени, он стал поистине легендарной фигурой на Кубани. В масштабе же всей страны его популярности способствовал роман Серафимовича "Железный поток", в котором он был выведен под именем Кожуха.
Ковтюха арестовали 10 августа 1937 года по подозрению в участии в военно-фашистском заговоре с целью свержения Советской власти. Его признали "вождем мужицкого фашизма". Участь всех, проходивших по этому делу, была предрешена Сталиным. Его резолюция — "За расстрел всех 138 человек". Из списка он вычеркнул всего одну фамилию.
Однако Ковтюх не признал себя виновным. Из лагеря в лагерь, от этапа к этапу передавали, как эстафету, рассказы о мужестве непокоренных и несломленных следователями особых отделов арестованных военачальников Красной Армии.
Ковтюха матерые специалисты пыточных дел Лефортовской тюрьмы ломали целый год. О тюремных пытках можно судить хотя бы по тому факту, что на допросы к следователям он вызывался 69 раз, а протоколов допросов в его деле имелось всего 4.
Из заявления полковника запаса Степанцева, направленного в июле 1956 года в Главную военную прокуратуру: "... Особенно потрясающе подействовал на меня следующий случай. Однажды проходя по коридору Лефортовской тюрьмы, я около одной двери услышал страшный крик, там кого-то убивали. Когда я у дежурного поинтересовался, кто это, то под большим секретом мне сказали, что это допрашивают комкора Ковтюха. Через некоторое время я увидел, как из кабинета вывели всего избитого героя Гражданской войны Ковтюха. Зная его по документам истории Гражданской войны и роману "Железный поток", я никак не мог допустить, чтобы он, Ковтюх, мог стать на путь измены своему народу, своей Родине".
В архивах бывшего КГБ СССР сохранилось письмо Е.Ковтюха, написанное им в Лефортовской тюрьме на имя Председателя ВЦИК М.Калинина.
"... обращаюсь к Вам как член ВЦИК и прошу на Президиуме рассмотреть мое катастрофическое, угрожающее положение. За что погибаю и зачем такая жестокая расправа со мной — не знаю. Мне предъявили несколько необоснованных обвинений, фактов не сообщили, потому что их нет и не может быть... Как я дрался за Советскую власть, Вам хорошо известно, о них знает весь народ. Мое здоровье с каждым часом ухудшается. Прошу передать мой искренний привет т.т. Сталину и Ворошилову. Я со слезами заканчиваю и надеюсь, что вы спасете мою жизнь".
Жена Епифана Иовича Ковтюха Агафья Андреевна отсидела в лагере 8 лет, сын Валентин — 5 лет. Все они были реабилитированы в 1956 году в связи с отсутствием состава преступления.
Революция пожирает своих детей. Об этом следует помнить.
|
</> |