Железный мост

топ 100 блогов pailish15.02.2022 В одном из предыдущих постов я рассказывала о необычном раздвижном мосте в Лиепае. В 50 км от Бирмингема тоже есть интересный мост, который является памятником архитектуры международного значения, объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и входит в 30 выдающихся проектов Европы. Этот мост через реку Северн - первый крупный мост в мире, созданный из чугуна. Сегодня этот мост считается символом промышленной революции.

 Железный мост


Ничего не могу поделать со своим желанием "растекаться мыслию по древу", и ограничиться только рассказом о мосте у меня не получается. Мост перекинут через реку Северн, красивую и легендарную.

 Железный мост

Река Северн - самая длинная река Великобритании. Свое начало она берет с восточного склона массива Plynlimon (самой высокой точки Кембрийских гор в Уэльсе). Plynlimon с валлийского означает "пять вершин" или "пять маяков". Течет Северн на северо-восток, на начальном участке находится несколько красивейших водопадов. Затем река становится судоходной. Пересекает долину Шрусбери и течет между лесистыми горами, а затем течет через Вустершир и Глостершир. Заканчивает свое течение Северн в Бристольском заливе. Благодаря каналам Северн соединен с Темзой, Трентом, Хамбером и Мерси. Северн естественный водораздел между Англией и Уэльсом.

 Железный мост

Река Северн у Вустера

Считается, что имя Северн происходит от британского sabrinā, возможно, от более старой формы samarosina, что означает "земля летнего пара".
По другому предположению Sabrina - это имя нимфы реки, вероятнее всего, латинизированная форма кельтского (предположительно, валлийского) слова Habren  или  Hafern,  первоначальное значение которое могло  быть просто "поток".
Согласно легенде двенадцатого века, рассказанной Джеффри Монмутским, Хабрен или Сабрина, была дочерью короля по имени Локрин от его любовницы, гуннской принцессы Эстрилдис.
Эстрилдис, дочь короля Германии, была привезена в Британию в качестве пленницы вождя гуннов Хамбера во время его вторжения после смерти короля Брута. Гунны Хамбера были побеждены тремя сыновьями Брута, старший из которых — Локрин — влюбился в прекрасную германскую принцессу, обнаружив ее на одном из кораблей Хамбера.
 Локрин был помолвлен с Гвендолен, дочерью короля Корнуолла Коринеуса, это был дипломатический союз, поэтому он был вынужден выполнить договор, но он оставил Эстрилдис своей любовницей. В течение семи лет Локрин тайно посещал любовницу в пещере под Триновантумомт, где за ней ухаживали слуги. Эстрильдис родила ему дочь Хабрен.
Когда Коринеус умер, Локрин бросил Гвендолен и их сына, своего наследника, Маддана и объявил Эстрильдис своей королевой. Гвендолен в ответ устроила мятеж, подняла корнуоллскую армию против Локрина и победила его в битве, а его вдову и дочь приказала утопить в реке.
Затем она издала по всей Британии указ о том, что река должна носить имя девицы-бастарда, чтобы люди помнили о позоре ее мужа. Реку до сих пор называют Сабрен в честь утопленной принцессы, которая превратилась в нимфу, а позор мужа уже никто не помнит.

 Железный мост

Скульптура 1881 года "Сабрина, брошенная в Северн" работы Уильяма Колдера Маршалла в городском музее Вустера (музейные работники явно с чувством юмора, поставили скульптуру так, что кажется, будто воин сейчас Сабрину через перила перебросит).  
 
В пьесе "Comus" Джон Мильтон трктует смерть Сабрины по-другому. Вот как он описывает Сабрину:
"Недалеко отсюда живет кроткая нимфа, которая колышит гладкий Севернский поток. Ее зовут Сабрина. Дева чистая, когда она была дочерью Локрина, который получил скипетр от своего отца Брута. Невинная девица, бегущая от безумной, разъяренной мачехи Гвендолен, отдала свою невиновность потоку, который остановил ее бег своим течением. Водяные нимфы, что жили на дне, подняли руки с унизанными жемчугом запястьями, и увлекли ее в глубину...  Сделавшись Богиней Реки, она по-прежнему сохраняет свою девственную нежность..." В пьесе Сабрина помогает Леди потому, что та "чиста душой, такая, какой была она сама в тяжелой нужде".
Нимфа Сабрина, живущая в реке Северн, считалась заступницей девушек в беде. Несмотря на то, что она погибла из-за женщины, она понимала, что виной оказался мужчина, и старалась помогать тем женщинам, которые попали в беду из-за мужчин.

 Железный мост

"Sabrina fair, listen where thou art sitting"
 Иллюстрация Артура Рэкхема к пьесе Джона Мильтона "Comus".

Ну и конечно же, нельзя не вспомнить фильм "Сабрина" 1954 года с прекрасной Одри Хепберн и Хамфри Богартом (фильм 1995 года с Джулией Ормонд и Харрисоном Фордом, на мой взгляд, ему и в подметки не годится). Фильм не имеет никакого отношения к легенде реки Северн, но он о такой же девушке Сабрине, нежной, невинной, естественной, но решительной и с характером.
 
 Железный мост

Кстати, со времени выхода фильма, такой вырез платья стали называть "декольте Сабрины".
История платьев Одри в этом фильме тоже занимательная.
Когда Одри получила роль в "Сабрине»", режиссер Билли Уайлдер отправил ее в Париж за нарядами к Кристобалю Баленсиаге. Но великий испанец на тот момент уже был настолько велик, что не стал принимать у себя никому не известную в Европе Хепберн. Одри решила обратиться к любимчику Кристобаля Юберу Живанши, за нарядами которого она давно следила. Живанши согласился, ведь он думал, что речь идет о Кэтрин Хепберн, а значит, ему несказанно повезло, ведь он еще был начинающим модельером.
Когда же ситуация прояснилась, шить костюмы для "Сабрины" Живанши отказался, но разрешил Одри выбрать что-то из готового. Так в фильме появились белое вечернее платье с отстегивающимся шлейфом из органзы и черное платье из плотного хлопка с вырезом "лодочкой" (ставшим впоследствии "декольте Сабрины"). Одри, которая стеснялась своих острых ключиц, сразу схватилась за это платье. Впоследствии Живанши создал для Одри не одно такое платье.

Если вы не забыли, о чем я начала вести разговор, то возвращаюсь к Железному мосту.
В Шропшире река Северн проходит через ущелье, которое образовалось в горах в конце последнего ледникового периода. В скалах обнажились большие залежи угля, железной руды, известняка и глины. Во время правления королевы Елизаветы I местные землевладельцы стали широко разрабатывать уголь. После 1600 года были построены деревянные "железные" дороги для перевозки угля из шахт к берегам Северна. На склонах ущелья обосновались гончары, производители курительных трубок, плавильщики свинца, стеклодувы, кузнецы, изготовители канатов, бондари и прочий мастеровой люд, которые создали поселки.
В 1708 году доменная печь в деревне Коулбрукдейл была арендована Авраамом Дарби (металлург и промышленник), который начал производить там железо в 1709 году, используя кокс в качестве топлива вместо обычного древесного угля. Это было важное событие, которое в конечном итоге сделало возможным значительное увеличение производства железа в Британии. Это, на первый взгляд, незначительное изменение положило начало тому, что историки называют промышленной революцией.
Расширение местной торговли железом началось в 1755 году со строительства доменной печи в Хорсхее сыном Дарби, Авраамом Дарби II.

 Железный мост

Коулбрукдейл в середине 18 века

В 1758 году между Глостером и Уэлшпулом курсировало 400 судов. К 1750-м годам на столько же миль действовало шесть или более паромных переправ. Они были необходимы для перевозки сырья через реку на металлургические заводы и другие предприятия в долине. Единственным другим переходом был средневековый мост Билдвас в 3 км вверх по течению. Река часто была слишком мелкой летом, а зимой слишком быстрой и  разливалась, поэтому промышленность часто зависела от милости реки. Строительство нового моста было неизбежным.
В 1773 году Томас Фарнолс Притчард, столяр из Шрусбери, ставший архитектором, написал местному мастеру по металлу и предпринимателю Джону Уилкинсону, предлагая построить железный мост через реку. В его проекте была предложена единая арка, что позволило избежать необходимости строить причалы на реке и, таким образом, не создавало препятствий для лодок. Группа местных бизнесменов наняла мастера по металлу Авраама Дарби III, который оценил его стоимость в 3200 фунтов стерлингов.
Дарби использовал строительство моста, как рекламную акцию своей металлической продукции. Он заказал для рекламы картину, на которой туристы восхищались мостом, а по самому мосту проезжала карета, хотя мост еще не был готов (философия многих современных стартапов "fake it till you make it" придумана вовсе не сегодня).

 Железный мост

В 1776 году был принят парламентский акт, разрешающий строительство моста, и для сбора денег были выпущены акции. Подробного описания строительства моста не существует. Неизвестно даже точного места, где отливались части конструкции. Существуют, например, свидетельства одного почтенного джентльмена о том, что железо для Железного моста было "отлито на нужные куски в открытом песке прямо на месте". Как бы то ни было, отливка, транспортировка и подъем этих огромных сооружений были огромным подвигом для того времени.
Известно только одно изображение строящегося моста — картина шведского художника Элиаса Мартина.

 Железный мост

Мост из чугуна был первым таким сооружением, поэтому художники, писатели и инженеры приезжали со всего мира, чтобы полюбоваться "самым несравненным произведением архитектуры". Iron Bridge дал название городу, выросшему вокруг него, и живописному ущелью. Железный мост был источником вдохновения для многих художников.

 Железный мост

Неизвестный художник, 1785 год

 Железный мост

Джордж Робертсон, 1788 год
                                       
 Железный мост

Гравюра Джеймса Фиттлера по рисунку Джорджа Робертсона

 Железный мост

 Джеймс Фиттлер, 1837 год

 Железный мост

Вера Луиза Темпл, 1935 год

Железный мост был единственным мостом на реке Северн, который пережил сильное наводнение в феврале 1795 года. Многие годы ремонт требовался лишь каменным наземным кладкам, парапету и настилам, менялись болты. Сама конструкция оставалась прочной.
В 1930-ые годы мост закрыли для проезда транспортных средств, слишком большая нагрузка была на мост.
В 2017 году English Heritage начал реставрацию моста. Исследования показали, что в металлических конструкциях возникло напряжение из-за движений грунта на протяжении веков и землетрясения в 19 веке. После реставрации мосту вернули его первоначальный цвет - красно-коричневый (до этого мост красили в серо-голубой цвет).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Моя читательница Ольга оказалась в одной очереди в прививочный кабинет с писей, слетавшей на Гоа. Пися пришла с ребёнком -- делать ему прививку от бешенства. -- Что ты ноешь? Все нервы мне вытрепал! Хватит тут нагнетать! -- Мама, зачем ты ругаешься, ведь мне больно. -- Если бы тебе ...
Был, говорят, у древних колдунов такой хитрый способ: если не хватает экспириенса колдануть посильнее, надо вызвать из иного мира духа соответствующего уровня. Причём не просто вызвать, а пригласить его в своё тело. А то пока поляну накроешь, ...
...
Я не считаю, что Путина подменили или у него имеются двойники. На всех фотографиях перед нами один и тот же человек. На ранних фото, когда он был собчачьим помощником, перед нами типичный рано лысеющий отставник-пенсионер. Затем фортуна повернулась к нему лицом: карьера пошла вверх и ...
Нашел случайно на яндекс.фотках год назад. На территории Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Девушка, автор фотки была уверена - "На нем деды с фашистами сражались". Пришлось ее ...