Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

топ 100 блогов flackelf10.11.2020 Ещё вчера, пост с таким заголовком вызвал бы просто недоумение.

"20 лет без Русской империи. Закавказская железная дорога". Пост с таким названием я написал в очень далеком уже 2012 году, еще из Киева.
Тогда казалось, что статус-кво в Карабахе - на долгие десятилетия и транспортная блокада вокруг Армении и Нахичевани тоже навсегда. Впрочем еще вчера все было точно также.
Но теперь в связи с сообщениями о том, что через армянский Зангезур будет открыто транспортное сообщение ("Под контролем Погранвойск ФСБ РФ"), появилась надежда, что и железную дорогу восстановят. Тут самую, о которой я писал 8,5 лет назад.

В этой связи я решил поднять тот свой пост из глубоких залежей своего журнала и опубликовать заново.

Когда то 200 лет назад Россия вышла на эти южные рубежи. Это далеко на юге, почти край света для жителя среднерусской равнины. Далее за рекой Аракс лежит древняя Персия и отсюда совсем недалеко до Персидского залива и стран арабского Востока.
Вот эту приграничную железную дорогу проложили русские инженеры, еще при Российской империи, для связи с Персией, а также для жд сообщения между Ереваном и Баку. Дорога эта прошла прямо по границе, по берегу древней реки Аракс. Места тут судя по фото и видео просто потрясающие! Отвесные скалы и горные долины и это тоже была когда то наша общая Родина - СССР. Родина многих народов, населяющих Русскую империю и до 1917 года и после, уже при коммунистах.
Столетиями центр сдерживал народы, населяющие империю, от братоубийственных конфликтов, строил дороги и мосты, заводы и порты. Многие народы не имевшие даже письменности, приобщались к нормам современной цивилизации.

А теперь посмотрите во что превратилось все это после крушения СССР. Во времена так называемой демократии и торжества национального самоопределения на территориях бывшего Союза ССР. Все фотографии сделаны в конце нулевых годов.
1.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?
Заброшенная станция Мегри (Армения)

Стоило Советской России ослабнуть и впасть в либеральное безумие, как тут же весь Кавказ покрылся кровоточащими язвами межэтнических конфликтов. Вот и здесь Закавказская железная дорога прошла по линии армяно-азербайджанского противостояния.
Душераздирающий видеоролик из района Мегри (территория Армении)


Армяно-Азербайджанский конфликт рассек южный Кавказ на несколько не сообщающихся фрагментов, через которые некогда и проходила та самая Закавказская железная дорога. На карте красным обозначена территория, контролируемая армянами. Хорошо видна также Нахичеванская область, являющаяся частью Азербайджана и ставшая после 1990 года изолированным анклавом, сообщающимся с внешним миром через Турцию. Связь с столицей Баку она имеет только по воздуху или через сопредельный Иран.
Армения же жд связь с внешним миром, имеет только через враждебную России Грузию. А та в свою очередь, жд связь с Россией имеет только через не пропускающий армянские грузы Азербайджан. Кратчайшая железная дорога через Абхазию разрушена и нет надежды на её быстрое восстановление, из-за непримиримой позиции Грузии в абхазском вопросе.
Да уж, крепкие узлы завязаны в Закавказье, внешними заинтересованными силами. Никогда не поверю,что ВСЁ ЭТО является волей народов, населяющих этот некогда единый регион.


2.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

3.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

4. Армянская часть Заказказской железной дороги. Местность в районе Мегри.
На карте она выглядит в виде белого отростка армянской территории, к которому примыкает Нагорный Карабах (обозначен красным цветом). Еще этот район называют - Зангезур.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?
Заброшенное здание вокзала станции Мегри и памятник Камо.

5. А это редкое фото 80-х годов. В кадр попал советский пограничник.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

6. Еще фото со станции Мегри.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

7. На мотрисе эмблема армяно-российских пограничных сил
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

8. Разобранное жд полотно. Восстанавливать железку нет смысла, потому что она два раза пересекает линию армяно-азербайджанского противостояния, через которую нет никакого сообщения. Это в прямом смысле линия фронта с окопами и минными полями, с огнем снайперов, от которого погибает несколько десятков человек в год.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

9. А это разобранное жд полотно на границе с Нахичеванской областью Азербайджана со стороны центральной Армении. Дальше дороги нет, потому что открывается огонь на поражение. Здесь нет никаких пунктов пропуска, есть лишь две стороны, взирающих друг на друга, через оптику прицелов и так продолжается уже более 20 лет
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

10.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

11. Станция Ерасх. Дальше пути нет. Кстати вот именно тут, возле этой станции Ерасх и был сбит вчера наш военный вертолёт.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

Территория Азербайджана
12. Фото Нахичеванской железной дороги, ставшей после 1990 года островной, имеющей выход лишь на Иран, который имеет другой стандарт колеи.
Несколько древних и допотопных электровозов постоянного тока ВЛ8, каким-то чудом всё еще работоспособных. Таких машин не так много осталось на пространстве бывшего СССР. Ну разве что Украина продолжает их массовую эксплуатацию. В Нахичевани нет физической возможности их заменить, потому что перевозка локомотивов по воздуху увы невозможна.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

13. Старые и переделанные ГДРовские вагоны
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

14.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

15. Депо Джульфа. Когда то это была пограничная станция на Ирано-Советской (Русской) границе.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

16. Саму станцию азербайджанцы привели в порядок, несмотря на то, что жд движение тут минимальное.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

17. Станция Ордубад. Дальше дороги нет, начинается армянская территория.
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

18. Нахичеванский поезд с иранской стороны, с противоположного берега реки Аракс
Железная дорога через Зангезур. Возможно ли восстановление?

Для создания поста были использованы фото и ссылки отсюда

19. Заросшие травой жд пути на фоне символа Армении - горы Арарат, расположенной в Турции.
Изображение

Оставить комментарий

Oksana Bulanowa 08.02.2021 19:52
Фото не открываются(((
Архив записей в блогах:
Ура!!! Я сделала это!!! Глазки моргают! - ДЛЯ ТЕБЯ 03:17  ...
Я не люблю ходить на телеканалы, но в этом случае не смог отказаться. По-моему, замечательная идея - проект "Живые" на новом молодежном канале "Пятница". Молодец Николай Картозия! В нашем опросе на улице один молодой человек сказал, что Сергей Есенин - великий русский композитор. Многие ...
Из материалов заседания Военного Совета при наркоме обороны в октябре 1936г. Из выступления Осепяна: ...Красноармейцы, командиры, члены семей командного и начальствующего состава единодушно выражают свое огромное удовлетворение успехами социализма и свою безграничную любовь и ...
Тю, так это ж надо будет вводить право на владение оружием (и его применения!), завязывать с политкорректностью, и вообще выращивать и воспитывать из популяции Граждан, а не покорное стадо. Да та популяция уже и сама этого не захочет, она сама хочет быть стадом, и чтобы кормушка всегда ...
По крайней мере, для экипажа: И чтоб два раза не вставать открою страшный секрет - в ангаре Мардеру не докладывают снарядов: ...