"Желание повтыкать на что-нибудь прекрасное" (с)


Очередное эхо. Вот так пишешь-пишешь что-то, частью в книге своей, частью в блоге, ощущая свое бессилие перед величием эпохи, со скрежетом поворачивающейся другим бочком прямо перед твоим округленным от ужаса взором. Это как движение континентальных плит: если ты, как мелкий объект, не можешь его почувствовать, то, как объект, наделенный разумом, можешь его просчитать. Так же и с эпохами: твои сигнальные системы не реагируют на то, что происходит слишком медленно и плавно, но твой разум подмечает подвижки. Особенно когда случаи полного непонимания логики и мотиваций каких-то поступков - причем поступков массовых - все учащаются и учащаются. До тех пор, пока не сливаются в линейный график растущего недоумения.
Вот и у меня уже график образовался. График недоумения по поводу того, насколько далеко мы отошли от принципа "Искусство ради искусства". В сочетании с утилитарным подходом к прекрасному он дивно уравновешивал ситуацию. Биполярные системы работают лучше монополярных, спросите кого угодно: ведь наличие противовеса не дает одному из полюсов наглеть бесконечно. Что, разумеется, безмерно злит каждый из полюсов. Опять-таки спросите
Но если тебе повезет, то однажды хопа! - и соперник сдуется, как проколотый. И ты останешься один, аки перст указующий. Отныне все будет происходить по воле твоей и по слову твоему. Неважно, готов ли ты отвечать за каждое свое указание - вселенная твоя, бери и
Ну и вот.
Разумеется, не наделать ошибок, обретя кольцо, кулончик и сережки всевластия - это выше человеческих сил. В первую очередь побежишь удовлетворять свои потребности, потом потребности своей собственной социальной категории, потом наиболее щедрой социальной категории, потом наиболее перспективной в плане увеличения прибылей... И сам себя будешь убеждать, что действуешь во благо роду людскому, бескорыстно и правильно. Увеличиваешь процентное содержание нетленки на земле.
К тому же человек (и не только рядовой, но и нерядовой, вроде человека по имени Абрахам Маслоу) искренне верит: если род людской удовлетворить желудочно, то уж потом-то представители оного рода припадут к истокам великого и прекрасного. А пока кадавр жрет, к нему лучше не приближаться ни с магнитофоном, ни с радиоприемником, ни с переносной библиотекой. Не оценит. Но уж насытившись, он непременно захочет перейти от удовлетворения матпотребностей к удовлетворению духпотребностей. В современной интерпретации это, как Стругацкие устами Выбегалло и напророчили, означает посмотреть кино, телевизор, послушать музыку или попеть самому. А то и почитать какую-нибудь книгу, скажем,
Что неплохо срабатывает относительно индивидуев. И нифига не срабатывает ан масс.
Потому что сытые массы не интересуются искусством, а тем более искусством великим, не имея мотивации им интересоваться. Как ни странно, но самые лучшие мотиваторы - это голод и страх. Страх смерти, страх голода, страх голодной смерти заставляет отгрохивать храмы тем идолам, которые, типа, должны повлиять на милосердие господне. Великое искусство - это взятка, предложенная небесам. А утилитарное искусство - это дрожание левой икры кадавра, которое разве что Выбегалло примет за великий признак.
И речь, сами понимаете, не о вложенных суммах, поскольку строительство лондонского небоскреба, заслужившего звания "стеклянного хуя" и "кукурузного початка", или съемки "Хроник Нарнии" обходятся в такие суммы, каких ни один Людовик в свои резиденции не вбухивал, иначе его казнили бы собственные придворные, не дожидаясь, пока это сделает народ. Речь о великом искусстве. О таком, которое создается не с целью вызвать дрожание левой икры или приток денег в городскую казну и чиновничьи карманы. Разумеется, те, кто строил сказочные замки Людвигам Баварским, нажился на тех Нойшванштайнах нехило, демона сребролюбия потешил знатно. А все-таки в результате получилось чудо. Потому что мотивация создать чудо - была. Пусть даже всего-навсего в башке безумного Людвига.
К сожалению, мера безумия, позволяющая бросить средства на создание произведение искусства ради собственно искусства, превышает дозволенную. Дозволенную кем? Ну, скажем, современными нормативами одержимости. Можно быть пресыщенным идиотом, возводящим личные тадж-махалы на Рублевке, но если кто помнит историю истинного Тадж-Махала, то он был построен не из каприза, а из любви.
Встретилась мне у

- окупаемость,
- прибыль,
- успех,
- славу,
- комфорт,
- новые интересные предложения в том же духе.
Любовь, сука такая, не желает уживаться с жаждой славы, окупаемости и новых предложений. Ей нужно много места в душе человеческой. Офигеть, сколько места ей нужно. Как, впрочем, и другим бескорыстным чувствам. И если оно, бескорыстное, оккупирует душу, то многое полезное, важное, человечное и добродетельное идет лесом. Люди охотно говорят о том, как искусство облагораживает. Ну да, как же. Это потребителя искусства оно облагораживает. А создателя своего - разрушает, разбивает, разламывает на мелкие кусочки.
Но даже рассыпаясь в прах, становясь счастливым крошевом, думаешь: оно того стоило. Стоило. Вот так.
|
</> |