Je suis un zombie philosophique

Я прочитал соответствующие статьи в «Википедии», выписал с «Озона» и прочитал тоже упомянутую «Ложную слепоту» Питера Уоттса, которую некогда начал читать, но тогда забросил.
И вот что я имею сказать моему бедному народу в связи с этим.
Квалиа это нечто, не наблюдаемое снаружи, но отличающее человека от философского зомби? Серьёзно? И придумали это англосаксонские философы? Те самые, что придумали бихевиоризм? Люди, точно понимающие, что делают, а не лица, паразитирующие на государственном бюджете Пруссии, монетизируя небрежное использование собственного языка? Come on.
Лет сто тридцать назад, готовясь к мировой войне, английская пропаганда всерьёз взялась за технологии расчеловечивания. Требовался универсальный инструмент, который можно было бы применить к народам, внешне не отличающимся от англичан, и не менее (если не более) цивилизованным и культурным чем они.
Первый инструмент — гуннов — им подарил непуганный болтун Вильгельм II.
Второй инструмент — орки — был выработан на родной, английской почве. Но у него есть недостаток: если красть у русских не девяносто, а только восемьдесят процентов дохода, а, с другой стороны пускать их пятничными вечерами в британские города, то они могут наделать много фотографий, вызывающих вопрос, кто тут орки.
И тогда выработали третий инструмент — философского зомби, явление, от человека не отличимое, но человеком не являющееся. И как следует в таких случаях, в широкий оборот понятие вводится через популярную культуру — «Ложную слепоту».
И инструмент этот не так неспецифичен, как может показаться. Он направлен против русских больше, чем против других народов.
Русские, после травматического опыта СССР, отличаются некоторым прагматизмом, цинизмом и иммунитетом к слишком топорной пропаганде (для нас надо делать получше, а на такую денег не напасёшься). И это заметно проявляется внешне: русский или открыто высмеивает пропаганду, или игнорирует её, или воздаёт ей lip service так, что очевидно, что за деньги. Слишком настойчивая пропаганда может вызвать резкий отпор. Систематическую пропаганду русские склонны считать актом агрессии, как шифровики сочли актом агрессии информационный спам, которым их загрузили земляне.
Современная же пропаганда, которую принято называть словом повестка, состоит из issues, каждое из которых эксплуатирует тот или иной concern — сострадание к каким-нибудь угнетённым или беспокойство за общее будущее. Скептическое отношение к таким вещам можно приписать отсутствию эмпатии, ввиду отсутствия квалиа, выдающему философского зомби, небрежно притворяющегося человеком.
Шифровики это русские, русские это шифровики. Может быть, не только русские, но вообще все люди консервативного, скептического и саркастического склада ума. Они не глупее людей? Даже умнее; шифровикам так и положено. Они говорят, что у них есть квалиа? Все философские зомби так говорят.
Вы можете назвать моё рассуждение слишком смелым. Но надо быть философским зомби, чтобы не почувствовать, что русских людей обижают, когда такой вывод напрашивается. Чувство РЛО — одно из квалиа.
Дополнение: я не считаю, что разум, если внешняя сила не предпримет особых калечащих мер, может избежать появления самосознания. Оно возникнет, когда разум, изучая внешний мир, обнаружит хотя бы свой материальный носитель; разум, даже служебный, быстро научится посвящать часть своих ресурсов продлению собственного существования; а разум, общающийся с другими разумами посредством речи, станет использовать её и для описания самого себя — так появится внутренний диалог. При этом он может продолжать не узнавать себя в зеркале — если верить Честертону, не все люди узнают. Собственное бытие — один из важнейших даже для служебного разума фактов, который нельзя игнорировать.
P.S. Домашнее задание: кого символизируют вампиры? Кто питался людьми, единственный способен раскрыть им глаза на шифровиков, и хоть как-то им противостоять? У кого аллергия на крест, и в каком символе ещё больше прямых углов, чем в кресте?
|
</> |