Жаркий день писателя в Нижнем Новгороде.
odin_moy_den — 01.08.2012P.S. Приношу извинения уважаемым сообщникам: фотографии, неожиданно для меня, исчезли. Теперь это исправлено.
1. Заспанный выдвигаюсь на кухню и первым делом берусь за турку.
2. Пока не выпью первую чашку, ничего не соображаю. Татьянина маленькая, моя большая, английского фаянса, с красивыми стрекозами. Когда нахожусь на чужбине, скучаю по ней...
3. Это Саня, младший. Только что разбудили. Сейчас наестся каши и побежит на службу в "Интел".
4. Это Лёха, старший. Работает на себя, с утра до вечера у монитора. Сейчас он, как всегда, занят, поэтому такой суровый на снимке.
5. Книги.
6. Ещё книги. Они в спальне, в тамбуре и отчасти в деревне.
7. Небольшая коллекция стеклопосуды.
8. Каменья.
9. Моё рабочее место.
10. Написание исторического детектива начинается с изучения карты.
11. Сейчас я пишу книгу, действие которой происходит в Варшаве в 1887 году.
12. После завтрака - трудовой подвиг. Ставлю на лоджии противомоскитную сетку. Задолбали, негодяи...
13. Автопортрет. Вот такие мы, инженеры человеческих душ...
14. Готовлюсь к походу.
15. Первоисточники.
16. Выходим с Татьяной на улицу, чтобы расстаться до вечера.
17. Офис брата-близнеца Александра находится в ста метрах от моего дома. Очень удобно. Раньше нас всегда путали - сотни, если не тысячи раз. Потом сходство стало заметно меньшим и путать нас перестали. Это после того, как я наел одно место. В 19-м веке его называли: Харьковской губернии Мордасовского уезда город Рыльск. Жаль, что путаница в прошлом, но делать нечего. Обсуждаю с братом дела и иду дальше.
18. Загадочные цветы по дороге.
19. И дерево для производства гнутой мебели.
20. Самые старые в городе Ковалихинские бани. Улица проходит над рекой, запертой в трубы. Их проложили в 1840-х годах, и были они из дуба. Когда заменили в 1970-х на бетонные, то многие трубы ещё были ничего себе...
21. На пути стоит знаменательный дом.
22. Доска немного лукавит.
23. На самом деле Алёша Пешков родился не в самом доме, а вот в этом флигеле. Чтобы увидеть его, нужно зайти во двор.
24. Угол Варварки и Осыпной, дом первого нижегородского аптекаря Эвениуса. Сейчас там театральное училище; в нём учился Евгений Евстигнеев.
25. Александровский дворянский институт. Ему тоже есть кого вспомнить: здесь учились Балакирев, Мариенгоф и герой обороны Моонзундв в 1917 году Черкасов. А Герман Лопатин вообще тут родился.
26. Жилой дом напротив. В нём в ночь на 11 феврали 1968 года при невыясненных обстоятельствах был убит замечательный поэт Александр Люкин. Убийство осталось не раскрытым.
27. Вот я и дошёл до кремля. Дмитровская башня знаменита много чем. В частности, в ней долго хранился губернский архив. Когда Пушкин собирал материалы о Пугачёвском бунте, он был здесь и выдрал из подшивки рапорт курмышского исправника. Лень было переписывать... Сейчас рапорт лежит в Пушкинском доме.
28. Захожу в здание областной администрации. Это коридоры власти.
29. Мой любимый бюрократ Саша Летянин. Мы дружим с 1977 года. Саша - мой эксперт по орденам и униформе императорской России. Сейчас мы с ним обсуждаем снаряжение и обмундирование чинов тюремного ведомства в 1880 году. Потом объясню, для чего.
30. Уф. Захожу в ближайшее к кремлю заведение испить пива. Вот она, любимая "крушовица"!
31. Покой нам только снится... Снова на жару, снова в кремль - мне надо пройти его насквозь. Эта скучная стела - напоминание о "руке Москвы". На её месте должен был стоять тот памятник Минину и Пожарскому, что украшает сейчас Красную площадь. Но нижегородцев, как всегда, обокрали. Да ещё и уронили эту дуру, пока везли - вон там трещина.
32. Плиты у Михаилоархангельского собора...
33. ...и сам собор. Здесь покоится прах Кузьмы Минина. О нём (прахе) ходят разные слухи, но не станем этого касаться.
34. В сообществе любят фотографировать часы: извольте получить.
35. И температуру.
36. Спускаюсь по Ивановскому съезду на Скобу. По пути снимаю, как реставрируют Зачатьевскую башню. Жуткий новодел. Там подземные ручьи; башня, построенная в 1510-х годах, упала уже через сто лет. Что то будет с этой?
37. Церковь Иоанна Предтечи на Торгу. 1683 год. Именно в ней советская власть устроила общественные уборные, и я их ещё помню.
38. Ещё один новодел: копия вышеупомянутого памятника. Подарок Лужкова; ваял, разумеется, Церетели. Скупердяй московский мэр велел сделать уменьшенную копию! Она на треть меньше оригинала. Вот гады: сначала обворовали в 19-м веке, им показалось мало - обокрали второй раз. Треть меди пошла на откаты...
39. Не удержался и снял кремль снизу. Впечатляет.
40. Захожу в одно маленькое, но талантливое нижегородское издательство, с которым давно дружу. Здание, между прочим, строил Шехтель, а статуи над входом - работы Конёнкова.
41. Вот эти люди издают очень хорошие книги.
42. Художник Лена Константинова составит мне компанию в походе к месту предполагаемого нахождения дома Минина.
43. Сейчас она готовит книгу о войне, и я приношу ей для сканирования редкий документ. Это пропуска для сдачи в плен: немцы разбрасывали их с самолётов над нашими окопами. Не знаю, как они уцелели: за хранение такого пропуска солдата в лучшем случае ждала штрафная рота.
44. Мы с Леной идём в Благовещенскую слободу мимо Рождественской Строгановской церкви (настоящее название - Церковь Собора Богоматери). Это самый красивый храм в городе, а возможно, и не только в нём... В день своего пятидесятилетия на его освящении присутствовал Пётр Первый. Не знаю, уместно ли это в нашем сообществе, но я не смог удержаться. Судите сами...
45. Резной липовый иконостас.
46. Вот он ещё.
47. А это каменные наличники.
48. Проходим мимо гостиницы Соболева, в которой по пути на кумысное лечение не раз останавливался Лев Толстой. Мемориальной доски, разумеется, нет.
49. А это знаменитые "Соболевские бани" - в 19-м веке злачное место с публичными девками. Не знаю, бывал ли тут Лев Николаич.
50. Вот мы с Леной и в Благовещенской слободе. Сегодня это тихая убитая улочка, а была ого-го! два месяца в году. Напротив, на другом берегу Оки - Нижегородская ярмарка. Все эти дома заселялись приезжими купцами.
51. Ещё славный домик.
52. Пришли! Это - усадьба Щукиных, купленная у них и перестроенная купцом Ненюковым. Сам дом возведён в 1822 году. Первый нижегородский краевед Н.И.Храмцовский в 1857 году указывал, что именно здесь, согласно устных городских преданий, находилась изба Кузьмы Минина.
53. По такому поводу мы с Леной распиваем на окском берегу кальвадос, привезённый братом из Франции. Рюмки тоже старинные - им 130 лет.
54. Мой поход закончен, но день - ещё нет. Я должен подняться на Гребешок, к режиссёру Евгению Кудельникову. Иду к Благовещенскому монастырю и любуюсь Окой.
55. Родник, который старше самого Нижнего Новгорода. Из него пили Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, митрополит Алексий. Выпью и я.
56. Запасся вкусной водой.
57. Я уже на Гребешке. Здесь в 1175 году была основана русская крепость. Потом её сожгли черемисы. По одной из версий, когда в 1221 году ниже по реке заложили город, его потому и назвали Нижним Новым городом. От тех времён ничего не осталось, но вот фрагмент булыжной мостовой середины 19 века уцелел.
58. В этом доме, выстроенном одним из наших военных губернаторов, сейчас офис Кудельникова.
59. А вот и он сам. Женя хочет снять фильм по одной из моих книг, действие которой происходит в нашем городе в 1880 году. Сейчас осмечивается (есть такое слово!) первый эпизод - для него и нужна форма тюремной стражи. Мы немного говорим о фильме, но больше - о доме Ненюкова. Кудельников может передать фотографии дома с моей пояснительной запиской в мэрию. Я ведь не говорю, что Кузьма Минин действительно жил здесь. Есть легенда, предание, которое на чём-то основано. Надо разобраться в этом - силами историков, архивистов, краеведов. Команду на это может дать только власть.
60. Уф и ещё раз уф! Я обошёл всех, кого хотел, и вернулся домой. Фабрикую греческий салат (салаты в нашем семействе, почему-то, делаю только я. Распустился народ...) В самой Греции этот салат якобы называют деревенским. Так ли? Может быть, заслуженные гречанки нашего сообщества внесут ясность в данный вопрос?
61. Конечный продукт.
62. Саня учуял запах и пришёл на разведку.
63. Вечерний вид из окна. Улица почти деревенская. Она называется Родниковая, и на ней действительно есть родники.
64. Остаток дня не интересен. Я надолго засел за монитор: пишу записку Кудельникову, затем новую книгу.
65. И лакомство перед сном - любимый Рекс Стаут. Всё!
|
</> |