Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre). Экзистенциализм

топ 100 блогов Aristarch4you10.08.2010
Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre). Экзистенциализм

Жан-Поль Шарль ЭмаМЃр Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист. Был общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы -многочисленных демократических движений и организаций. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного совета мира. Почитать
Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я
этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения;
надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае
История не спеша движется к пониманию человека человеком...

Философия Ж. П. Сартра

В В В В В В В В Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre) является основным представителем того варианта французского экзистенциализма, который часто называют радикальным атеистическим.
В В В В В В В В Главный философский труд Сартра - его докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.), представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической онтологии".
Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не-Я".
Категория "бытие - в - себе" занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна "не-Я".
"Бытие-в-себе" контрастирует в онтологии Сартра с "БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя".
Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.
В В В В В В В В Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".

В В В В В В В Для-себя-бытие Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность.
Для Сартра, как и для экзистенциализма вообще, в высшей степени характерна эмоционально-волюнтаристическая трактовка отрицательности.
В В В В В В В В Категориальный анализ отрицания строится у Сартра на так называемых "отрицательных", к числу которых принадлежат: отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д. То есть этот анализ строится на эмоционально-антропологических аспектах субъективности, восходящих к хайдеггеровским "экзистенциалам".
В В В В В В В В Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело НЕГАТИВНАЯ диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции.
Сартр пишет: "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность". И эта способность отрицания всего данного, в том числе и себя самого как данного, образует содержание для-себя-бытия, всего человеческого существования. При этом речь идет не о человеке "вообще", а всегда о неповторимой индивидуальности, о человеческой единичности.
В В В В В В В В "СВОБОДА" - ядро всей "антропологии" Сартра, по отношению к которой его онтология не более как строительные леса. Приверженцы сартровского экзистенциализма называют его "философией свободы".
В В В В В В В В В концепции свободы Сартра - ключ ко всему его мировоззрению, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах.
В В В В В В В В Свобода, по Сартру, отнюдь не основывается на познании объективной необходимости. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.
В В В В В В В В Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода, - пишет Сартр, - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры..." Свобода, как ее понимает Сартр, есть разрыв каузальной зависимости, причинной обусловленности, она, по выражению Сартра, образует "дыру в бытии".
В В В В В В В В Согласно Сартру, никакая объективная обстановка не может лишить человека неотъемлемой от него свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать - выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Объективная ситуация, по Сартру, не сама по себе ограничивает или подавляет нашу свободу, а лишь в той мере, в какой мы испытываем ее как ограничение, относимся к ней как к препятствию. "Все барьеры, все кордоны рушатся, - пишет Сартр, - уничтожаемые сознанием моей свободы".
В В В В В В В В В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности. Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности.
Философия

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Знаю, что задолбала, но не могу не.... Насыпала коту ужин и ушла заниматься упражениями (утром не успела) И вот где-то на середине комплекса, когда тренер велел "растечься капелькой" в спальню заходит кот и.... совершенно обалдевшим от удивления голосом спрашивает "Мяяя?" Утром он дрых, ...
Судя по фотографиям, колонна под Волновахой уничтожена все по той же - самой основной, самой распространенной и самой простой причине, которая и приводит к потерям чаще всего - распиздяйство. Во-первых, малыми колонными без воздушного прикрытия в партизанской войне передвигаться вообще ...
Давид Арахамия, глава украинской фракции «Слуга народа»: «Есть вопрос как привлекать людей, которые, используя поддельные справки о непригодности к военной службе, выехали за ...
Огромный фуд-корт. Десятка два национальных кухонь. Самые пустующие загончики - русская кухня и... Макдональдс. Вот это я понимаю - боевая ничья в холодной ...
Во время встречи в апреле с президентом Украины Владимиром Зеленским президент Турции Реджеп Эрдоган рассказал ему про угрозы со стороны Российской Федерации, -  об этом изданию Wall Street Journal сообщили собственные источники. По словам собеседников ...