Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

топ 100 блогов picturehistory13.10.2022 Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Французского фотографа Жана-Филиппа Шарбонье всегда интересовала простая жизнь «маленького человека», его беды, печали и радости: дети во дворах, тяжёлый труд, воскресные семейные обеды, рынки, поцелуи на улице. Подлинные фрагменты жизни, которые сейчас особенно ценны, поскольку являются той самой достоверной исторической правдой. Будучи репортажным фотографом, Шарбонье снимал не только Францию, он объездил весь мир, фиксируя быт людей, бесконечно важную для него повседневность.



Некоторые его репортажи в наши дни воспринимаются как настоящее откровение. В своих снимках Жан-Филипп запечатлел две стороны жизни, две реальности. Его репортаж из психиатрической больницы, снятый в 50-х годах, только спустя более полувека был выставлен и показан полностью. Контраст этих снимков с простой жизнью, которую фиксировал фотограф, невозможно воспринимать без рвущей сердце боли и безграничного сочувствия.

Аутсайдер в среде послевоенных фотографов Франции, не мысля категориями успеха и славы, он не стремился запечатлеть значимые исторические события. Большую часть жизни Шарбонье проработал в одном издании. В родной стране состоялось всего две крупные персональные выставки. Переосмысление его творческого багажа происходит в наши дни. Сегодня работы Жана-Филиппа Шарбонье – уникальный, бесценный слепок эпохи.

Его стиль работы был отличен тем, что Шарбонье никогда не играл в «скрытую камеру». Он всегда оставался видимым, старался встретиться глазами с теми, кого снимал. Недаром одна из его выставок так и называется: «Мне кажется, мы уже встречались». Детей на фото он смешил, гримасничая, со взрослыми – вступал в разговор. Ему был интересен человек, его заботило всё, что с ним происходило.

- Я делаю снимки, которые когда-нибудь станут историческими, - провидчески говорил Шарбонье. – Фотография для меня – средство видеть, будучи невидимым. Камера – одновременно увеличительное стекло и щит, который закрывает меня от смерти и ужаса.

Как выглядит смерть «крупным планом» фотографу пришлось узнать лично. Его первый отснятый репортаж – публичная казнь сотрудника нацистов в городе Вьен перед толпой в пять тысяч человек в октябре 1944 года (репортаж «Казнь коллаборациониста»).

- Это было безумие. Я смотрел и этот парень стоял передо мной. Через три минуты он будет мёртв. Он не был крупным шпионом, работал в качестве секретаря немецкой организации, - рассказал Шарбонье в автобиографии «Фотограф говорит с вами». – Это было ужасно. Моя Leica находилась в пятидесяти метрах от осуждённого.

Испытывая отвращение, бессилие и злость, Шарбонье поклялся больше никогда в жизни не снимать убийство человека, каким бы целям оно не служило.

Он обратился к жизни, стал «праздновать жизнь». Шахтёры северной Франции, работа полевого врача, аптекаря, нотариуса, будни бретонских рыбаков, рождение ребенка, выпускной бал, свидание молодой пары. С 1942 по 1984 год Жан-Филипп Шарбонье работает фотографом в журнале «Réalités».

Своими фотографиями Шарбонье показывает, как после зверств войны меняется мир. Как к людям возвращается оптимизм, на лицах появляются улыбки. Он фиксировал, как рост благосостояния страны приводит к исчезновению мира крестьян-фермеров – «маленьких людей» довоенного времени, появление нового класса горожан – обеспеченных и образованных, у которых нет больше нужды выживать, которые стремятся к новым удовольствиям, открывая для себя «другую» жизнь.

Его репортаж «Между двумя мирами» взорвал французское общество в 1954-м году. Серия снимков вышла на десяти журнальных страницах и вместе с текстом автора французской психологической прозы Эрве Базена, разоблачила зверства и страдания, которым подвергались пациенты психиатрических клиник. Он показал ужасные условия, в которых выживают больные. Как их привязывают к горшкам, запирают, словно животных в бетонных клетках, набитых соломой, как они проводят сутки напролёт в смирительных рубашках. После такой откровенной публикации и возмущённой реакции общества сфера психиатрии страны была вынуждена измениться. Этот репортаж оказался спасительным для тысяч людей, которые попали в застенки «жёлтого дома».

Чтобы осуществить свою задумку фотографу пришлось почти шесть месяцев находиться в разных психиатрических клиниках Франции.

- Фотографии безумия – это слишком легко, - скажет он, спустя тридцать лет в одном своём интервью. – Сумасшедшие всегда фотогеничны.

Жестокой системе необходим был импульс для трансформации и им стал репортаж Шарбонье. У самого фотографа от пребывания в клинике остались очень тяжёлые воспоминания:

- Идущие под конвоем, словно они Аль Капоне, люди, у которых когда-то были отец, мать, жена, дети. Женщины от двенадцати до семидесяти с бессмысленным взглядом. Их моют, одевают, накачивают таблетками. Их душераздирающие улыбчивое: «здравствуйте, сэр, здравствуйте сэр, здравствуйте, сэр...».

Меня оставили в камере с человеком, которого из-за буйности не могли отпустить к остальным. Он сосредоточенно рисовал углём и мелом лица из журналов, огромные циферблаты часов, животных. Я попытался с ним заговорить и моё присутствие его вообще не удивило.

Я снял совершенно беспомощные фотографии отсталых детишек. Из детского павильона они переходят во взрослый, потом стариковский, замкнувшись в своём цикле. Безумцы умирают очень старыми, не задумывались никогда? Может они думают, что жизнь – это что-то другое?

Сочувствие – сердце его творчества, – так сказал о Шарбонье куратор одной из его выставок Эммануэль Де Л'Экотайс:

- Мужчина, женщина, ребёнок – не важно. Глубоко уважая каждого, он всегда даёт знать о себе, прежде, чем сделает фото. Даже снимая на улице толпу, окрикивает людей, чтобы те знали о его намерении. Он одинаково учтив, фотографируя угольщика, рыбака, известного кутюрье и моделей на показе.

В качестве репортёра журнала «Réalités» Шарбонье много путешествовал по миру. Он снимал в Северной Африке, Бразилии, Китае, Монголии, где был первым западным фотографом, получившим лицензию на работу. Он делал репортажи из Москвы, Кувейта, где снял одну из своих знаковых фотографий – женщина в чадре, несущая швейную машинку на голове. Ему довелось побывать в Габоне, снять запоминающийся репортаж на Аляске, работать в Японии, США, Канаде, на Ближнем Востоке.

- Хороший жизненный снимок получается после нескольких поездок, - говорил он. – Когда исчезает налёт экзотики, фольклоризма, когда проступает человеческая сущность, а всё остальное уходит на задний план.

Такие фотографии «простой жизни» Шарбонье и привозил из многочисленных путешествий. В 1975 году он ушёл из журнала и стал фрилансером. Продолжил по-прежнему снимать жизнь парижан, главным образом в квартале Маре, в котором жил сам. Это был его фотографический монолог о том, что происходит вокруг, как меняются люди, окружающий мир.

Когда телевидение стало вытеснять глянцевые журналы, Шарбонье обратился к коммерческой фотографии. Он много снимал для индустрии моды, например, закулисье показов Пьера Кардена, модного Дома Кристин Диор. Его постановки – это художественное видение моды, с загадочными силуэтами, полутенями, нестандартными образами.

В 1983 году Шарбонье был награждён медалью Вермей за свои фотографии Парижа. В 1996 году получил гран-при как фотограф городской жизни. Какое-то время он преподавал фотографию в Париже в Высшей школе графических искусств.

Его интерес к простоте – уникальная черта характера самого Шарбонье. Фотограф был выходцем из знатного рода. Его мать Аннет Вайн – была писательницей, дочерью одного из основателей популярного французского журнала «Ревью Бланш», отец – Пьер Шарбонье – известный художник. Жан-Филипп лично знал Пикассо, Жана Кокто, Эрика Сати, Жака-Анри Лартига, которые входили в круг друзей семьи. Он изучал философию, немецкий язык в лицее Парижа. Свой первый фотоаппарат получил от отца, который посоветовал ему стать фотографом. Шарбонье так и поступил. Он бросил учёбу и всю жизнь посвятил фотографии.

Фотографа не стало 28 мая 2004 года, он скончался в Грасе в возрасте 82 лет. Причиной смерти стала инфекция, которая поразила Шарбонье в одном из путешествий.

- Мне потребовалось тридцать лет и много боли, чтобы открыть правду, о которой всегда говорил Анри Картье-Брессон, - сказал он. – Нужно использовать только одну камеру, которая совпадает с вашим углом зрения. Остальное – трюки. Сила фотографа в глубине и скорости его взгляда. Он словно замораживает объект. Всё бессмысленно, если фотограф не знает, как войти или быть втянутым в это «магнитное поле» реальности.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Вид на крыши. Рубе, Франция.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

«Париж, май 68-го», Перед заводом «Ситроен».

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Фотография для рекламной кампании Хелены Рубенштейн, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Молодая женщина в кафе. 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Игра. Марк-ан-Барёль, Франция, 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

С покупками. Рубе, Франция, 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Девочка с мотоциклом, Север Франции, 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Поцелуй, который не кончается. 1975 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Рокеры из Сент-Пола. Франция, 1974 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Модели в одежде модного Дома Кристиан Диор позируют на самолёте. Париж, 1959 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Большой дворец (Гран-Пале). Париж,1984 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Танцевальное представление в кабаре. Париж, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Нотр-Дам де Пари

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Портрет Эдит Пиаф. 1962 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Дефиле модного Дома Диор. Париж, 1959 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Прима-балерина Гилен Тесмар. Парижская опера, 1977 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Молодая девушка под Сленско-Домбровским мостом. Польша, 1980 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Париж, 1981 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Французская топ-модель Беттина. Париж, 1953 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Модель позирует на крыше Нотр-Дам де Пари. 1952 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Англия, 1950-е годы.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

«Размытый» мальчик.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Выходной день, Ланс, Франция, 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Дом престарелых, Сен-Манде, Франция, 1959 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Карусель. 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Нотр-Дамский зад. Париж, 1981 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Citroen, 1967 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Модель за кулисами готовится к показу Диор. Париж, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Презентация модного дома Givenchy. Париж, 1961 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Дефиле модного дома Кристиан Диор. Париж, 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Молодой Карл Лагерфельд на работе в модном доме Жана Пату, Париж, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Влюблённые в Париже, 1946 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Хула-хуп в Рубе (Франция), 1958-1959 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Рубе (Франция), 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Маленькая девочка и ее кошка, Рубе, Франция. 1958-1959 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Чёрный мешок, Рубе, Франция, 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Пара под зонтом. Париж, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Париж, 1980 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Джульетта Греко и Майлз Дэвис, 1949 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Публика на ипподроме. Англия, 1950 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Фотография для рекламной кампании Хелены Рубенштейн, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Раматюэль, Франция. 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Танцы. 1953 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Два мальчика с собакой, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

С отцом в Третьяковской галерее. Москва, 1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Родной край. 1970 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Окружной врач, Сент-Уан, Франция. 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Семья шахтёра. Ланс, Франция. 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Нотр-Дам де Пари, 1976 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Модель Беттина в ювелирном бутике Cartier на Вандомской площади в Париже. 1953 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Ярмарка.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Равенна, Италия. Базарный день, 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Площадь Нотр-Дам де Пари.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Показ Диор. 1958 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Кристиан Диор, Париж, 1950 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Секрет. Эглантина и Лоуренс, Париж. 1979 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Франция. Молодая женщина с сигаретой. 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Джазовый трубач Чет Бейкер, 1950 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Франция. Молодая женщина на улице, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Двойное безразличие. Набережная Орлеана, 1984 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Улица Бербье дю Мет, Париж, 1947 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Арль, Франция. 1975 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Двор. Франция, 1949 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Шахтёр с чашкой кофе. Ланс, Франция. 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Раздевалка шахтёров, Ланс, Франция. 1954 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Матрос спит на пианино в баре, 1945 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Rector Ramonet, Иль-де-Сен, Бретань.1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Волна, остров Сен, Бретань.1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Моряки, остров Сен, Бретань. 1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Иль-де-Сен, Бретань.1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Голгофа. Бретань, Иль-де-Сен, 1956 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

День всех Святых, Бретань, 1950 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Лесорубы. Доломитовые Альпы, Италия, 1960 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Италия. Продавец спагетти в своей лавке. 1950 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Зрители футбольного матча СССР-Франция на стадионе «Динамо», Москва, 23 октября 1955 года.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленького человека» и застенки «жёлтого дома»

Посетители сельскохозяйственной ярмарки у памятника «Рабочий и колхозница», Москва, 1955 год.

Жан-Филипп Шарбонье: жизнь «маленьк

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Философия людей в преклонном возрасте не терпит суеты и спешки. В этот период жизни размышлять о жизни хочется в тихом и прекрасном месте, в окружении природных красот, без ущерба для собственного бытового уклада, и в присутствии доброжелательных лиц. Частный дом престарелых ...
Численность Белой Армии в общем и целом максимально составляла около 300 - 400 тысяч человек (1919 год). Это включая все разрозненные отряды и войска Востока (Колчак), Юга и Северо-Запада России. А Красная Армия лишь в мае 1919г. насчитывала 1,6 миллионов человек, к марту 1920 года ее ...
Тщательно пережёвывая бифштекс, ты помогаешь обществу обрести комфортный климат! А если ещё и пердишь, то ваще красавчик! Вчера в нашей канадской деревне было +14,4°C, это рекорд, а антирекорд был -19,4°C в 2003 году, и я его почувствовал на своей довольно молодой тогда шкуре. Сегодня ...
В Москве не просто снег, а метель! Говорят, 6см намело уже. И вот каждый год, когда выпадает первый снег, у меня ощущение, что вот-вот произойдёт какое-то чудо! Обычно даже и не знаю, какое, но прямо вот ощущение какого-то ...
Владимир Путин уделяет особое внимание теме внутреннего туризма. Во время совещания с членами Правительства политика Путина интересовало развитие в этой сфере. Во время совещания много говорилось об успехах внутреннего туризма. По данным правительства, ежегодно доля россиян, ...