... извращения (425)

боковик из классиковской монографии про Fw 190 в Африке

Fw 190A-4 сер.№ 142308, на котором в мае 1943 в Тунисе совершил как минимум один перегоночный и несколько испытательных полётов офицер штаба 242-й группы RAF сквадрон-лидер Роберт У. Оксспринг.
После завершения боёв в Северной Африке на бывших немецких аэродромах осталось изрядное количество самолётов разной степени (не)исправности, и часть этой техники вполне могла быть восстановлена до лётного состояния для последующего изучения специалистами Союзников.
И по указанию командующего NATAF [North African Tactical Air Force] эр-маршала Артура Конингема сквадрон-лидер Оксспринг занимался поиском лётнопригодных трофеев и их перегоном на авиабазу Ла-Марса под Тунисом, где размещался штаб его группы.
В сопровождении двух механиков он прибыл на занятый американцами аэродром Сиди-Ахмед под Бизертой и среди десятков куч металлолома нашёл-таки несколько машин в отличном состоянии и выбрал для ремонта Fw 190A-4, ранее принадлежавший III./SKG 10. По записям этот истребитель-бомбардировщик нёс бортовой номер 4, но не известно, какого она была цвета, а на фотографиях не видно ни самой четвёрки, ни следов её закрашивания.
Механики проверили работоспособность двигателя и системы управления и закрасили кресты и свастику синими квадратами, нанеся затем поверх них на фюзеляже и киле ещё два цвета триколора, а на крыльях красный ромб, получив там некую пародию на «бычий глаз» (британскую кокарду «тип B»).
Их активность не осталась незамеченной со стороны новых владельцев авиабазы, и вскоре объявился заместитель командующего базой с криками про воровство чужого имущества и угрозами сбить немецкий истребитель как только тот поднимется в воздух. По результатам жаркого спора офицеры всё же пришли к консенсусу, и британец получил разрешение на свободный вывоз выбранного им трофея.
На следующий день механики ещё раз всё проверили, и пилот поднял машину в воздух и после короткого перелёта благополучно посадил её в Ла-Марсе.
Там аппарат внимательно изучили и как следует поработали над двигателем, наладив таки его плавную и бесперебойную работу, устранив выявившиеся во время перегона неполадки.
И в последующие дни Оксспринг неоднократно летал на этом «Фокке-Вульфе», однако дальнейшая судьба машины остаётся неизвестной. Ясно только, что она нигде потом не всплыла.
Роберт Уордлоу Оксспринг, англичанин 1919 г.р.
Сын лётчика-истребителя Первой Мировой войны капитана Роберта Оксспринга, одержавшего несколько (три, или четыре) воздушных побед на «Сопвичах Папах» в 54-м и 66-м сквадронах RFC, но потом пострадавшего в авиакатастрофе и закончившего службу в административном составе RAF.
Роберт младший ещё в детстве решил пойти по стопам отца и после окончания школы и учёбы в De La Salle College осенью 1937 отправился записываться на службу в военную авиацию. И по здоровью, и по образовательному цензу он подходил под стандарты и был принят на лётную подготовку с последующим получением краткосрочной «комиссии» в RAF на несколько лет активной службы и дальнейшее пребывание в офицерском резерве. Но несмотря на принятое решение о приёме, вызова в лётную школу ему пришлось дожидаться ещё полгода.
7.3.38 он наконец приступил к прохождению начальной лётной подготовки в 4-й E&RFTS в Брау, где летал на Blackburn B-2 [это заводское (гражданское) название самолёта, военного ему не присваивали] и был выпущен в первое «соло» после 4 ч 15 мин полётов с инструктором. 2½ месяца спустя, 21 мая он перешёл на следующую ступень подготовки, прибыв во 2-ю FTS, располагавшуюся на авиабазе RAF Brize Norton. Там все курсанты осваивали двухместные Hawker Hart (как в специальном тренировочном, так и обычном разведывательном варианте), а затем сочтённые достойными службы в истребительной авиации пересаживались на истребители Fury.
В декабре 1938 подготовка была завершена и последовало первое строевое назначение.
Звания: март 1938 – кадет; 7.5.38 – эктинг-пайлот-офицер «он пробейшн»; 7.3.39 – пайлот-офицер; 3.9.40 – флаинг-офицер; 10.9.40 – «действующий» флайт-лейтенант; 3.9.41 – «военно-постоянный» флайт-лейтенант; в районе января 1942 – «действующий» сквадрон-лидер; 7.3.42 – уволен в резерв по завершении срока контракта и тут же мобилизован на активную службу [это официально, а по факту просто переведён из RAF в RAFO, оставаясь на активной службе]; 1.1.44 – временный сквадрон-лидер; март 1944 – «действующий» винг-коммандер; 15.6.44 – «военно-постоянный» сквадрон-лидер; 1.9.45 – получил постоянную «комиссию» в RAF в чине флайт-лейтенанта при сохранении за ним званий военного времени [т.е. SL(WS) и A/WC]; 25.2.47 – старшинство в постоянном звании флайт-лейтенанта установлено на 1.12.42; дату не знаю (вероятно, в 1947, или 1946) – «действующее» винг-коммандерство снято; 1.8.47 – постоянный сквадрон-лидер; 1.1.53 – постоянный винг-коммандер; 1.1.60 – груп-кэптен.
Части и кампании: 17.12.38 получил назначение в 66-й сквадрон RAF. Очевидно, сам попросился туда, чтобы, так сказать, продолжить дело отца. Эта часть тогда как раз осваивала новые Spitfire I, и в начале следующего года Оксспринг-младший совершил свой первый полёт на этом типе.
В апреле 1940 его отобрали для отправки на Норвежский фронт и 9.5.40 перевели в состав 263-го сквадрона (истребители Gladiator II), проходившего в Англии переформирование перед началом второго «тура» в Скандинавии. Но прежде чем эта часть убыла на фронт, назначение нашего героя отменили, и 18 мая он вернулся обратно в 66-ю эскадрилью и к полётам на «Спитфайрах».
66-я, прежде занимавшаяся только тренировками и дежурством в системе ПВО, в последних числах мая начала полноценные боевые вылеты к Дюнкерку, а в июле Оксспрингу впервые довелось вступить в воздушный бой, но основная его боевая работа пришлась на Битву за Британию и 5 сентября за заслуги его поставили во главе флайта ‘B’.
Всего с июля по октябрь 1940 он одержал 8⅓/0/3 воздушные победы, все на «спитах» Mk.I.
Потом в октябре-ноябре сквадрон прошёл перевооружение на Mk.II, затем в феврале некоторое количество «единиц» опять вернулось в боевой состав, но уже в марте снова исчезли из него. А в апреле «боевой тур» аса подошёл к концу.
Тогда он был поставлен инструктором и по совместительству флайт-комманером в 59-ю OTU на RAF Crosby-on-Eden, где летал на Hawker Hurricane.
Второй «боевой тур» он начал в сентябре 1941 в должности флайт-коммандера 616-го сквадрона (истребители Spitfire VB), но всего через неделю его перевели на такую же должность в 41-й сквадрон (тоже «Спитфайры»-VB).
А 28.12.41 он получил назначение в 91-й, но прибыл туда и возглавил эту часть уже в январе 1942. Там он тоже летал на Mk.VB и тоже без успехов в воздушных боях.
2.7.42 его перевели на командование 72-м сквадроном и в конце месяца он сумел открыть счёт побед этого «тура», одержав 1 предположительную, опять же на Mk.VB. А к началу следующего месяца сквадрон прошёл перевооружение на «Спитфайры»-VC и –IX, но «девятки» вскоре убрали, взамен передав некоторое количество Mk.VB.
14 августа Оксспринга временно назначили командиром 222-го сквадрона (опять «спиты»-VB), по всей видимости специально для участия в Дьеппской операции, а 22-го вернули обратно.
В ноябре 1942 он повёл 91-ю эскадрилью в Гибралтар и (16 числа) далее в Алжир, где к началу декабря часть избавилась от старых Mk.VB, а в феврале 1943 прошла перевооружение на Spitfire IX. И сам Оксспринг одержал ещё 1/5/0/1 победу на Mk.VB, 4/2/5 на Mk.VC и затем 1½/0/2 на Mk.IX.
В апреле 1943 он завершил «боевой тур», но остался на фронте, получив назначение в штаб 242-й группы. И если судить по последующему награждению Итальянской Звездой, то после 11.6.43 он либо лично поучаствовал хотя бы в одном боевом вылете (что вообще-то не входило в его тогдашние должностные обязанности), либо хотя бы день прослужил на захваченных у противника островах, или в Южной Италии (но штаб его группы продолжал базироваться в Северной Африке), ну или находился там в служебной командировке длительностью не менее месяца.
В конце 1943 Оксспринг вернулся в Англию и служил в штабе Истребительного Командования как офицер Tactics and Training Branch.
А уже в марте 1944 он начал третий «тур» как винг-лидер 24-го крыла RAF (в мае переименовано в сектор [Sector], а входившие в его состав «аэродромы» [Airfield] стали крыльями). Это соединение летало в основном на ночных истребителях «Москито», но Оксспринг переучивания на этот тип не проходил, а продолжал летать на «Спитфайрах», благо под его началом было две эскадрильи, вооружённые этими истребителями в новом варианте Mk.XIV. Правда, уже в конце апреля одну из них изъяли, а во второй половине июня убрали и вторую. Обе они оказались в составе 141-го крыла, и Оксспринг тогда начал летать там, приняв участие в борьбе с «Фау»-1, в ходе которой одержал 4½ победы над летающими бомбами, пилотируя персональный Mk.XIV, приписанный к одной из эскадрилий 141-го крыла.
Во всех источниках пищут, что тогда он всё ещё был винг-лидером 24-го, причём крыла, а не сектора, что является явным анахронизмом. И тут возможны три варианта:
– 141-е крыло после высадки в Нормандии передали в состав 24-го сектора, и соответственно в подчинение нашему герою;
– крыло в сектор не передавали, но Оксспринга уже тогда, а не тремя месяцами позже поставили винг-лидером 141-го;
– ни того, ни другого не случилось, зато ас просто договорился с командирами 141-го крыла и 322-й эскадрильи, чтобы они выделили один из истребителей в его постоянное пользование.
А в сентябре 1944 Оксспринг уже совершенно точно был винг-лидером 141-го крыла, месяцем ранее прошедшего перевооружение со «Спитфайров» Mk.XIV на Mk.IX в вариантах HF (одна эскадрилья) и LF (две), и лидер крыла летал на низковысотной «девятке», принимая участие в вылетах на сопровождение бомбардировщиков и десантных транспортников.
В начале ноября 1944 141-е крыло расформировали, а его винг-лидера перевели на такую же должность в Detling Wing: две эскадрильи «спитов» LF.IX, выполнявших эскортные миссии. Правда, в декабре авиабазу Детлинг вывели из практической эксплуатации, но крыло просто перебралось на другой аэродром сохранив прежнее название, хоть оно и потеряло уже смысл. И Оксспринг как минимум до апреля 1945 продолжал участвовать в эскортных боевых вылетах на всё тех же низковысотных «девятках».
По воспоминаниям аса он воевал исключительно на «Спитфайрах» разных модификаций: Mk.I, Mk.II, Mk.V, Mk.IX и Mk.XIV, не став осваивать в 1945 году ни Mk.XXI, ни Mk.XVI, хотя последний тип он, в принципе, мог при перечислении просто приравнять к «девятому».
Победы (над самолётами): 1-я групповая (⅓) – 29.7.40; 1-я личная – 11.9.40; 5-я с ⅓ – 27.9.40; 10-я и 8/15 – 22.12.42; 12-я и последняя личная – 11.4.43.
Победы (над V-1): 1-я и единственная групповая (½) – 23.6.44; 1-я личная – 29.6.44; 4-я и последняя – 19.7.44.
Итого 12 личных и 3 групповых подтверждённых победы [=131/30], 2 предположительных и 12 повреждённых самолётов противника, а также 4 личных и 1 групповая [=4½] победы над Фау-1.
[по другим данным во время Битвы за Британию у него был немного иной список побед и если считать только сбитые, то добавляется ещё одна групповая с неизвестным числом участников; число предположительных и повреждённых тоже меняется, но мне с ними разбираться было лениво]
Награды (в порядке старшинства):

– Distinguished Flying Cross and Two Bars [DFC**] – 8.11.40, 18.9.42 и 16.2.43 (все за боевые вылеты и воздушные победы);
– Air Force Cross [AFC] – 1.1.49 (за командование первым перелётом реактивных самолётов через Атлантику и короткое турне по Новому Свету);
– 1939-1945 Star with clasp “BATTLE OF BRITAIN”;
– Air Crew Europe Star with clasp “FRANCE AND GERMANY”;
– Africa Star with clasp “NORTH AFRICA 1942–43”;
– Italy Star;
– War Medal 1939-1945;
– Queen Elizabeth II Coronation Medal – учреждена 2.6.53 и вручалась не всем подряд, а только избранным, хотя и была достаточно массовой (129 тысяч награждений);
– нидерландский Vliegerkruis – 10.1.47 [это дата британского утверждения награды] (за войну).
В мае 1945 (не знаю, ещё во время войны, или уже после VE-Day) винг-коммандер Оксспринг получил назначение в CFE [Central Fighter Establishment] на RAF Tangmere.
А осенью (или ещё летом?) он убыл в США для учёбы в Command and General Staff College в Форт Ливерворте (Канзас).
По возвращении в Англию прошёл переучивание на реактивную технику, но никаких иных подробностей его службы в 1947 году я не знаю.
А 18.1.48 он возглавил 247-й сквадрон RAF на авиабазе RAF Odiham и летал на Vampire F.1.
12.5.48 его поставили командовать 54-м сквадроном на той же авиабазе, и эта часть к тому времени уже начала перевооружение с F.1 на F.3, завершив его в августе.
В ноябре 1948 он сдал командование другому офицеру, а сам убыл на Средиземное море, где с января по ноябрь 1949 командовал 73-м сквадроном, тоже летавшем на «Вампирах» F.3 и базировавшемся на Мальте (за исключением апреля-мая 1949, когда он сидел на Кипре).
В 1950 Оксспринг служил в Египте, но подробностей я не знаю.
В 1951 он прошёл курс обучения в Flying College на RAF Manby.
А затем вернулся в CFE, где был назначен командиром AFDS [Air Fighting Development Squadron].
В 1953 во время авиапарада по случаю коронации Елизаветы II он лидировал группу «Метеоров» F.8 из состава Church Fenton Wing, но не понятно, служил ли он в то время винг-лидером этого крыла (его тогдашнее звание соответствовало такой должности), или просто был приглашён на один полёт.
В 1955-58 гг была служба по обмену в составе Air Defence Command USAF, в процессе которой ему довелось полетать на T-33, F-86, F-102 и F-104.
Затем служба в Министерстве Авиации до 1960.
Данных по 1961-62 гг у меня нет.
Зато есть информация про службу в отделе разведки в Department of the Chief of the Air Staff в Министерстве Обороны с января 1963 по 1965 год.
А с июня 1965 по август 1967 он командовал авиабазой RAF Gatow в Западном Берлине.
Потом вернулся в Англию и 29.2.68 вышел в отставку по собственному желанию.
Скончался 8.8.89.
Серия фотографий трофейного Fw 190A-4 на аэродроме Ла-Марса в мае 1943:




|
</> |