Израильская нефть. Через тернии - к звездам...

Прошлым летом огромные запасы природного газа были обнаружены вдоль северного побережья Израиля.
Иизраильтяне, да и не только они, нашли это открытие благословенным лишь наполовину, если не сказать больше.
С одной стороны, это конечно облегчит проблему энергетической жизнеспособности Израиля, не только в части удовлетворения своих нужд, но также и в части экспорта такого количества, которое превратит его в крупного экспортера.
С другой стороны, многие израильтяне боятся эффекта «легких денег», что отразится на проблеме коррупции элиты. Кроме того, близость ливанских территориальных вод лишний раз напоминает о «мудрости» вторжения Израиля в 2006.
А тут еще масла в огонь подлила потрясающая новость, что Израиль может стать третьей по величине в мире страной по запасам горючих сланцев (после США и Китая), которые уже использовали почти всю свою собственную продукцию. Это означает, что Израиль действительно может выступить как крупнейший мировой экспортер сланцевой нефти, отсюда и сравнение с Саудовской Аравией.
Израиль – мировая энергетическая сверхдержава??? Уму непостижимо.
Когда-то технологическая революция, превратила ранее недоступные внутренние запасы природного газа – в доступные, путем гидравлического фракционирования (процесс, вредный для окружающей среды, оказавший воздействие на запасы природного газа). Сейчас имеется революционный процесс выделения сланцевой нефти. Это, в свою очередь, потрясет развитие энергетики во всем мире, включая Израиль.
Как все это стало возможным???
Вся история началась с Д-ра Гарольда Вайнигера, главного научного сотрудника компании Royal Dutch Shell, оказавшегося в центре амбициозного проекта по превращению Израиля в одного из лидеров по производству нефти. Компания «Израильская Энергетическая Инициатива» (ИЭИ), в которой Вайнигер является главным научным сотрудником, разрабатывает проект по выделению нефти и газа из горючих сланцев на территории в 238 км2 бассейна Шфела к югу и западу от Иерусалима.
Нефтедобыча из сланцев встречала неодобрение экологов по многим причинам, а прежде всего - потому, что это очень грязный процесс, который требует много электроэнергии и воды.
Компания ИЭИ, принадлежащая американской телекоммуникационной группе корпорации ИДТ, убеждена, что ее метод гораздо чище, чем существующие операции, потому что нефть будет выделена из горючих сланцев на глубине 300 метров под землей.
Побочным продуктом этого процесса будет вода (вместо ее использования в больших количествах).
Вайнигер говорит, что Израиль занимает третье место в мире по запасам горючих сланцев после США и Китая.
«Мы предполагаем, что запасы нефти там эквивалентны 250 миллиардам баррелей. Чтобы это себе представить, скажем, что резервы Саудовской Аравии – 260 баррелей.
Хотя мы и не хотим огорчать народ, но должны сказать, что арабские ученые, работающие на ARAMCO, возражают по этому поводу, говоря, что саудовцы систематически преувеличивали свои запасы.
Компания ИЭИ рассчитала, что максимальная себестоимость производства будет колебаться от $35 до 40 за баррель. Вайнигер подчеркивает, что это все же меньше, чем $60 - себестоимость барреля сырой нефти в таком неблагоприятном районе, как Арктика по сравнению с $30 – 40 - в глубоких водах у берегов Бразилии.
«Эти израильские месторождения были известны давно, но никогда даже не упоминались, потому что считалось, что нет такой технологии, которую можно было бы применить»
ИЭИ полагает, что коммерческое производство можно будет начать к концу декады, с производством для начала 50 000 баррелей в день. Это будет немного, если иметь в виду, что Израиль потребляет 270 000 баррелей в день. В то же время это будет большим шагом по установлению энергетической независимости страны. Если в одном барреле нефти содержится 42 галлона, то по расчетам Вайнигера 1 тонна горючих сланцев содержит приблизительно 25 галлонов нефти.
Процесс экстракции заключается в нагревании сланцев под землей электронагревателями до 325С. На этой стадии соединение углерод-углерод начинает разрушаться. Нефть, произведенная этим процессом – светлая, легко рафинируется в целый ряд продуктов, включая керосин, реактивное топливо и дизельное горючее.
Это имеет большое значение, поскольку светлая нефть, как та, что производится в Ливии, считается «сладкой» и ее рафинирование стоит гораздо дешевле, чем тяжелая сырая нефть, получаемая в Саудовской Аравии.
Принимая во внимание политические склонности наших иностранных инвесторов в энергетический бизнес, неудивительно, что проект вызвал серьезный интерес с их стороны. В ноябре 2010 11%-ный транш в компании Genie Oil & Gas, отделении IDC, дочерней компании ИЭИ, был приобретен за $ 11миллионов банкиром Яковом Ротшильдом и Рупертом Мардоком, главой новостной корпорации и всех правых помешанных во всем англоязычном мире.
Консультативный совет компании Genie включает такие впечатляющие фигуры, как Майкл Штейнхардт, инвестор хидж-фонда , а также пугающих личностей, как Дик Чейни, бывший вице-президент США и соучредитель фонда Шиитской Исламской Республики Ирак вместе со своим приятелем Джоржем Бушем.
По словам Вайнигера, сейчас проводятся оценки, после которых начнется пилотный этап на 18 месяцев. Среди поставленных задач будут проблемы, о которых говорят экологи, включая проверку заявок ИЭИ, что процесс не потребует избыточного использования воды и электричества.
Необходимо удостовериться, что местные источники воды, которые расположены гораздо глубже, чем залежи сланцев, не будут загрязнены при работах. Это ключевые проблемы, поскольку при большом избытке энергетических запасов на Бл.Востоке имеется большой недостаток воды. Любой процесс, требующий значительного потребления воды, будет нерентабельным с общей точки зрения.
Если на этих ранних этапах все пройдет успешно, будет проведена демонстрационная фаза, рассчитанная на 3 – 4 года, в течении которой работа, завершенная на пилотном этапе будет продолжена уже в широком масштабе. Только после этого начнутся коммерческие операции.
К этому времени для данного проекта будет нанято около 1 000 работников, многие из которых высококвалифицированные специалисты инженерного профиля из-за рубежа.
Вайнигер говорит, что «для пилотного этапа и демонстрации, финансирование не требуется, однако, как только мы начнем получать 50 000 баррелей в день, нам потребуется партнер. К нам присоединятся все крупные компании».
Не удивительно, что у проекта имеются и значительные проблемы. Вайнигер перечисляет:
Геологический риск
- есть ли вообще ресурс?
- каков риск для источника воды?
- насчет ресурса, у нас нет сомнений. Он имеется и хорошего качества
- и все же пилотный этап должен это проверить.
Технологический риск
- сможем ли мы бурить длинные горизонтальные скважины?
- можно ли будет поместить туда нагреватели?
-смогут ли они долго там находиться?
И, наконец, есть и экономический риск, который возникает от цены на нефть. Однако я думаю, что цена будет продолжать расти, и к 2030 она достигнет $200 за баррель.
Хотя это ускользнуло от внимания Вайнигера, но у этого проекта есть еще и четвертый риск: возможность избежать возражений от экологов и завоевать поддержку народа. Это, возможно, самая большая проблема, которая стоит перед ним и его коллегами.
Если все окажется удачным, то это будет концом одной из самых юморных историй в еврейской культуре об ископаемом топливе: Во время пасхальной службы раввин рассказывал историю об Исходе из Египта, и вдруг его прервал какой-то старик, который кричал: «Моисей был тупым! Моисей был тупым!
Все были шокированы, а потрясенный раввин спросил старика, за что он так ругает героя иудаизма/христианства/ислама? Старик ответил, не задумываясь: «Когда они вышли из Синая, он велел повернуть налево. Если бы у него были мозги, он бы им сказал: «Поверните направо».
оригинал статьи: