ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало)
lucas_v_leyden — 28.02.2020 За последний месяц я проехал по Израилю больше 500 километров на велосипеде (и прошел километров 200 пешком). По внешним условиям я вел крайне уединенную жизнь: в идеале мне вообще нужно было сосредоточиться на главной цели - дописывании книги, отринув все возможные развлечения, но, торгуясь сам с собой, как на восточном базаре, я выцыганил разрешение на катание и походы, строго воспретив прочие досуги.Здешние пешие походы вполне напоминают (с поправкой на климат, размеры страны и высоту гор) подобные занятия в прочих странах: разметка троп, как правило, приближается к идеальной, а описания к исчерпывающим; блаженная возможность за два часа езды на машине сменить климатический пояс только добавляет им очарования. Напротив, израильская езда на велосипеде разительно отличается от привычной российско-европейской, что в первые дни действует на неподготовленного любителя несколько обескураживающе. Отличия эти складываются из двух обстоятельств - организации дорожной сети и водительской манеры местных жителей. С последней я, будучи сам за рулем автомобиля, уже однажды сталкивался (каламбур, признаться, слабоват): действительно, поведение их несколько эмоционально, но для того, кто управлял машиной на дорогах Албании, Калабрии и Брянской области в прошлом веке, в этом нет ничего существенно нового.
Совсем другое ощущение получается при езде на велосипеде, когда ты не отделен от соседей по движению уютным слоем немецкой стали (или хоть английского алюминия), а полностью беззащитен, скорчившись на карбоновом своем насесте. Тут две их ключевых привычки - небрежение поворотниками и увлечение клаксоном - кажутся уже не милым местным обычаем, а каким-то первородным пороком. При этом важно понимать, что гудение прямо в ухо соседу по дороге - не последний довод перед монтировкой (как бывало у нас в темные годы), а лишь средство коммуникации, что-то вроде добродушного похлопывания по плечу. Тяжелый, многотонный грузовик, впритирку обгоняющий велосипедиста, нередко норовит рявкнуть ему непосредственно в барабанную перепонку, как бы сообщая: "Я, брат, такой большой, что прямо сам себя боюсь, а ты у меня еще и в мертвой зоне. Знаешь: могу и раздавить". И едет себе дальше.
После первого выезда, вдоволь насмотревшись на хаотические манеры автомобилей и несколько ошеломленный происходящим, я вернулся в уверенности, что из трех выехавших с утра на дорогу водителей к ужину домой возвращается в лучшем случае один. Впрочем, статистика, найденная мною в сети, это опровергла: цифровой итог дорожных происшествий здесь лучше, чем в Германии - одно из проявлений чуда, столь характерного для этих мест.
С одним из чудес встретился и я: в верхнем течении реки Александр располагается система обширных рукотворных прудов и каналов, возведенных, очевидно, с мелиоративной целью. Устроены они прихотливо, карта отображает их неточно - и, пытаясь найти краткий маршрут, я среди них заплутал. Сперва это показалось мне скорее забавным: разбитые тракторами грунтовки, залитые жирной грязью, пересекались под самыми фантастическими углами, причем каждая из них в итоге ныряла в заполненный водой арык, вполне проходимый для бульдозера, но практически непреодолимый для велосипедиста. После часа бестолковых вихляний, когда происходящее стало представать в утомительном свете, меня окликнули по-английски: джентльмен и леди стояли на холме, по ту сторону очередного арыка и интересовались, что я тут делаю. "Ищу дорогу на Хадеру", - отвечал я мрачно. "Мы на ней стоим", - сообщили они мне, - "но не пробуй перелезать через арык". Воодушевленный, я двинулся вдоль канавы, через двести метров добрался до мостика, перешел по нему и обнаружил вполне проезжую тропинку, на которой только что стояли мои собеседники. Вскочив в седло, я за минуту докатил до места, с которого они со мной разговаривали: здесь была примята трава - на том самом взгорке, где они стояли. А вот их самих не было. С двух сторон эта дорога была окружена канавами и просматривалась она чуть не на километр - и на ней не было ни души. Двигаясь в сторону Хадеры, я встретил только парня, выгуливающего собаку - и, хотя он, кажется, слегка смахивал на моего недавнего собеседника, в его спутницу я вглядываться не рискнул.
Еще занятнее здесь устройство дорожной сети. Внутри большинства крупных городов (кроме Иерусалима) есть отдельная система велодорожек - иногда превосходно-ветвистая (как в Тель-Авиве), иногда нелепо скудная (как в Нетании). При этом, как мне показалось, большинство катаний местных велосипедистов происходит исключительно внутри собственного города и лишь по специально предназначенным для этого местам. Города же соединены между собой суровыми скоростными многополосными шоссе - либо системой сложнозапутанных, грунтовых, слабо отображенных на карте тропок. Собственно, две эти крайности находят отражение в двух конкурирующих навигационных программах для велосипедистов: Google Map поведет вас по хайвэю, а Maps.Me - кабаньими перебежками. Но обе выведут куда нужно.
Удивительно, но не так-то просто узнать, на какие из автострад велосипедисту выезжать можно, а на какие - строжайше запрещено: кажется, разрешены те, которые на карте отмечены красным, а запрещены те, что синим (между прочим, бывает, что одно шоссе, сохраняя номер, меняет в определенном месте цвет). Иногда (очень редко) при въезде на дорогу стоит особый знак, запрещающий движение тракторам, пешеходам, осликам и велосипедистам (и напрочь - добавлю я от себя - тем, кто идентифицирует себя со всем перечисленным одновременно). При этом почти на любом шоссе будет желтой линией отделена справа особая полоса, по которой, собственно, и можно ехать на двух колесах: удивительно, что при творческом отношении местных водителей к правилам, именно это соблюдается беспрекословно - сюда машины не заезжают. Впрочем, полоса эта делается первой жертвой любых обстоятельств: за ее счет, например, дорогу сужают на время ремонта. В общем, ездить даже по разрешенным шоссе довольно неуютно - за двумя исключениями: это дорога № 4 (старое шоссе "Тель-Авив - Хайфа") и круговая трасса вокруг Кинерета. Обе они облюбованы местными спортсменами, на обеих стоят знаки "бойся велосипедистов" и по этой или по другой причине водители там поблагосклоннее.
Любопытнее, хотя и медленнее передвигаться по случайным тропкам, не объединенным в систему. Примечательнее всего непредсказуемость их сцепления: посреди испещренной коровьими следами тропы возникают вдруг остатки древней мостовой; деревенская грунтовка прерывается бурно разлившимся ручьем, гаревая дорожка спортивного парка перерастает в каменистый периметр гигантского завода, по которому циркулируют белые джипы с вооруженной охраной. Чаще обычного приходится передвигаться пешком, ведя велосипед в поводу, а то и таща на плече: после зимних дождей многие грунтовки обнаруживают грязевую свою природу; напротив, значительное число участков представляют собой чистый песок, ехать по которому невозможно в принципе. Все это не дает заскучать, хотя радикально уменьшает и дневной пробег, и скорость.
При этом, если не закатиться по ошибке в недружественное арабское поселение и не наступить на змею (это два разных казуса), велопрогулки по Израилю выглядят довольно мирным и безопасным занятием. Люди здесь в основном дружелюбны (кроме смотрительниц национальных парков), а пейзажи выше всех похвал. В этот раз я не успел освоить перевозку велосипеда на поезде - по описаниям это дело не из простых - но впредь надеюсь это упущение наверстать.
Напротив, вопреки ожиданиям, совсем несложным мероприятием оказалась транспортировка байка "Аэрофлотом". Одновременно с покупкой билетов нужно приобрести еще одно место багажа (если, конечно, вы не путешествуете налегке, с одним только велосипедом). После этого через форму обратной связи надо предупредить, что у вас с собой спортинвентарь, сообщив его габариты - и через день-два вам по почте придет подтверждение, что опция велотранспортировки для вас открыта.
Поскольку мой нынешний байк - дорогой и хрупкий, я арендовал для его перевозки специальный жесткий кофр: правильнее было бы сразу его купить, но мне хотелось убедиться в его удобстве и прочности. С непривычки разбор и упаковка заняли у меня больше часа: надо открутить педали (1), снять колеса, подспустив воздух (2), открутить руль и зафиксировать его (не отсоединяя, естественно, тросов) (3), открутить петух (4). После чего воткнуть проставки в суппорты, обмотать все пузырчатой пленкой и закрепить в чехле. Сборка заняла у меня минут сорок, следующая разборка еще меньше... в результате, надеюсь, даже в сравнительно боевых условиях можно будет ограничиться получасом.
Дальше - самая сложная часть - доставка в аэропорт. В обычную машину велобокс не влезает, точнее влезает - но при сложенных задних сиденьях. Поэтому самое простое решение - микроавтобус "Яндекс-такси", которого можно ждать минут 20-30, но в который гарантировано вместится все ваше добро и еще 3-4 седока, не считая водителя. В аэропорту нужно сначала отстоять очередь на обычную сдачу багажа, где ваши чемоданы отправятся обычным путем на транспортер, а кофр будет взвешен, промаркирован, после чего вы сами отвезете его на специальную стойку. "Негабарит Тель-Авив?" - приветствовала меня предупрежденная коллегами леди. "Так называют меня только близкие друзья", - нашелся я, после чего бокс отправился путешествовать своими, тайными путями. На обратном пути, в аэропорту Бен-Гурион, меня еще заставили его открыть, чтобы проверить, не прячу ли я внутри чего-нибудь не вполне законное - но, убедившись, что эти глаза не могут лгать, отпустили. Получать его тоже надо в особенном уголке зала прилета - и оба раза он оказывался там одновременно со всем прочим багажом.
Вот несколько моих израильских велосипедных маршрутов.
1. Нетания - Телль-Авив и обратно. 96 км., перепад высот 800 м. Трек.
Навигатор выводит из Нетании по отличной велодорожке, быстро, впрочем, заканчивающейся.
Дальше пришлось выехать на скоростное шоссе, которое вскоре оказалось пораженным ремонтом, так что свободная полоса заузилась до нуля. Полавировав среди стоящих в пробке машин, я слез с него в произвольном месте (помню только указатель на тюрьму) и сразу оказался посреди апельсиновой плантации.
Ехать было трудновато, но после шоссе все казалось отдохновением.
Вскоре дорога отвердела, а апельсины сменились лимонами:
Среди зарослей опунции и вспаханных полей нашлась вдруг велодорожка из ниоткуда в никуда - и я с благодарностью по ней покатил.
И прикатил на окраину Герцлии.
А Герцлия уже через вполне внятный шлюз соединена с окраинами Тель-Авива:
Собачий пляж!
Набережная:
Яффо. Тут я развернулся и поехал обратно:
Искусственный разум повел другой дорогой, вдоль шоссе:
Замечательная улица в Герцлии, обсаженная старыми деревьями:
Вдали видны уже Нетанийские небоскребы:
Как вдруг дорога - раз! - и уходит под воду:
С большими мучениями нашел-таки хоть и грязную, но все-таки надводную тропу:
.
2. Нетания - Зихрон-Яаков и обратно. 81 км. 700 м. набор высоты. Трек.
Ранним, еще практически безмашинным утром выехал по боковому шоссе:
Но, впрочем, повинуясь навигатору, быстро съехал с него на проселок:
Иногда очень похоже на Московскую область… до первого апельсинового дерева:
Довольно редкий знак, означающий, что нам туда нельзя. Я и не собирался:
Тоже типичная штука - велодорожка, закругляющаяся на границе города.
Подъезжаю к ручью, а он разлился и шпарит довольно энергично. Вода мутная, ниже обрыв - в общем, вброд лезть не хочется:
Вот так это выглядит:
Лезу по насыпи до железнодорожного моста и, держа велик на вытянутых руках, протискиваюсь мимо товарняка:
Опять долгие сады. Хотелось стянуть и съесть апельсин, но совесть не благословила:
Перед самим Зихрон-Яаковым начинается велодорожка и долгий апхилл, довольно утомительный:
Сам город очень симпатичный:
Завтрак. По велику хорошо видно, что без грязевых ванн не обошлось:
Вид с вершины холма, на котором стоит городок:
Обратно через ту же переправу:
По насыпи прыгаю уже не без лихости:
Мирная речушка (в тихой заводи которой водятся крупные черепахи):
Вот примерно тут, немного дальше:
3. Нетания - Кейсария и обратно. 65 км., 500 м. перепад. Трек.
Навигатор гнал на север той же дорогой, что и в прошлый раз, но я решил попробовать ехать, насколько это возможно, вдоль берега моря. Карта показывала значительные куски запретной территории (это здесь часто), но она же намекала на некую тропинку.
Пересекаю ту же реку Александр:
И сразу сталкиваюсь с необходимостью все-таки вылезти ненадолго на шоссе:
Асфальт заканчивается километров за пять до окраин Хадеры, от которой меня отделяет здоровенный песчаный пустырь:
Слева видно море:
Прямо иногда можно ехать:
За Хадерой впереди показываются гигантские трубы электростанции: среди прочего она замечательна тем, что в горячей воде, которую она сбрасывает в море, любят нежиться акулы, сплывающиеся сюда зимовать:
Перед самой электростанцией - весьма куртуазный пешеходный мостик:
Древняя мозаика в Кейсарии, очень красивая:
Акведук:
Очень частое израильское приспособление, работающее в паре со знаком одностороннего движения. Действительно, ехать навстречу как-то не тянет:
Кейсарийская руина (самые главные - на территории парка, куда нужно покупать билет, а с велосипедами входить нельзя, так что их я отложил до следующего раза):
Руины порта:
Обратная дорога. Почти рядом с каждым шоссе вьется подобная тропинка:
Накануне был дождь, так что проезд слегка затруднен:
Но все-таки возможен.
(продолжение следует)
|
</> |