ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало)

топ 100 блогов lucas_v_leyden28.02.2020 За последний месяц я проехал по Израилю больше 500 километров на велосипеде (и прошел километров 200 пешком). По внешним условиям я вел крайне уединенную жизнь: в идеале мне вообще нужно было сосредоточиться на главной цели - дописывании книги, отринув все возможные развлечения, но, торгуясь сам с собой, как на восточном базаре, я выцыганил разрешение на катание и походы, строго воспретив прочие досуги.
      Здешние пешие походы вполне напоминают (с поправкой на климат, размеры страны и высоту гор) подобные занятия в прочих странах: разметка троп, как правило, приближается к идеальной, а описания к исчерпывающим; блаженная возможность за два часа езды на машине сменить климатический пояс только добавляет им очарования. Напротив, израильская езда на велосипеде разительно отличается от привычной российско-европейской, что в первые дни действует на неподготовленного любителя несколько обескураживающе. Отличия эти складываются из двух обстоятельств - организации дорожной сети и водительской манеры местных жителей. С последней я, будучи сам за рулем автомобиля, уже однажды сталкивался (каламбур, признаться, слабоват): действительно, поведение их несколько эмоционально, но для того, кто управлял машиной на дорогах Албании, Калабрии и Брянской области в прошлом веке, в этом нет ничего существенно нового.
      Совсем другое ощущение получается при езде на велосипеде, когда ты не отделен от соседей по движению уютным слоем немецкой стали (или хоть английского алюминия), а полностью беззащитен, скорчившись на карбоновом своем насесте. Тут две их ключевых привычки - небрежение поворотниками и увлечение клаксоном - кажутся уже не милым местным обычаем, а каким-то первородным пороком. При этом важно понимать, что гудение прямо в ухо соседу по дороге - не последний довод перед монтировкой (как бывало у нас в темные годы), а лишь средство коммуникации, что-то вроде добродушного похлопывания по плечу. Тяжелый, многотонный грузовик, впритирку обгоняющий велосипедиста, нередко норовит рявкнуть ему непосредственно в барабанную перепонку, как бы сообщая: "Я, брат, такой большой, что прямо сам себя боюсь, а ты у меня еще и в мертвой зоне. Знаешь: могу и раздавить". И едет себе дальше.
      После первого выезда, вдоволь насмотревшись на хаотические манеры автомобилей и несколько ошеломленный происходящим, я вернулся в уверенности, что из трех выехавших с утра на дорогу водителей к ужину домой возвращается в лучшем случае один. Впрочем, статистика, найденная мною в сети, это опровергла: цифровой итог дорожных происшествий здесь лучше, чем в Германии - одно из проявлений чуда, столь характерного для этих мест.
      С одним из чудес встретился и я: в верхнем течении реки Александр располагается система обширных рукотворных прудов и каналов, возведенных, очевидно, с мелиоративной целью. Устроены они прихотливо, карта отображает их неточно - и, пытаясь найти краткий маршрут, я среди них заплутал. Сперва это показалось мне скорее забавным: разбитые тракторами грунтовки, залитые жирной грязью, пересекались под самыми фантастическими углами, причем каждая из них в итоге ныряла в заполненный водой арык, вполне проходимый для бульдозера, но практически непреодолимый для велосипедиста. После часа бестолковых вихляний, когда происходящее стало представать в утомительном свете, меня окликнули по-английски: джентльмен и леди стояли на холме, по ту сторону очередного арыка и интересовались, что я тут делаю. "Ищу дорогу на Хадеру", - отвечал я мрачно. "Мы на ней стоим", - сообщили они мне, - "но не пробуй перелезать через арык". Воодушевленный, я двинулся вдоль канавы, через двести метров добрался до мостика, перешел по нему и обнаружил вполне проезжую тропинку, на которой только что стояли мои собеседники. Вскочив в седло, я за минуту докатил до места, с которого они со мной разговаривали: здесь была примята трава - на том самом взгорке, где они стояли. А вот их самих не было. С двух сторон эта дорога была окружена канавами и просматривалась она чуть не на километр - и на ней не было ни души. Двигаясь в сторону Хадеры, я встретил только парня, выгуливающего собаку - и, хотя он, кажется, слегка смахивал на моего недавнего собеседника, в его спутницу я вглядываться не рискнул.
      Еще занятнее здесь устройство дорожной сети. Внутри большинства крупных городов (кроме Иерусалима) есть отдельная система велодорожек - иногда превосходно-ветвистая (как в Тель-Авиве), иногда нелепо скудная (как в Нетании). При этом, как мне показалось, большинство катаний местных велосипедистов происходит исключительно внутри собственного города и лишь по специально предназначенным для этого местам. Города же соединены между собой суровыми скоростными многополосными шоссе - либо системой сложнозапутанных, грунтовых, слабо отображенных на карте тропок. Собственно, две эти крайности находят отражение в двух конкурирующих навигационных программах для велосипедистов: Google Map поведет вас по хайвэю, а Maps.Me - кабаньими перебежками. Но обе выведут куда нужно.
      Удивительно, но не так-то просто узнать, на какие из автострад велосипедисту выезжать можно, а на какие - строжайше запрещено: кажется, разрешены те, которые на карте отмечены красным, а запрещены те, что синим (между прочим, бывает, что одно шоссе, сохраняя номер, меняет в определенном месте цвет). Иногда (очень редко) при въезде на дорогу стоит особый знак, запрещающий движение тракторам, пешеходам, осликам и велосипедистам (и напрочь - добавлю я от себя - тем, кто идентифицирует себя со всем перечисленным одновременно). При этом почти на любом шоссе будет желтой линией отделена справа особая полоса, по которой, собственно, и можно ехать на двух колесах: удивительно, что при творческом отношении местных водителей к правилам, именно это соблюдается беспрекословно - сюда машины не заезжают. Впрочем, полоса эта делается первой жертвой любых обстоятельств: за ее счет, например, дорогу сужают на время ремонта. В общем, ездить даже по разрешенным шоссе довольно неуютно - за двумя исключениями: это дорога № 4 (старое шоссе "Тель-Авив - Хайфа") и круговая трасса вокруг Кинерета. Обе они облюбованы местными спортсменами, на обеих стоят знаки "бойся велосипедистов" и по этой или по другой причине водители там поблагосклоннее.
      Любопытнее, хотя и медленнее передвигаться по случайным тропкам, не объединенным в систему. Примечательнее всего непредсказуемость их сцепления: посреди испещренной коровьими следами тропы возникают вдруг остатки древней мостовой; деревенская грунтовка прерывается бурно разлившимся ручьем, гаревая дорожка спортивного парка перерастает в каменистый периметр гигантского завода, по которому циркулируют белые джипы с вооруженной охраной. Чаще обычного приходится передвигаться пешком, ведя велосипед в поводу, а то и таща на плече: после зимних дождей многие грунтовки обнаруживают грязевую свою природу; напротив, значительное число участков представляют собой чистый песок, ехать по которому невозможно в принципе. Все это не дает заскучать, хотя радикально уменьшает и дневной пробег, и скорость.
      При этом, если не закатиться по ошибке в недружественное арабское поселение и не наступить на змею (это два разных казуса), велопрогулки по Израилю выглядят довольно мирным и безопасным занятием. Люди здесь в основном дружелюбны (кроме смотрительниц национальных парков), а пейзажи выше всех похвал. В этот раз я не успел освоить перевозку велосипеда на поезде - по описаниям это дело не из простых - но впредь надеюсь это упущение наверстать.
      Напротив, вопреки ожиданиям, совсем несложным мероприятием оказалась транспортировка байка "Аэрофлотом". Одновременно с покупкой билетов нужно приобрести еще одно место багажа (если, конечно, вы не путешествуете налегке, с одним только велосипедом). После этого через форму обратной связи надо предупредить, что у вас с собой спортинвентарь, сообщив его габариты - и через день-два вам по почте придет подтверждение, что опция велотранспортировки для вас открыта.
      Поскольку мой нынешний байк - дорогой и хрупкий, я арендовал для его перевозки специальный жесткий кофр: правильнее было бы сразу его купить, но мне хотелось убедиться в его удобстве и прочности. С непривычки разбор и упаковка заняли у меня больше часа: надо открутить педали (1), снять колеса, подспустив воздух (2), открутить руль и зафиксировать его (не отсоединяя, естественно, тросов) (3), открутить петух (4). После чего воткнуть проставки в суппорты, обмотать все пузырчатой пленкой и закрепить в чехле. Сборка заняла у меня минут сорок, следующая разборка еще меньше... в результате, надеюсь, даже в сравнительно боевых условиях можно будет ограничиться получасом.
      Дальше - самая сложная часть - доставка в аэропорт. В обычную машину велобокс не влезает, точнее влезает - но при сложенных задних сиденьях. Поэтому самое простое решение - микроавтобус "Яндекс-такси", которого можно ждать минут 20-30, но в который гарантировано вместится все ваше добро и еще 3-4 седока, не считая водителя. В аэропорту нужно сначала отстоять очередь на обычную сдачу багажа, где ваши чемоданы отправятся обычным путем на транспортер, а кофр будет взвешен, промаркирован, после чего вы сами отвезете его на специальную стойку. "Негабарит Тель-Авив?" - приветствовала меня предупрежденная коллегами леди. "Так называют меня только близкие друзья", - нашелся я, после чего бокс отправился путешествовать своими, тайными путями. На обратном пути, в аэропорту Бен-Гурион, меня еще заставили его открыть, чтобы проверить, не прячу ли я внутри чего-нибудь не вполне законное - но, убедившись, что эти глаза не могут лгать, отпустили. Получать его тоже надо в особенном уголке зала прилета - и оба раза он оказывался там одновременно со всем прочим багажом.
      Вот несколько моих израильских велосипедных маршрутов.
1. Нетания - Телль-Авив и обратно. 96 км., перепад высот 800 м. Трек.

Навигатор выводит из Нетании по отличной велодорожке, быстро, впрочем, заканчивающейся.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6113

Дальше пришлось выехать на скоростное шоссе, которое вскоре оказалось пораженным ремонтом, так что свободная полоса заузилась до нуля. Полавировав среди стоящих в пробке машин, я слез с него в произвольном месте (помню только указатель на тюрьму) и сразу оказался посреди апельсиновой плантации.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6118

Ехать было трудновато, но после шоссе все казалось отдохновением.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6122

Вскоре дорога отвердела, а апельсины сменились лимонами:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6130

Среди зарослей опунции и вспаханных полей нашлась вдруг велодорожка из ниоткуда в никуда - и я с благодарностью по ней покатил.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6133

И прикатил на окраину Герцлии.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6136

А Герцлия уже через вполне внятный шлюз соединена с окраинами Тель-Авива:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6137

Собачий пляж!

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6143

Набережная:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6147

Яффо. Тут я развернулся и поехал обратно:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6153

Искусственный разум повел другой дорогой, вдоль шоссе:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6159

Замечательная улица в Герцлии, обсаженная старыми деревьями:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6166

Вдали видны уже Нетанийские небоскребы:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6179

Как вдруг дорога - раз! - и уходит под воду:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6189

С большими мучениями нашел-таки хоть и грязную, но все-таки надводную тропу:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6202.

2. Нетания - Зихрон-Яаков и обратно. 81 км. 700 м. набор высоты. Трек.

Ранним, еще практически безмашинным утром выехал по боковому шоссе:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6237

Но, впрочем, повинуясь навигатору, быстро съехал с него на проселок:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6239

Иногда очень похоже на Московскую область… до первого апельсинового дерева:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6242

Довольно редкий знак, означающий, что нам туда нельзя. Я и не собирался:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6246

Тоже типичная штука - велодорожка, закругляющаяся на границе города.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6250

Подъезжаю к ручью, а он разлился и шпарит довольно энергично. Вода мутная, ниже обрыв - в общем, вброд лезть не хочется:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6255

Вот так это выглядит:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6259

Лезу по насыпи до железнодорожного моста и, держа велик на вытянутых руках, протискиваюсь мимо товарняка:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6260

Опять долгие сады. Хотелось стянуть и съесть апельсин, но совесть не благословила:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6273

Перед самим Зихрон-Яаковым начинается велодорожка и долгий апхилл, довольно утомительный:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6284

Сам город очень симпатичный:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6304

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6300

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6297

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6288


Завтрак. По велику хорошо видно, что без грязевых ванн не обошлось:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6314

Вид с вершины холма, на котором стоит городок:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6329

Обратно через ту же переправу:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6334

По насыпи прыгаю уже не без лихости:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6336

Мирная речушка (в тихой заводи которой водятся крупные черепахи):

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6339

Вот примерно тут, немного дальше:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6342

3. Нетания - Кейсария и обратно. 65 км., 500 м. перепад. Трек.

Навигатор гнал на север той же дорогой, что и в прошлый раз, но я решил попробовать ехать, насколько это возможно, вдоль берега моря. Карта показывала значительные куски запретной территории (это здесь часто), но она же намекала на некую тропинку.

Пересекаю ту же реку Александр:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6404

И сразу сталкиваюсь с необходимостью все-таки вылезти ненадолго на шоссе:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6406

Асфальт заканчивается километров за пять до окраин Хадеры, от которой меня отделяет здоровенный песчаный пустырь:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6407

Слева видно море:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6408

Прямо иногда можно ехать:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6411

За Хадерой впереди показываются гигантские трубы электростанции: среди прочего она замечательна тем, что в горячей воде, которую она сбрасывает в море, любят нежиться акулы, сплывающиеся сюда зимовать:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6412

Перед самой электростанцией - весьма куртуазный пешеходный мостик:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6417

Древняя мозаика в Кейсарии, очень красивая:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6427

Акведук:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6432

Очень частое израильское приспособление, работающее в паре со знаком одностороннего движения. Действительно, ехать навстречу как-то не тянет:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6441

Кейсарийская руина (самые главные - на территории парка, куда нужно покупать билет, а с велосипедами входить нельзя, так что их я отложил до следующего раза):

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6448

Руины порта:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6451

Обратная дорога. Почти рядом с каждым шоссе вьется подобная тропинка:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6472

Накануне был дождь, так что проезд слегка затруднен:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6478

Но все-таки возможен.

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (начало) IMG_6479

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А то я сам не знаю что это Отгадали. Это дремучий Сааб. ...
...
Сегодня к Уралсибу приехала переносная станция забора крови. И одновременно внутри здания проводят акцию - купи книги и передай их в детдом детишкам. И вот, вооружившись благими намерениями, не жрамши и не куривши с самого подъема, прихватив ...
БОМБА ДЛЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ. КТО ВЗОРВАЛ СОВЕТСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА БЕРЕЖНОГО? Заказные убийства для СССР были в диковинку. Тем не менее в десятках версий гибели в 1981 году авиаконструктора секретного бюро Игоря Бережного присутствует один общий вывод — его убили по заказу. Правда, кто это ...
В поликлинике Днепра ребенка били током и выжигали кожу ... о как. Кипит разум. Суть. Ребенка лечили электрофорезом. Медсестра не стояла над ним неотлучно, а бедняга терпел... Теперь виноваты все - медики за "халатность". Горсовет за напряжение в сети. И т.д. А я скажу кто ...