Израиль, 1990-е.

топ 100 блогов tsibirinka07.08.2025 Детский труд или как продать дверь.
Моей старшей дочери недавно исполнились заветные шестнадцать. Даже тот факт, что это радостное событие произошло в первые дни войны с Ираном и по этому поводу шумное празднование пришлось отложить, не омрачил её радости от вступление в права, почти взрослой жизни. Для начала она обзавелась удостоверением личности, подтверждающим что обладательница полудетской мордашки, пропечатанной на фото, имеет право в скором будущем брать уроки вождения, ходить на выборы (в почти скором будущем) и стать владельцем банковского счета (незамедлительно). Но самое главное - в шестнадцатилетие она вступила рабочим человеком.
За пару месяцев до окончания учебного года она устроилась на работу. А значит она экономически независимый член общества и всякие там родительские подачки брать конечно можно и нужно, но делать это надо с видом гордым и снисходительным - разве это деньги, по сравнению с заработанным капиталом. Богатство ожидаемо тратится бесконтрольно, на всё чего взрослая душа желает- сладости, косметику, побрякушки, шмоточки и снова сладости. Всё это считается жизненно необходимым, потому как оно для счастья. Просто нужные покупки (одежда на каждый день, обувь, гаджеты, книги и тд.) оставляют родителям- не обижать же их в самом деле, пусть чувствуют себя нужными.
Когда она пунцовая от собственной смелости и гордости, сообщила нам, что нашла работу, каюсь, я повела себя именно так, как не надо. Я начала задавать идиотские вопросы - а как это сочетается с учебой, а почему нельзя подождать до лета, а как она будет успевать высыпаться и почему она с нами не посоветовалась. Хорошо у меня есть Сережа, который просто оборвал мою тираду. Обнял ребенка и спокойно сказал что она большая молодец и что мы очень ею гордимся.
Безусловно он прав. Она пришла поделится достижением - она долго искала и наконец нашла работу. Смогла сама договорится и убедить, что она подходит. Это ли не повод для гордости? А все мои вопросы, пусть и возникают в попытке проявить заботу и минимизировать риски, абсолютно излишни. Кто нибудь, когда нибудь получал на них удовлетворительные ответы? Да и в конце концов, разве я сама советовалась с кем либо в этом возрасте? Я и сегодня не всегда это делаю.
В первый вечер когда она ушла на смену я очень переживала. И чтобы унять ежеминутные позывы сесть в машину, поехать и забрать её домой, я налила себе вина, села на балконе и глядя на темнеющее море в белых кудряшках, попыталась вспомнить свои карьерные начинания в подростковом возрасте.
Моя первая попытка, в тринадцать лет, заработать, позорно провалилась. В нашем доме на втором этаже две квартиры занимала очень многодетная семья. Детей было семнадцать. Разброс возрастов был не равномерным. Четырем старшим было от семнадцати до двадцати одного. Остальная мелюзга варьировала от полугода до одиннадцати. Почтенная мать семейства была дамой глубоко религиозной и очень ухоженной. Уму не постижимо как, но она сохранила худощавую статную фигуру, на руках всегда был маникюр, одежда подобрана со вкусом. Как-то раз встретив меня на лестничной площадке она поинтересовалась не хочу ли я заработать - ведь мне наверняка нужны деньги. Дело в том что ей нужно сегодня вечером уйти с мужем на званный вечер (муж занимал какую-то должность при муниципалитете.). Как назло старших детей тоже нет дома. Нужен бебиситер. Делать, по сути, ничего не надо. Просто начиная с семи вечера, все младшие дети придут домой с кружков и от друзей. Надо всех впускать, никого не выпускать и в девять всех уложить спать. А она отблагодарит как следует, можешь не сомневаться. И я сдуру согласилась.
Ровно в шесть мне вручили ключи и оставили в квартире где находился спящий младенец и две девочки трех и четырех лет. Целый час всё было хорошо. Девочки играли в куклы, младенец спал а я радовалась легкому заработку. А в семь начался ад. Дети похожие друг на друга и частично для меня не различимые, заходили в квартиру и увидев меня вместо ожидаемых родителей, с воем выскакивали обратно в подъезд. Я, стараясь выполнить наказ никого не выпускать, гналась за беглецами и запихивала их обратно в дом. Пока я догоняла одних, убегали другие. Шум стоял невообразимый. Младенец как и ожидалось проснулся, оценил ситуацию, обкакался и присоединился к концерту. И тут зазвонил телефон. Моя мама решила убедится что я в порядке. И вовремя. Услышав мои невменяемые вопли, мама рванулась на помощь. И через десять минут стало тихо. Всё таки, опыт преподавания в ПТУ это серьезная подготовка. К моменту возвращения родителей зоопарк спал. Соседка осталась очень довольна. Озолотила нас десятью шекелями, суммой смешной, даже по тем временам, и благословением.
Так я поняла что воспитательная деятельность, это не мой конек. До сих пор читая лекции большим аудиториям, нет-нет да и возникает ощущение, что кто-то из слушателей, сейчас с ревом выскочит из зала и придется мне бежать за ним на лестницу. Всех впускать никого не выпускать.
Следующая должность, тоже подразумевала совмещение физического труда и контакта с публикой. В четырнадцать лет, отец устроил меня посудомойкой на заводскую кухню. Помимо мытья посуды, в мои обязанности входило стоять на раздаче еды в обеденный перерыв. Отличилась я в первый же день. Моя привычка транслировать, что я всё знаю и всё умею, сыграла со мной злую шутку. Повар спросил умею ли я пользоваться <<�вот этой большой ложкой с дырками>>. Она для фаршированных перцев. Я решила блеснуть эрудицией и сказала что вообще-то её называют шумовкой и она есть на любой кухне. Повар понял с кем имеет дело, вручил мне шумовку и предупредил- набирать за раз по одному перцу и целиться в центр тарелки. Начался обеденный перерыв, рабочие выстроились в очередь с тарелками. Первые два перца легли удачно- то есть в тарелку, лишь слегка забрызгав рабочим рубашки. Третий, я уже выкладывала на кураже, почти жонглируя. Вот только рабочий оказался маленького роста и тарелку держал ниже двух предыдущих. В результате, не рассчитав всех сложностей я метнула перец ровно ему в переносицу. Оценив ситуацию, я повела себя как соседские дети. С громким ревом убежала на улицу. А за мной побежали повар и пострадавший клиент, крича что ничего не произошло и вообще он не голодный. Я проработала все летние каникулы. Впервые получила настоящую зарплату. Почти вся она пошла на домашние нужды - время было тяжелое. Но сто шекелей я себе оставила. Накупила подарков родным. А себе купила килограмм желейных червячков - до сих пор не могу ими наесться.
Следующим этапом была попытка маркетинга. В пятнадцать лет я занялась продажей…входных дверей. Да да, не косметики, не биодобавок, не книг…это было мелко. Двери это уровень. Одно дело когда вам звонят в квартиру и впаривают чудодейственный крем для рук и совсем другое дело, когда вам, таким же манером, наглый подросток предлагает купить входную дверь, стоимостью в пару тысяч. При том, что вы точно уверены, что входная дверь у вас есть. Вы её купили вместе с квартирой полгода назад. Но девочка подросток явно разбирается в теме лучше вас. Она укажет вам на явные недоработки вашей двери, объяснит почему ваша дверь держится на соплях и от воров уж точно не защитит. После чего предложит вам товар- хороший, красивый, дорогой. И вы купите- потому что ребенок честно смотрит вам в глаза, ей явно не всё равно, ей важно, чтобы вы сменили вашу непотребную рухлядь на нормальную дверь. У вас у самих дети. Да и район мягко говоря не безопасный.
Пару месяцев я была звездой отдела продаж. Выигрывала на контрасте. Я не выглядела очередным ободранным котом который не желая нормально работать, дурит головы покупателям. Нет, я искренне верила, что делаю хорошее дело и за это мне платят. Десять процентов со стоимости каждой проданной двери. Десять дверей за месяц. Для тех кто не в курсе, это очень много.
Прервал мою карьеру дурацкий случай. В попытке осчастливить нормальной дверью очередного потенциального покупателя я забрела в район который даже по понятиям нашего городка считался плохим. Инстинкт самосохранения в том возрасте, работал у меня с перебоями. Нашла самую хлипкую дверь на этаже и уверенно постучала приготовив правильное выражение лица. Открыл мне трехглавый змей Горыныч. Они стояли подперев друг друга, так как по отдельности стоять не могли. Они были под кайфом, видимо в самой пиковой фазе. Я была их лучший глюк. Попятившись, я тем не менее на полном автомате улыбаясь дежурной улыбкой, сообщила, что продаю двери, но вижу что у них уже всё в порядке. Средняя голова обратилась порусски к двум другим:
Мужики а в натуре, где наша дверь?
Ответа он не получил. И обратился ко мне, уже на иврите
Дверь нужна. Но потом. Пойдем посидим.
И потянул меня за рукав. В ужасе я дернулась и треснула его по голове каталогом. Змей Горыныч пошатнулся и распался на три лежащие особи. Им было очень весело. А я уже летела через три ступеньки на улицу теряя на ходу рекламные буклеты. Вечером я позвонила координатору и объяснила что вынуждена уволится, ибо времени на работу у меня больше нет - у меня учеба.
Далее была работа в магазине одежды, растянувшаяся почти на год. После учебы я неслась на другой конец города. За пятнадцать минут до смены я покупала в ближайшем супермаркете булочку, пятьдесят граммов пастромы и два соленых огурца, и с удовольствием поедала свой обед, сидя на ступеньках у магазина. Уличные коты и голуби держали меня за свою. Работа была легкая. Публика была неприхотливая, трикотаж продавался без перебоев. В остальное время, я выслушивала бесконечный поток жалоб на жизнь, моей пожилой напарницы. Она была родственницей владельца, кажется какой-то дальней теткой. Подозреваю что меня наняли именно для неё, так как дама была общительная и крайне мнительная. В свободное время мы меряли ей давление, читали инструкции приема лекарств, или обсуждали её неблагодарных детей. Главное молчать и делать вид что слушаешь. Иногда можно подавать реплики. Кстати именно в этом магазине, меня впервые определили как израильтянку, а не русскоязычную репатриантку.
Дело было зимой. В магазин зашли мать и дочь. Обе эталон клише восьмидесятых. Там был леопард, песец, люрекс, голубые тени и рвущие душу клипсы. Что им понадобилось в магазине скромных трикотажных маечек, было не ясно. Оказалось пижамы. Я предложила то что было в ассортименте. Дамы выбрали. Разговор шел на иврите. Вполне надо сказать, приличном иврите. Перед кассой мать обратилась к дочери порусски, заискивающе улыбаясь в мою сторону.
Я покурю на улице, а ты договорись. Думаю скидку шекелей тридцать из этой стервы выбить можно. На жалость дави. Откуда у новоприбывших деньги?
Я не дала ей развить тему. Мягко объяснила что <<�эта стерва>> цену не устанавливает. Сказать что они испарились будет наиболее правильным.
Последняя работа перед армией была в гостиничном ресторане. Можно сказать вершина карьеры. Все годы до этого, я в тайне завидовала сверстникам, которые работали официантами. Их восторженные рассказы о сказочных чаевых, когда за один вечер набиралась сумма в половину маминой месячной зарплаты, не давали мне покоя. И вот сбылось! Меня взяли. И не просто официанткой. В середине недели я исполняла в основном представительские обязанности. Приветствовала постояльцев и записывала номер комнаты. Официанткой я становилась в субботу, так как еврейке нельзя в субботу вести записи, а разносить еду можно. Через неделю меня отправили в кабинет директора, где он принимал спонсоров. Вручили поднос с бокалами, водой и деликатесами и отправили. К моему удивлению всё шло гладко. Я нигде не споткнулась, ничего не уронила и эффектно держа поднос одной рукой (как в лучших домах Парижа) ослепительно улыбаясь, вошла в кабинет директора. Прямо сквозь чисто вымытую, закрытую стеклянную дверь. Крики, нервы, осколки. Больше меня за пределы ресторана не пускали. И поднос отобрали навсегда. Но чаевые давали всё равно. За улыбку.
Было еще много разного в те годы. Репетиторство (запущенный в голову глобус), уборка, контроль качества. Везде были свои смешные и интересные моменты. Везде были человеческие истории. Многие навыки приобретенные тогда я использую до сих пор.
И вот сижу я, сорокапятилетняя серьезная тетя, у себя на балконе. И думаю- чего я прицепилась к ребенку со своими нравоучениями? Пусть работает. Умение лавировать с подносом, держать в голове десять заказов и улыбаться клиентам, иногда нужно докторам наук не менее дифференциального анализа.

Gelena Stepura

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Украшаем бант на подарке. Самое первое, что приходит в голову: украсить новогоднюю упаковку подарка — новогодними шарами. Это ЖЕ логично:)) Новый год — ёлка- елочные игрушки. ...
В ходе судебного заседания, которое проходило в ночь на 2 сентября, шесть жительниц Беслана приговорены к общественным работам и денежным штрафам. Осужденные намерены оспорить приговор. Напомним, накануне, 1 сентября, в Беслане прошла акция протеста во время панихиды по детям, ...
Московская радиостанция "Бизнес ФМ" проводит интересный опрос: "Почему в России не появилось предпринимателей, сделавших миллиарды на своих изобретениях, таких, как Стив Джобс или Билл Гейтс?" Был бы рад услышать мнение френдов по данному ...
что-то мне кажется, что это не ради пресекновения спама для, а обучения сети распознаванию гидрантов, велосипедов, пешеходных переходов эт цет. ради... не специалист если что ... просто впечатление. ...
Интересная деталь бросилась мне в глаза в момент пересечения границы Швеции и Норвегии. Меня обогнала Тесла. Потом еще и еще. Потом в Осло, когда я искал бесплатную парковку наворачивая круги по центру, я поймал себя на мысли, что уже привык к ним - они там везде. С одной стороны ну и ...