Изобретение велосипеда (1)
freez — 04.01.2011 Вчера вечером я пообещал рассказать о том почему одни люди легко уживаются с тайцзи, а другим это даётся труднее. Утром открыл файл и назвал его "Изобретение велосипеда" (я ведь собираюсь писать о тех вещах, о которых до меня писали, и, кажется, всё уже написали), задумался о том с чего начать и понял, что начинать нужно с нуля - иначе узелки не развяжешь.Итак, прежде всего:
Что такое "тайцзи"?
Тайцзи - не умение, не врождённое или приобретённое качество, не технический навык, не набор теоретических постулатов, не спорт и не оздоровительная система, не искусство боя и не философская школа. Все эти предметы можно назвать свойствами тайцзи или (второе с моей точки зрения предпочтительнее) - побочными эффектами развития системы.
Но ведь должно быть какое-то ядро, нечто такое, что делает тайцзи тем, чем оно является? Когда мы говорим о познании "тайцзи" - что именно познаётся?
Тайцзи - это состояние.
Да, но состояние чего? Сознания? Тела? Энергии?
Сознания, тела, энергии самого человека, но помимо того - состояние окружающего мира: звука и движения, цвета и формы, становления и изменения, роста и увядания. Тайцзи присуще человеку в той же мере, что и миру.
Я не буду сейчас говорить о том является ли это состояние предпочтительным по отношению к другим состояниям, важно понять что познаётся именно это - иное, отличное от регулярного (и - тем не менее - хорошо нам известное, как будет понятно в дальнейшем) состояние бытия.
Возникает вопрос: если это и в самом деле иное, принципиально отличающееся от обыденного состояние, почему же утверждается, что существуют люди, которые приходят к нему достаточно быстро?
Дело в том, что даже малая тенденция к изменению - такая, которую начинающий ученик опознаёт как едва уловимое чувство, несёт в себе целое. Начинающий говорит "Я что-то почувствовал", это означает, что в его поле восприятия появился новый объект - безымянный, и потому - невидимый. Интересно, что уже в этом первоначальном импульсе тайцзи присутствует в полной мере, но как бы - в свёрнутом, непроявленном состоянии.
При этом тайцзи не является чем-то исключительным, более того, сама эта первоначальная тенденция, эта малая перемена, которая наступает довольно скоро, переживается и помимо занятий, даже теми, кто никогда не слышал самого слова "тайцзи".
В чём же тогда функция занятий? Быть может овчинка не стоит выделки?
Всё дело в том, что регулярные занятия развивают привычку к состоянию тайцзи и постепенно углубляют его.
Со временем мы учимся легко возвращаться к нему и - что немаловажно - находиться в его присутствии более или менее постоянно - ведь состояние это может быть как поверхностным, почти незаметным, так и глубоким настолько, что сквозь привычный, обыденный мир просвечивает то, что находится обычно за кулисами, и свет этот порой так ярок, что мир может показаться неузнаваемым.
Такое - далеко уводящее - состояние является разновидностью самадхи, но особенность тайцзи в том и заключается, что самадхи адепта имеет хвостик или ниточку, которая пронизывает все сферы его жизни, и поэтому находится всегда рядом - даже в ситуациях, отличных от медитативного расслабления.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
|
</> |