Из варяг в греки
tangrusha — 27.10.2025

Прошла неделя с момента нашего возвращения из поездки, а в голове все еще укладываются впечатления и новая информация.
Когда меня спрашивали куда мы едем и где будем плавать, я
отвечала — по Полесью. Причем никаких конкретных рек не называла, и
это не из вредности, а потому что в самом деле не очень понимала по
каким водным просторам мы будем перемещаться. Да, какие-то реки,
какие-то каналы.
Изучение карты мне не особо помогло, решила разбираться по ходу
дела.
На главной палубе висела карта нашего маршрута. Вот по ней и
пойдем.

Путешествие началось с гидроузла Тришин на реке Мухавец в Бресте.

С Мухавцом мы уже успели познакомиться, пока гуляли по новой набережной Бреста. Откуда такое прекрасное название? Всё просто, река берёт начало от слияния ручья Муха и канала Вец в городе Пружаны.

В районе Бреста она не очень широкая, но разветвляется на кучу рукавов.

Мухавец — правый приток реки Западный Буг. И впадает она в Буг
как раз в Бресте, у Брестской крепости.
Как я уже упоминала, крепость стоит на острове, который образован
двумя рукавами Мухавца с северо-востока и юго-востока и Бугом на
западе.
Вот место, где Мухавец делится на две части, это практически у
главного входа в крепость (который в форме звезды). За иву уходит
второй рукав.

А вот место, где северный рукав впадает в Буг. Буг — это граница с Польшей. Еще недавно на месте каменного мыса стоял пограничный пост, но его убрали за ненадобностью, теперь за всем следят камеры. Поэтому нам не рекомендовали приближаться к реке, пришлось воспользоваться зумом.

Начинаем плавание после поездки в Пущу, то есть после обеда. Первый день идем по Мухавцу, а всё интересное проплываем ночью.

Утром мы оказываемся уже в Днепро-Бугском канале.
Пара слов про наш кораблик. То, что попало в кадр — это половина
главной палубы — метр на вход и по метру в каждую сторону. Не
разгуляешься, но для обозрения окрестностей вполне достаточно.
Крутая лестница ведет на верхнюю палубу, там 2/3 занимает ресторан
и капитанская рубка, а оставшаяся треть — это солнечная палуба,
место отдыха и прогулок.

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме Речи Посполитой в 1655 году. однако работы по сооружению канала начались только через 120 лет, в годы правления последнего короля РП Станислава августа Понятовского.
Для чего нужен был канал? Для торговли, конечно. Связав Мухавец и Пину, притоки Буга и Припяти, которые впадали в Вислу и Днепр соответственно, был получен выход к двум морям, Балтийскому и Черному.
Через 10 лет после начала строительства весной первые корабли из Пинска с товарами отправились через Варшаву в Гданьск. А осенью канал посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне — с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.

После разделов Речи Посполитой и и вхождения Великого княжества Литовского в состав Российской империи канал фактически был заброшен. Дальнейшее развитие канала возобновлено только через 50 лет российскими властями. Были построены деревянные плотины, позволявшие поддерживать необходимый для стабильного судоходства уровень воды в любое время навигации. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины.
Так что путешествовали мы не по какому-то безымянному каналу, а по самому настоящему Королевскому. И очень важному в стратегическом плане для всех государств, которые им владели. С 19 по 39 год это была Польша, с 39 по 41 — СССР, затем с 41 по 43 — Германия. В 1943 году партизаны взорвали шлюзы и вывели канал из строя.

В советское время канал продлили, расширили, заменили часть деревянных шлюзов на железобетонные, построили 2 новых гидроузла, в которых мы как раз стояли — №11 Стахово и №12 Качановичи (пчелиный музей был как раз в Качановичах).

Первым на нашем осознанном пути стал гидроузел Дубое (или Дубой, по-русски). Он носит гордый номер 1 в реестре технических сооружений канала и был реконструирован в 2006 году. Единственный шлюз, по которому мы спокойно гуляли, переходя с одного берега на другой.

От этого гидроузла берет начало река Пина. В самом начале в неё впадает речка Филипповка. Речка маленькая, но раз уж удостоилась именного знака, пусть будет.

Про Пину я рассказывала, повторяться не буду. На новой набережной в Пинске был замечен такой вот образец современного искусства.

На окраине Пинска Пина сливается с Припятью. Причем поворот Припяти составляет 90 градусов — скорее всего, это рукотворный поворот. Повторюсь.

В нашем путешествии мы проезжали/проплывали два притока Припяти — Струмень и Горынь. Первый мы проскочили очень быстро, я не успела даже включить камеру, а второй проезжали на автобусе, солнце светило в окна и кадры не получились.
На обратном пути мы останавливались в гидроузле №6 Кобрин, самом современном, он был построен в 2010-м году. Жаль, стоянка теплохода была далековата от шлюза и пройти туда было неудобно. Территория всех современных шлюзов очень ухоженная и больше всего похожа на парк.
В Кобрине есть еще одно слияние рек, где речка Кобринка (еле заметный ручеек в канаве) впадает в Мухавец. К месту слияния Кобринка собирает все свои силы, чтобы достойно влиться в старшую сестру.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных
путях международного значения от 19 января 1996 года, канал
является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути,
от Гданьска до Херсона. Тем не менее, сквозное судоходство по этому
водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до
Варшавы по реке Западный Буг не судоходен.
Вот такой интересный со всех сторон путь мы проделали по
Королевскому каналу.
Впереди нас ждали еще одна нежданная встреча. Позор на мою седую голову, но я не знала, что через Минск протекает река Свислочь. И очень удивилась, когда Леня предложил пройти по набережной.

Мы прошлись по той части, что лежит между двумя парками, Янки Купалы и Марата Казея. Очень красивое место.

Река для меня — символ путешествия. Когда-то тема рек у меня была широко раскрыта, наверное потому, что мы живем в регионе озер; реки, которые протекают в нашей области, текут большей частью в горной зоне, далеко от нас. Тогда я вытащила из архивов все реки, которые когда-то удалось посетить. Их было более сотни, а сейчас к ним добавились новые. Какие-то я смогла увидеть в круизах последних двух лет, а к каким-то мы ездили специально — например, к Уралу в Оренбург или к Тоболу в Кургане.
P.S. Пост получился большой, уж простите. Но поделить не получилось.
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Золото не просто раллирует, а прорывается вперед по всем направлениям
«Печаль моя светла»
Иконы стиля 30-ые годы - I
Биполярное обнищание
Пятничное фото
Музыка октября
Последний марш Герда Тримборна

