«Из варяг в греки» — путь из ниоткуда в никуда
sergeytsvetkov — 22.05.2023Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственно-образующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.
Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима…». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров…». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении — «из грек в варяги»).
Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести
временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в
каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более
того, хождение по нему апостола Андрея — сомнительное во всех
смыслах, о чем речь еще впереди — на сегодняшний день является
единственным подтверждением его существования. Это может показаться
невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.
Прежде всего, о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские
источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в
реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В.А. Путь
из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных
наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т.Н., Калинина Т.М.,
Коновалова И.Г., Подосинов А.В. «Русская река»: Речные пути
Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С.
285). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки,
сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки
граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и
Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль
этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так
что в арабских известиях мы видим смутные очертания
Балтийско-Волжского пути.
Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в
русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к
Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на
воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь
заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и
снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах
с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.
Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама
Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из
шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию
[славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский
полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот
отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI-XII вв.
вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе.
Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что
Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря
производилось от лат. balteus — «пояс» — С.Ц.) простирается по
областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем —
Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником
державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».
По-видимому, источником формирования подобных географических
представлений явилось энциклопедическое сочинение римского
ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и
Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота»
(Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам
Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих
географических описаниях опереться на авторитет античной традиции,
но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана
(Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С.
276).
Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной
Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы
видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута
из Балтики в Константинополь — в обход Новгородской земли и
прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с
Волховско-Днепровским путем невозможно.
Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск
(договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров
по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем
отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский
бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.
По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г.
совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего
сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим
людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский,
полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира
косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте,
поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути»
(Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков
(IX-XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121), — то все равно,
пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство:
чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались
специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из
Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.
Топография кладов куфических монет с находками граффити
Не в силах подтвердить реальность Волховско-Днепровского пути и археология. В.Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет — дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора — «озеро Нево»), но их нет на Днепре» (Петрухин В.Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9).
Пути поступления серебра в Бирку:
1 — западного; 2 — восточного; 3 — места чеканки восточных монет,
найденных в Швеции (по X. Арбману); 4 — прочие города и торговые
центры; 5 — исходный ареал западного серебра; 6 — исходный ареал
восточного серебра; 7 — ареалы восточноевропейских аналогий вещам,
найденным в Бирке
Византийский археологический материал также не подтверждает существования Волховско-Днепровского пути. Самые ранние византийские сосуды в культурных наслоениях Новгорода относятся к X в. (при том, что подобные им изделия не найдены ни в Киеве, ни в других крупных городах Руси), а византийские монеты IX-X вв. — редкость даже на берегах Днепра. В то же время только в Прикамье (на Балтийско-Волжском торговом пути) археологами найдено около 300 византийских монет. Само месторасположение древних новгородских поселений не ориентировано на связи с Днепром. За Руссой к югу (на Днепр) нет крупных поселений, зато к юго-востоку (Балтийско-Волжский торговый путь) выросли Новый Торг и Волок Ламский.
Карта кладов арабских и других монет IX-XI вв. в
Северо-Западной Руси (Носов, 1976):
1 — Старая Ладога; 2 — Княжчино; 3 — Вылеги; 4 — Демянск; 5 —
Набатово; 6 — Семёнов Городок; 7 — Загородье; 8 — Углич; 9 —
Угодичи; 10 — Сарское городище; 11 — Старая Ладога; 12 — Новгород
(Кириллов монастырь); 13 — Потерпилицы; 14 — Шумилово; 15 —
Кузнецкое; 16 — Лучесы; 17 — Витебская губерния; 18 — оз.
Зеликовье; 19 — Панкино; 20, 21 — Тимерёво; 22 — Москва; 23 —
С.-Петербург; 24 — Старая Ладога; 25 — Петрозаводск; 26 — Новая
мельница; 27–29 — Новгород; 30 — Любыни; 31 — Подборовка; 32 — оз.
Шлино; 33 — Иловец; 34 — Пальцево; 35 — Торопецкий уезд, р. Кунья;
36 — Великолукский уезд; 37 — Великие Луки; 38 — Витебск; 39 —
Ржев; 40 — Владимир. Условные обозначения: I — конец VIII в. — 833
г.; II — 833–900 гг.; III — 900 — 970 гг.
Неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру — большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 129. Исследователь ссылается на показания участника экспедиции 1985 г. А. М. Микляева). А ведь уровень воды в этих гидросистемах в IX-X вв. был ниже на 5 метров!
Экспедиция «Айфур» (1994). Волок. «Опыт, полученный в этой
экспедиции, показывает, что для северной части древнего пути из
варяг в греки подходили только очень легкие суда».
То есть не торговые ладьи. Вуаля!
Предполагавшиеся разными авторами варианты путей через
водораздел
Ловать — Западная Двина — Днепр:
1. Через оз. Жаденье (Охват) — оз. Лучанское; 2. Через оз. Выдбино
— р. Полу; 3. Через оз. Челно — оз. Сережу; 4. Через оз. Двинье —
р. Кунью; 5. Через оз. Усвятское — р. Кунью; 6. Через оз. Усвятское
— оз. Узмень; 7. Через оз. Езерище — оз. Еменец. Кроме того,
предполагались пути: 8. Через р. Ущу — р. Удрайку; 9. Через р. Ущу
— р. Насву
Наконец, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен
смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине,
путешественник сокращает маршрут в 5 раз. Ю. Звягин, автор
единственного на сей день комплексного исследования пути «из варяг
в греки», подытоживает свои наблюдения следующими словами:
«Собранные данные говорят о том, что в VIII-IX вв. нахоженного пути
между Киевской и Новгородской Русью не было. Климат в это время был
более сухим, реки — мельче и потому непроходимые» (Звягин Ю.
Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М.,
2009. С. 236).
Положение начало меняться в Х в., когда из-за наступившего
потепления и увлажнения речные системы Северо-Восточной Руси стали
более многоводными. Однако и тогда путь по Днепру имел
преимущественно внутреннее, а не транзитное значение. Международная
же торговля осуществлялась из двух центров: Киева и Новгорода,
постоянное сообщение между которыми (и не обязательно водное)
наладилось не раньше XII в. (Бернштейн-Коган С.В. Путь из варяг
в греки // Вопросы географии. 1950. № 20). В указателе путей
из Новгорода XVII в. наличествует только сухопутный путь вдоль
Ловати до Холма и до Великих Лук (см.: Голубцов И.А. Пути
сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI-XVII веках и
отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы
географии. 1950. № 20).
И тем не менее путь «из варяг в греки» существовал, хотя официально
никогда так не назывался. И пролегал он не по Волхову, Ловати и
Днепру, а по речным долинам Рейна и Эльбы с дальнейшим выходом к
верховьям Дуная, откуда путешественнику предоставлялось на выбор
два направления: одно — к Верхней Адриатике с последующим плаванием
вокруг Греции, другое — вниз по Дунаю. По этому пути с XVI в. до
н.э. в Южную Европу попадал балтийский янтарь (и, очевидно, именно
по нему были привезены в Новгород упомянутые византийские
сосуды).
Янтарный путь в древности по М. Гимбутас
И конечно, никому не приходило в голову менять наезженный веками
маршрут по давно обжитым местностям на ненадежный, полный
превратностей путь, терявшийся в дремучих чащобах вдоль
волховско-днепровских берегов и выходивший на свет божий только
южнее Киева, но лишь для того, чтобы отдать путешественника в руки
степных хищников: участок пути от Киева до устья Днепра Константин
Багрянородный называет «мучительным, страшным, невыносимым и
тяжким» — отличная рекомендация для торговцев и путешественников!
Именно «рейнско-дунайским» путем, через Германию, в 1098 г. проехал
в Константинополь король Эрик Эйегода в «Кнутлингасаге».
Понятно, что все это забивает кол в сердце «норманнской теории». У
торговцев с Балтики не было никакой заинтересованности в Киеве,
который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по
волжско-донской дуге.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
</> |