Из светлого тумана

топ 100 блогов murryc201.12.2022

Я писал уже, что по-есенински, то есть, "из мрака", никакие мои годы не выплывают. Даже Перестройка выплывает не из мрака, а из ожидания в окопе. До 1995 было ощущение, что мы сидим в окопе, ждём, пока нацики подвезут тяжёлую технику, и надеемся, что может быть подойдут наши. Наши подошли. Сейчас сидим вместе с ними в более благоустроенном окопе.

Любуемся цветами сакуры. Фото из Минска из сквера на Карла Либкнехта. Сакуры подарены городом-побратимом Сэндаем
Любуемся цветами сакуры. Фото из Минска из сквера на Карла Либкнехта. Сакуры подарены городом-побратимом Сэндаем

Я последнее время слушаю Кукина. Тогда, то есть, совсем тогда - я не замечал разницы между бардами (сначала, когда бардовскую песню стали официально признавать, то её называли "туристской"). То есть, не замечал разницу в их идеологии. А ведь исполнители стояли на разных идеологических платформах, и сейчас оказались бы по разные стороны рвов, баррикад и банкетных столов. Высоцкого сразу отставим в сторону. Высоцкий - артист. В своих песнях он был и тем, и тем, и тем... а на самом деле не был ни тем, ни тем, ни тем, а был артистом, тонко чувствовавшим конъюнктуру и грань фрондёрства, дозволяемую концептуальными властями. Больше всех я уважал Окуджаву, но сейчас он был бы либералом, да он и тогда был либерал, но мы не видели разницы, сами во многом были либералами. Очень любил я Визбора, люблю и сейчас, но Визбор - турист. Сейчас я считаю, что самый "наш" - Кукин.

Прослушал очередной раз "Париж". Принял строки: "... весельем нужно лгать, / Тоскою никого не убедишь...". Выбрал из архива (из светлого тумана) весёлый эпизод.

Полюбуемся теперь гиппеаструмом
Полюбуемся теперь гиппеаструмом

Трамвайные приключения в Одессе

Пост мой будет о светлом. Сейчас обосную, почему забрался так далеко. 

Наверное, мало осталось людей, которые помнят серию романов Фенимора Купера о Кожаном Чулке. В юности я не увлекался Купером и с удовольствием читал, как его шпынял Марк Твен в статье «Литературные грехи Фенимора Купера». Потом, однако, я стал лучше относиться к Куперу: между наивным сентиментальным сюжетом в его романах прячутся вполне здравые и мудрые мысли, мимо которых юноша-читатель скорее всего проскочит мимо. 

Романы Купера, возможно, ещё помнят, но мало кто знает историю их написания. Первым появился роман, где главный герой (он там по сюжету и не главный) – слабый старик, но опытный охотник, а его друг – старый спившийся индеец. Через много лет Купер написал не продолжение этого романа, а его предысторию, где главный герой и его друг-индеец – молодые и сильные – совершают кучу подвигов.

Вот и я вспоминаю Одессу, когда Одесса была не российская и не украинская, а советская и одесская.

Первая трамвайная история. В 60-е (как сейчас – не знаю) главным городским транспортом Одессы был трамвай. Вагоны были и новые, и старые, и совсем старые. По некоторым маршрутам ходил узкоколейный трамвай. Там, где маршруты совпадали, было проложено три рельса: современный трамвай шёл по крайним, а узкоколейный – по крайнему и среднему. Были грузовые трамваи. Жил я в Одессе вместе с другом у его родственников на Молдаванке. Рядом с нами был хлебозавод, и из него по ночам развозили на трамваях хлеб по магазинам.

Однажды на футбольном стадионе был «Праздник огня»: фейерверки и всё такое прочее. После праздника толпа со стадиона хлынула к трамваям. Вбиться было невозможно. Трамвай был старый, с длинной «колбасой» сзади. Мы с другом встали на колбасу и с грохотом, лязгом и звоном поползли на Молдаванку. К середине пути народу в вагоне поуменьшилось, но мы не полезли в духоту, а остались на колбасе. Тут стала видна и слышна кондукторша, призывавшая оплачивать проезд. Мой друг к этому времени через разбитое окно пытался познакомиться с девушками, которых изнутри прижали к окну, а я достал из кармана мелочь и протянул её через разбитое окно девушкам с просьбой передать кондуктору на билет.

Девушки, по внешнему виду приезжие, были в восторге. «Только в Одессе можно такое встретить, чтобы с колбасы передавали на проезд!» Кондукторша же взяла деньги совершенно невозмутимо. Я несколько обиделся и чуть было не сказал, что я не одессит. Но потом сообразил, что действительно: только в Одессе. Потому что в Минске не ходили трамваи с выбитыми стёклами, а с колбасы меня стащил бы милиционер на первом же перекрёстке.

Это чтобы вы знали, как я тогда выглядел. Это чудом сохранившийся единственный снимок из Одессы
Это чтобы вы знали, как я тогда выглядел. Это чудом сохранившийся единственный снимок из Одессы

Трамвайное приключение №2. Купаться на дальние пляжи мы ездить ленились и ходили обычно на Ланжерон. Как-то раз мой друг, забавляя наших девочек байками про Белоруссию и про меня, рассказал, что однажды я бежал за автобусом несколько остановок, чтобы дослушать репортаж о футбольном матче. Случай такой действительно был, хотя и не совсем такой. Мы с ним вечером шли по улице, и нас обогнал автобус, у водителя которого громко работало радио. Передавали результаты очередного тура первенства СССР по футболу, и я, чтобы дослушать результаты, действительно пробежал рысью рядом с автобусом целую остановку. Естественно, мой друг это несколько преувеличил.

Девочки стали удивляться, а я в порядке хвастовства заявил, что могу от Ланжерона добежать до Молдаванки быстрее трамвая. Бегал я хорошо, но на короткие дистанции, для дальних дистанций я всегда был слишком тяжелым. Не знаю, ходит ли сейчас в Одессе трамвай №4 по тому же маршруту. Мы садились у Ланжерона на конечной и ехали до остановки «Хлебозавод» на улицу Запорожскую. Это очень далеко. Но трамвай по городу идёт не быстро, а я уже раньше задумал один трюк.

Мой друг должен был обеспечить, чтобы девочки вместе с ним сели в первый вагон. Он это обеспечил. Я занял место на тротуаре напротив первого вагона. Трамвай тронулся, и я побежал. Потом я стал постепенно отставать, забежал трамваю за спину, вспрыгнул на колбасу и поехал. Не доезжая остановки, я соскочил и пока трамвай стоял, лихо пробежал мимо окон, за которыми стоял мой друг с девочками. Потом трамвай стал меня нагонять… и так далее.

Свой приём я разнообразил: иногда убегал вперёд, иногда ехал на колбасе несколько остановок. Когда в одном месте народу набилось в трамвай много, я и вовсе проехал несколько остановок внутри второго вагона. В общем, к хлебозаводу мы пришли вместе с трамваем.

Конечно, вид у меня был уставший: бежать мне пришлось немало, хотя и с перерывами. Вообще-то, со спортивной точки зрения задача мне была по силам. Главное, в чём повезло, ни милиция, ни кондуктор, ни вожатая мне не помешали, а ведь наверняка видели мои упражнения с колбасой. Одесса! В Одессе всегда снисходительно относились к разным чудикам и не пытались загнать их в общие рамки.

Самое интересное, что мой друг не проболтался!

Сейчас я вспоминал, кого из девочек я охмурял трамвайными бегами, и не вспомнил! Хорошо помню, о чём мы говорили, а кто это был – ну не помню, и всё. Да и не всё ли равно?

Были и другие приключения в Одессе, в том числе и трамвайные. Возможно, напишу, если вспомню.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
чудны дела твои, о Карандашик. не, я всё понимаю. 547 блогерам (максимум, не все получают уведомления) пришли письма о том, что бегемот отмечает день рождения. пришли лично засвидетельствовать почтение комментарием 49 (что и так довольно много). казалось бы, всё тихо. а вот дальше начались ...
В ноябре 1940 года Вермахт утвердил план строительства гигантского подземного бункера ставки Гитлера на Украине под Винницей - «Вервольф». Еще никто не знал, как на самом деле будут ...
Утречком сфоткала, пока еще все подарки были на месте :) И огоньки висят, радуют глаз! ...
Алгебраические типы данных (algebraic data types, ADT) — это такая штука, без которых не ...
Современный российский художник Сергей Маршенников родился в 1971 г. в Уфе, где закончил художественное училище. В настоящее время художник живет и работает в Санкт-Петербурге.  ...