Из серии" А как там у них". Норвегия. Пробный день в школе.
pora_valit — 08.06.2013 Оригинал взят у wwworld в Forskoledag или пробный день в школе.Вот и доросла наша девочка до школы! Садик позади, а впереди 12 лет учебы.
Знатоком местных школьных традиций меня назвать пока сложно, но процесс инициации мы уже прошли. За сим, хочу поделиться с вами своими познаниями и наблюдениями.
Школьная система в Норвегии принципиально отличается от Российской. Это не значит, что где-то лучше, где-то хуже. Это по-другому. Консервативным людям, и тем кто в этом не разбирался в принципе в этом вопросе, Норвежская система кажется простой и примитивной. Я часто слышу, что от коллег, у кого маленькие дети: «к моменту, когда мой ребенок пойдет в школу, я постараюсь отсюда уехать», или «мне не нравиться, как тут учат детей…». В то же время эти люди не сталкивались со школой вообще, а что-то где-то слышали. И хотят «со своим уставом в чужой монастырь».
фото by http://www.vg.no/
В школу дети идут с 6 лет. То есть фактически 1 класс школы можно сравнить с подготовительной группой садика в России. И мой рассказ, в основном будет касаться первоклашек. С осени 2006 г. начальное и среднее образование разделено на две основные ступени, – начальную (1-7 классы) и среднюю (8-10 классы). Дальше идет старшая школа, в которую дети идут по желанию, или же они могут идти получать профессию после средней школы.
В начальных и средних школах Норвегии преподаются следующие предметы:
* Изучение христианства и религиозное и нравственное образование
* Норвежский язык
* Математика
* Обществоведение
* Искусство и ремесла
* Естествознание
* Английский язык
* Иностранный язык/закрепление языковых навыков (в средней школе)
* Музыка
* Питание и здоровье
* Физическое воспитание
* факультативный предмет (в средней школе)
Обращаю внимание, что Английский язык и Иностранный язык, это разные предметы. В нашей школе английский язык будет у детей с первого класса. С 8 класса будет еще один язык по выбору – французский, немецкий, испанский. Как дочери двух русскоговорящих родителей Катюше школа бесплатно предоставит учителя родного языка, то есть русского. Итого, к окончанию средней школы ребенок будет знать 4 языка (норвежский, английский, русский + по выбору) – что не плохо для обычной образовательной школы.
Начало учебного года здесь с понедельника 34 недели. В этом году это 19 августа. В этот день дети приходят в школу с портфелями и учебниками. А с начала августа школа открыта для посещения детьми «продленки». С 7.30 до 16.30. Продленка также работает на протяжении учебного года, первые 4 класса.
Важным событием школьной жизни для первоклашек является пробный день в школе. У нас он был 4 июня. В 10.30 утра всех первоклашек и их родителей собрали на торжественную линейку перед начальной школой. Ректор представился сам, представил завуча, учителей первых классов (их 3 в этом году), логопеда и лидера продленки.
С ректором школы нам повезло. После того, как он заступил в должность 3 года назад, наша школа заняла хорошую позицию среди других городских школ по успеваемости, и по всем показателям идет вверх. Видно, что человек добрый, неравнодушный, и хорошо знает свое дело.
Потом завуч читала списки учеников, распределяя их по классам. А ректор рукопожатием приветствовал каждого нового ученика и провожал к первой учительнице. Вот и наш класс – 1 «А».
С учительницей нам тоже повезло. Ей около 60 и она умеет общаться с детьми. Я не могу объяснить почему, но только при одном взгляде на нее сразу понятно, вот такой и должна быть первая учительница. Добрая и строгая, внимательная и заботливая.
Потом наш класс увели в класс. Там нет парт, а все дети сидят за круглыми столами по 5 человек. Всего 21 человек – 12 девочек и 9 мальчиков, как сказала со вздохом мама Катиной подружки – «это ж в месяц по дню рождению!». Работа идет в группах.
Сразу же в первый день их учили поднимать руку. Если учитель задает вопрос, надо закрыть рот и поднять руку, если знаешь ответ. «Вы знаете песню про маленьких индейцев?»
После исполнения нескольких песен детьми родителей попросили выйти, и начался первый урок. По пути из класса я сфотографировала гардероб – он очень похож на садичный. Полочка, коробка для вещей и 6 крючков для одежды у каждого ребенка.
Через 45 минут был перерыв на еду, и получасовая перемена во дворе на воздухе. Чем
дети с радостью и воспользовались.
По прошествии получаса учительница 1 «С» засвистела в свисток, и все дети (за исключением Кати и ее подруги Каролины) прибежали строиться для того, чтобы вернуться в класс. Наши две «феечки» так заигрались в лесу, что ничего не слышали, и их пришлось отдельно звать лидеру продленки.
Дальше был второй урок. На нем можно было присутствовать родителям. На уроке каждая группа занимается своим делом. Кто-то лепит, кто-то раскрашивает, кто-то рисует, кто-то играет в лего.
Вот например проходят они букву А – за 10 минут одна группа пишет ее в прописи, вторая вылепливает из пластилина, третья раскрашивает, а четвертая строит букву А из лего. По окончании 10 минут учитель звонит в «волшебный треугольник» и все дети пересаживаются за другой стол.
И уже выполняют то задание, которое делала предыдущая группа за этим столом.
Про родительское собрание.
Вечером того же дня собрали всех родителей первоклашек в школе, чтобы рассказать, что мы можем ожидать от первого года в школе, какие цели преследуются, и как сделать процесс обучения приятным.
Основной целью первого года обучения является ознакомление детей с процессом обучения. Легкий старт. Многим детишкам еще нет и 6 лет, когда они начинают школу. В августе с первый класс идут все дети, кто родился с 1 января до 31 декабря 2007 года. Именно в этот год у детей закладывается отношение к школе и обучению. Основной задачей родителей и школы является правильная мотивация ребенка к учебе. Не ор, крики и сидение над душой с попытками заставить что-то сделать, а чтобы ребенок сам захотел учиться.
Девиз нашей школы – «Vi gjør hverandre sterkere!» - «Мы делаем друг друга сильнее!»
В течение этого года дети будут учиться читать и писать. Учить буквы, читать рассказы. Все дети разные, и кто-то к концу года будет читать книги, а кто-то только предложения. Но это не значит, что один ребенок умнее другого. В итоге все дети научатся читать. К 9 годам этот навык сравнивается. Обучение в группах способствует тому, что дети учатся друг у друга. Это известный факт, что дети быстрее перенимают навыки у сверстников, чем у взрослых. Для обучения чтению очень важен пример родителей. Особенно важно, чтобы дети видели, что читает ПАПА! Так же в первом классе изучают норвежский язык, его фонетику, учаться слышать звуки и правильно их записывать (например, буквосочетание ”skj” звучит как русское «Щ», вопросительные слова «Hva? Hvordan?» произносятся как Ва (что) и Вурдан (как, почему)), учат правила грамматики.
Обучение в группах также ведется и в математике. Дети учатся считать, но математика это не только счет, это еще и разные формы – также они изучают объем, чем отличается шар от круга, пирамида от треугольника. Цвета, смешивание их, спектр. Учатся применять знания в практической жизни. Считают сдачу в магазине, сколько слов на букву А они могут найти в классе итд.
Следующий вопрос – это обучение детей «цифровым» методикам обучения. Используются смарт-борды и компьютеры. Все планы и домашние задания можно посмотреть на сайте школы.
Уделяется много внимания и социальному общению в коллективе. С одной стороны поддерживается некий дух соперничества, с другой – позитивный настрой на общение с одноклассниками и помощь им в трудных для них заданиях.
Так же во главу угла ставят физическую активность. Помимо физкультуры в школе раз в неделю есть tur-dag, день, когда дети проводят день в походах, поездках на фермы или музеи. Школа сотрудничает с художниками и музыкантами, которые проводят уроки.
Школьный день выглядит так:
8.30 – завтрак
8.45-9.30 – первый урок
9.45-10.30 – второй урок
10.30 – ланч
10.45 – 11.30 большая перемена
11.30 – 13.00 еще 2 урока
Дальше начинается продленка. Продленка начинается с еды. Это уже 3яя! То есть с собой в школу ребенка надо дать еды на 3-4 раза. Как раз полный рюкзак :) Еще на продленке им дают фрукты. Закрывается продленка в 16.30 – детей надо забрать до этого времени.
На каждый период обучения (от каникул до каникул, у нас это называлось «четверть») в классе есть план, что они должны пройти и знать по каждому предмету. Помимо этого есть план на каждую неделю.
Так же при школе организуются курсы для родителей. С детьми работают профессионалы, учителя и психологи, но для родителей это тоже новый этап в жизни, и будут возникать проблемы другого уровня. Возрастает самостоятельность ребенка, появляются обязанности, дети осознают, что они должны себя вести согласно требованиям и правилам, выполнять задания, даже если не хочется. Иногда дети идут в отказ, злятся, если не получается, швыряют ручки и тетради, рвут учебники. И на курсах рассказывают, как преодолеть эти проблемы. Как снизить стресс в подобной ситуации и позитивно мотивировать ребенка на выполнение заданий. Как помочь преодолеть злость и неуверенность. Как научить ребенка тому, что не все вещи можно обсуждать с другими людьми. Научить ребенка следить за вещами, держать в порядке учебные принадлежности, одежду, сменку. Как привить ребенку навык «вежливого» разговора, научить различиям разговора с друзьями, родителями, бабушками/дедушками, учителями. Как разруливать конфликтные ситуации со сверстниками ребенка. Насколько родителям можно вмешиваться в них. Как быть «эффективными родителями». Эти курсы организуются коммуной, и бесплатны для родителей всех первоклашек. Обязательно пойду!