Из «прошлых жизней» возвратясь

Не так давно американские ученые продемонстрировали советским коллегам метод погружения в необычные состояния сознания и предложили начать совместные исследования в этой области. Желающие нашлись во Всесоюзном центре психиатрической эндокринологии Научно-исследовательского института, психиатрии Министерства здравоохранения СССР. После стажировки в США под руководством доктора медицины Станислава Графа они стали проводить эксперименты в Московском городском, нейроэндокринологическом центре.
— ...Лягте на маты, закройте глаза, расслабьтесь,— сказала психотерапевт Татьяна Борисовна Ойзерская.— Сделайте свое дыхание более интенсивным — глубоким и быстрым. Настраивайтесь на музыку...Кажется, Андрей испытал «отделение души от тела», о котором рассказывали некоторые реанимированные после клинической смерти:
— Я неожиданно почувствовал, что воспаряю над матом и повисаю около потолка. Ощущение казалось настолько реальным, что поначалу испугался: если упаду, не соберу костей. Но потом понял, что не стоит беспокоиться о теле — оно продолжает лежать на мате. А я перестал быть телом. Моя способность видеть отделилась от него и переместилась к потолку. Оттуда я смотрю на то, чем считал себя раньше.
Мое тело старательно дышит, руки скрючились от судорог, ноги вытянуты в струнку. Рядом сидит «ситтер» (а переводе с английского — «сиделка») и озабоченно смотрит на «меня». Но ведь я вовсе не там, где он предполагает. Сам смотрю на него сверху.
Но этим не ограничились приключения Андрея. Осмотрев Московский нейроэндокринологический центр, «он» отправился в полет по странам Востока. Посетил Гималаи и Тибет, побывал в древних храмах Индии.
А другая участница эксперимента — Валентина во время сеанса путешествовала не только в пространстве, но и во времени. Даже если это была игра воображения, то ее последствия оказались благотворными.
— Я неожиданно превратилась в индийскую танцовщицу. Видела вокруг себя толпу поклонников, которые восхищались моим искусством и красотой. Они бросали мне цветы, а я вдохновенно танцевала. Ясно ощущала прикосновения босых ног к траве и цветам. Но вот что было самым удивительным. Я делала замысловатые движения очень быстро и легко. Они казались мне знакомыми с детства.
Войдя в образ индийской танцовщицы, Валентина выполняла ее движения... лежа на мате. И не чувствовала боли. А ведь она много лет страдала радикулитом.
Но после погружения в необычные состояния сознания с удивлением обнаружила, что боль не возвращаете» к ней. Это продолжается уже больше месяца. Валентина ведет здоровый образ жизни. Много гуляет на свежем воздухе, делает зарядку и даже танцует – что еще недавно казалось невоможным.
Неужели она и вправду избавится от своего недуга? Вопрос я задал заведующему Московским городским нейроэндокринологическим центром Льву Григорьевичу Герцику.
— Пока мы не можем дать гарантию, что болезнь не возвратится,— ответил он.— Совсем недавно начали изучать метод Станислава Грофа, и наш опыт невелик. Но полученные результаты свидетельствуют о перспективности методе. В наших сеансах участвовали больные, которым вот уже много лет не помогали традиционные способы лечения. И у этих людей, считавших себя безнадежными, началось быстрое улучшение.
Не секрет, что за годы общения с медиками хронически больные приобретают пассивное отношение к своему здоровью. Они уже не верят в успех лечения. Но необычные состояния сознания вдруг oткрывают огромные возможности психики. Меняется отношение к себе, своему здоровью. Больные начинают бороться за него.
Традиционная психиатрия подавляет симптом болезни, оставляя в личности все, что его порождает. В отличие от нее глубинная психотерапия воздействует на причину симптома. Больному помогают максимально реализовать потенциал своей личности. Овладев богатствами собственной души, он не желает от них отказываться. И ради них побеждает недуг.
Я убежден, что этот метод поможет не только больным невротическими отклонениями, но и с психотическими состояниями. Когда врачи уважают личность больного, можно победить недуги, которые были вызваны ее ущемлением.
— Не участники коллективных погружений в необычные состояния сознания не только избавляются от болезней - они открывают для себя неведомые миры. Я понимаю, что ответить на мой вопрос непросто, но все-таки его задам: как объяснить «прошлые жизни»? Почему, «вспоминая их», больные избавляются от недугов?
— Для такого объяснения не хватит всех знаний, накопленных классической наукой. Но прогрессивные ученые уже работают над созданием новой парадигмы — некой совокупности представлений о мире, которая будет гораздо шире старой и сможет объяснить феномены, которые сейчас кажутся таинственными и сверхъестественными.
Традиционная психология полагает, что сознание новорожденного подобно чистому листу бумаги, вот на нем появляются первые записи. Все, что происходит в человеческой психике, объясняют впечатлениями сознательной жизни. А если возникают какие-то нарушения, то надо разобраться в биографическом материале. Но такое разбирательство отнюдь не гарантирует успеха в борьбе со многими недугами. Кажется, что их причины лежат горазд глубже.
Ученик Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг создал теорию коллективного бессознательного, которое является общим для всех людей. А Станислав Гроф и другие специалисты в области трансперсональной психологии считают, что на бессознательном уровне каждый человек имеет доступ к информации, накопленной человечеством за всю историю своего развития. Своеобразные сгустки этой информации — архетипы — люди могут получатъ в необычных состояниях сознания. Например, американец способен увидеть образы индийских богов, даже если раньше ничего о них не знал. Или он с удивлением осознает себя... другим человеком в одной из древних цивилизаций, хотя и не подозревал о возможности прошлых жизней.
Самое поразительное, что подобные переживания имеют характер воспоминаний. Во время одного из сеансов в США под руководством Станислава Грофа я сам вдруг увидел себя ребенком в католическом храме несколько столетий назад. Это было настолько ясное переживание, совсем непохожее на сон, что я до сих пор не могу избавиться от чувства реальности увиденного. «Прошлая жизнь» психологически не менее реальна, чем эта.
— Значит, психика может страдать от того, что в подсознании хранятся переживания «тысячелетней давности»? И если вывести их в сознание, то с ними можно работать как с биографическим материалом?
— Опыт психоанализа показал: чтобы избавиться от проблемы, надо понять ее причину. А Станислав Гроф и его единомышленники считают, что она может быть не только в биографическом материале но и в области коллективного бессознательного. Независимо от того, реально оно или нет, мы сможем избавиться от проблемы, если будем работать с ее психологической причиной.
«Вспомнив» драматические переживания «прошлых жнзней», многие пациенты Станислава Грофа выздоравливали, хотя другие врачи считали их состояние безнадежным. Кажется, некоторые наши испытуемые тоже близки к исцелению. И для них важнее практический эффект, чем научное объяснение. Его может дать наука будущего. А люди уже сейчас хотят быть здоровыми.
М. ДМИТРУК (Наш спец. корр.)
Газета «Рабочая трибуна» 3 июня 1990 г.
|
</> |