Из одной заброшенной деревни в другую - 2 дня в лесах Ивановской и Владимирской
liseykina — 06.08.2018Кто-то посчитал, что в этой поездке мы сменили 12 видов различного дорожного покрытия.
В России можно отправиться в лес за грибами и ягодами и оказаться посередине нигде, встретить Камаз застрявший в "обычной" дороге между двух деревень аккурат после брода.
Тут дорога, которая еще десять минут назад выглядела очень накатано и внушительно будет становиться все тоньше и тоньше и постепенно превращаться только в направление на экране навигатора.
В такие моменты мне всегда очень интересно - ведь дорога была, была накатана, значит по ней ездили... а куда потом девались все остальные, куда и зачем они ехали?
Но мы "не остальные", мы не сдаемся и не боимся зарослей, в которые еле видно крышу впереди идущей машины.
Позаброшенные деревни словно нанизываются на нитку реальности и каждая может рассказать свою историю. Кому-то повезло больше - деревянные срубы встречают разноцветными наличниками, а в ухоженных огородах поспевает урожай. А где-то из зарослей травы виднеются только покосившиеся и прохудившиеся крыши.
Именно, в подобных поездках по России история словно по крупинкам начинает складываться из отдельных кусочков и каждый кусочек имеет свое собственное место на карте. И вот эти слова из учебника история про княжества, разделы земель, великих полководцев, дворян из абстрактных сказок превращаются в реальность к которой, иногда, даже можно прикоснуться.
Мы стартуем из Москвы в 7 утра, но как водится, это еще не начало путешествия. Сначала нужно немного оторваться от суеты и привыкнуть к автомобилям. В этот раз в нашем распоряжении три автомобиля Chevrolet Niva в интересной комплектации LE и LE+ со специальной внедорожной подготовкой - тут шноркель, квадрат под лебедку, задний мост с выведенным сапуном и пластиковые накладки по периметру кузова.
По трассе и на встречу пробкам доезжаем до Киржача, попутно выясняется, что на заднем сиденье можно вполне комфортно спать. Когда мне сказали "поедем на Нивах", я представила себе ту-самую-ниву и приготовилась, что все будет совсем по хадкору - с дребезгом в салоне, отсутствием кондиционера и подпрыгиванием на каждой кочке. Но кого волнуют неудобство, если предполагается хорошая компания?
Но оказалось что мы едем на-другой-ниве, а в салоне даже уютно - кондиционер, автомобиль довольно плавно проходит лежащих полицейских и прочие особенности дорожного покрытия. Культурный шок немного нарушают, правда, подголовники заднего ряда сидений - они никак не хотят фиксироваться в креплениях и норовят либо совсем выскочить, либо "авто отрегулироваться" в самое низкое положение, что немного мешает и тут же заставляет мозг придумывать варианты кастомизации и решения проблемы с использованием скотча (того, который не-виски) и прочих подручных материалов.
Киржач это не только место чтобы позавтракать и пополнить запасы бензина (берем несколько канистр про запас, потому что никогда не знаешь как оно пойдет), но и открутить пластиковые накладки, закрывающие квадраты для лебедки. Ведь, намного удобнее это сделать еще на асфальте, чем потом ковыряться в грязи.
И сразу за городом погружаемся в мир, в котором правят оттенки зеленого, сосны, черника, борщевик, березы, а слепни и мошкара настойчиво стучатся в окна.
Кажется, что мы бездумно петляем где-то среди полей, но на треке наш путь выглядит практически прямой линией. Только один нюанс - все дороги, видимые на картах, проходят перпендикулярно к нашему треку.
Знаете как бывает, чтобы проехать от одного очень-нужного-места до другого очень-интересного-места надо либо сделать крюк в пару десяков (это если повезет) километров по обозначенным-на-карте-дорогам, либо вот тут вот срезать через перелесок, поле и овраг и телепортироваться. Каждый сам выбирает свой путь, но если ты можешь себе позволить телепорт, то почему бы и нет?
Тем более, что очень часто это оказывается намного интереснее. Ведь главное процесс, так ведь?
Нива короткая, небольшая и легкая, поэтому большинство препятствий и сомнительных мест проходится ходом. Но иногда надо включить голову и выбрать правильную траекторию, конечно, если нет желания развлечь окружающих поисками оторвавшегося номера или эпичными брызгами.
Интересно, сколько в России деревень с названием "Новинки"? В тех, "новинках" которые попались нам по пути вязнут Камазы - грузовик с песком благополучно сел в колею на мосты заблокировав подъезд к единственному броду.
Вариантов особо нет - либо вытаскивать его, либо ждать пока сам вытащится, либо разворачиваться, но объезда в ближайшие 30 километров тут нет (помним что это 30 километров по лесам).
Была мысль эпично дернуть камаз с помощью Нивы (или нескольких), но решили сначала подкопать. После этого Камаз испугался позора и выехал, ну а мы смогли ринуться в брод.
Брод как брод, только вот Камаз немного распахал подъезд к нему. Накиданные в колею березки тоже его рук дело.
Подзастравших вытолкали - еще одни плюс небольшого легкого автомобиля. За все путешествие ни разу не дергали тросом кого-то, всегда вытаскивали просто с помощью грубой мужской силы.
Попетляв еще немного по дорожкам и пролескам въежаем в село Сима. Тут есть жизнь! Пожалуй, в первый раз с момента завтрака в Киржаче видим людей и продуктовый магазин. И даже "старбакс".
Но вывеска Cтарбакса не единственная достопримечательность - именно тут скончался от ран и был похоронен Багратион.
Он приходился племянником владелице симской усадьбы Анне Александровне Голицыной (дочери грузинского царевича Александра Бакаровича Багратиона).
В храме находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железной решеткой, на которой была надпись: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии, Юрьевского уезда, в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 2-й западной армией; из Симы отправился к оной, и будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня».
Ну а мы едем дальше и продолжаем собирать реальность по крупицам. И иногда реальность преподносит сюрпризы - начинает казаться, что за деревьями прячется какой-то средневековый замок. А нет. Это мираж.
Это развалины декстриновой фабрики. Ее построил в начале ХХ владелец села Лучки купец 1-й гильдии Первушин, который выиграл село в карты у князя Голицина (того самого, из села Сима, которые мы недавно проезжали).
Деревянный шаткий мостик через реку Нерль, который спрятался в кустах и совершенно не воспринимается как автомобильный - единственный способ попасть из Владимирской области в Ивановскую и пересечь реку на ближайшие 50 километров.
Этот невероятно длинный и насыщенный день заканчивается, а значит пора выезжать на асфальт и двигаться в сторону Иваново - где ужин, сон, бассейн, завтрак.
Последняя остановка на сегодня - небольшая деревня Гари и Троицкая церковь.
Пожалуй, история большинства церквей в России примерно одинаковая - храм был построен на средства жителей села на месте старой деревянной церкви, в советское время закрыт и разобран/разрушен/использовался-под-коровник. Ну а дальше, каким-то храмам везет больше и их восстанавливают, а какие-то так и стоят в руинах. Если честно, руины мне кажутся какими-то более настоящими и живыми....
Утром следующего дня мы снова чертим прямую линию на спутниковой карте, но на этот раз движемся в сторону Юрьев Польского используя все возможные срезки и телепорты.
Храму в селе Кибергино повезло больше, чем тому, что мы видели в Гари - тут все сияет белой и новой штукатуркой.
Почти сразу после выезда из Кибергино сворачиваем вправо и снова петляем среди сел и деревушек - некоторые совершенно заброшены, а некоторые похожи на музеи под открытым небом, где каждый наличник можно разглядывать просто бесконечно.
Иногда указатели с названиями населенных пунктов встречаются в самых неожиданных местах - например на разбитой грунтовке посреди леса. И начинает казаться, что очень может быть, что других дорог из одной деревни в другую и нет. И ехать по лужам и бездорожью не наша прихоть и развлечение, а единственный возможный вариант.
Но нет. Не может быть чтобы это была единственная дорога! А как же скорая, школьный автобус, продукты в конце концов?
Правда, потом узнаешь, что мост через Нерль каждый год во время половодья затапливает, а пару раз и вовсе уносило вниз по течению и деревня оказывается отрезанной от всего остального мира на несколько месяцев... Россия 21 век.
В подобных местах невольно начинаешь думать "оказывается и тут живут люди", а следующая мысль - "а ведь они же как-то сюда тоже добираются", это сейчас лето и относительно сухо, а осенью как? и невольно начинаешь рассматривать припаркованные возле домиков автомобили.
Село Мирславль стоит на высоком берегу реки Нерль и являлось частью Великого Волжского пути, который использовался славянами уже в VIII–X веках. От устья Которосли, где в начале XI века Ярослав Мудрый основал Ярославль, до устья Оки ходили не по Волге, а через озеро Неро к Ростову и далее по Нерли и Клязьме.
Краеведы считают что и название села образовано от личного имени Мирослав (или похожих).
Правда, есть еще одна версия, что село назвали в честь мира, заключенного между местными князьями.
Но из исторических ценностей тут только заброшенная церковь Николая чудотворца.
И неприметный резной колодец
Буквально на противоположном берегу Нерли находится деревня Новая. Она упоминается в книгах 19-го века и мы проезжаем абсолютно по той же дороге, по которой раньше ходили крестьяне из села в село.
Вот она история, которую можно почувствовать.
Гидроэлектростанция была построена построена в 1952 году на паях местных колхозов, относилась к «Уводьстрою». В 1970х годах при больших паводках плотины ближайших ГРЭС вышли из строя, после чего они перестали функционировать.
А на противоположном берегу была крепость, которая охраняла Суздаль и Юрьев-Польский от набегов монголо-татар. При ней тоже была плотина. Через узкое русло Нерли мирславцы пропускали суда. Но от крепости не осталось и следа. Это уже та история, которая осталась только в краеведческих музеях.
Хотя, деревянные домики, вполне возможно, выглядят так же как и при князьях.
Правда, и в современном мире, порой происходят странные и необъяснимые явления
Пожалуй, я оставлю эти снимки без комментариев.
Еще один интересный психологический момент - Niva не вызывает никакого интереса у местных жителей и абсолютно сливается к Российской реальнсотью. Помню, что когда я каталась на тестовом Toyota LC200 по деревням в Тверской области его появление на проселочной дороге тут же приковывало к себе внимание всех окрестных мужиков - он был инороден и вызывал подозрения (это если повезет) и классовую ненависть (если не повезет). А Niva она своя - в любой деревне вас примут за своего и всегда помогут советом или делом безвозмездно. Ведь не по мужски просить что-то за помощь "своему"...
Попетляв еще немного по грейдерам, проселкам и разбитому асфальту мы финишируем в Юрьев-Польском.
Это была увлекательная поездка, которая лишний раз доказала, что для того чтобы открывать мир не обязательно иметь дорогую машину. Да, для того чтобы комфортно ездить по России и иметь возможность попасть туда, куда хочется нужен полный привод - с этим ничего не поделаешь, это наша реальность. Но для удовлетворения базовой потребности к приключениям и открытиями Chevrolet Niva вполне хватит.
И пожалуй, единственным критичным замечанием к автомобилю будет "очень маленький двигатель". Для того чтобы кататься по бездорожью его более чем достаточно, но вот при езде по трассе обгоны следует планировать заранее. И планировать это не шутка и не преувеличение. Но зато вы получаете свободу в передвижении и выборе направления. Осталось только грамотно ей распорядится, но тут уже выбор каждый делает сам.
|
</> |