Из многих зол

Ситуация "Попа" ярка, но совершенно не уникальна, и подумав, каждый из нас мог бы вспомнить, сколько раз ему самому приходилось выбирать между разными правдами, за каждой из которых стоял кто-то из друзей, родственников или просто достойных людей. За самыми кровожадными злодеями – живые люди, приспособившиеся, перемазавшиеся, конечно, не в крови так в грязи, но живые. Захочешь раздавить клопиное гнездо – а там безвредные старички и чьи-то пеленки сушатся, и детский смех.
Герой "Попа" обречен стать предателем, ему дозволено только выбрать, кого он предаст. К сожалению, за долгие годы несвободы общество наше научилось не замечать проблему личной ответственности (один раз не пидарас). Владимир Лефевр называл это второй этической системой, которая с легкостью выбирает компромисс со злом. Отец Александр принадлежит другой, православной культуре, и для него хороший результат никак не может быть оправданием дурных средств. Священник мог пойти на минимальные уступки нацистам, чтобы возродить едва не искорененную большевиками веру, а мог и отказаться от любого сотрудничества. Но сделав свой выбор, он уже четко осознает, какой грех принял на душу и на что себя обрек. Многие ополчились на фильм, увидев в нем оправдание коллаборационистов, но там нет этого. Суть фильма как раз в том, что перед нами хороший человек, которому нет оправдания. Если человек даже вынужденно поддержал то, что считает неправильным, это не "просто так", а преступление. Пусть вынужденное, но уж точно не невольное, так как воля у человека всегда своя. Отцу Александру пришлось, фигурально выражаясь, сняться в ролике в поддержку фашистов и постоять с транспарантом, но его бы не обрадовала защита в духе "кто вы такие, чтобы судить". Выбор - он на то и выбор, что за него спросится.
Сейчас, конечно, все проще.
|
</> |