Зеркало
mike67 — 16.02.2012 Смотря запись интервью Канделаки с националистами (Тором, Холмогоровым и Крыловым) об образовании, заметил вдруг смешную вещь, которую мне и не только мне одному следовало бы разглядеть уже давно. Даже удивительно, как такая очевидная несуразица ухитряется оставаться незамеченной.Обратите внимание: когда кто-то сетует на непрестижность учительской профессии, он почти наверняка скажет о том, что работать в школу идут бывшие "троечники". Государство не заботится об учителях, об этих святых людях, цвете нации. Посмотрите – они все старые, глупые и негодные. В этом рассуждении не все даже сразу увидят противоречие. Так же и радеющий о престиже милиции-полиции не забудет сказать, что сейчас там сплошной сброд.
Вспоминаю почти анекдотический случай, когда на общероссийском форуме "Умная школа" в августе прошлого года Александр Николаевич Привалов поведал сидящим в зале учителям, что "страна испытывает жесточайший кадровый голод, нехватку людей, обладающих знаниями" и что с помощью ЕГЭ "мы сделали гигантский центр коррупции в школе". Почему умнейший и тонко чувствующий собеседника Привалов заявляет учителям фактически прямым текстом, что учителей у нас приличных и честных не осталось? Да потому, что он ждет здесь никакого подвоха. Не приучены мы в подобных ситуациях испытывать боязнь как-то задеть слушателя. Участливо спросить встреченного в гостях "мента", не тяжело ли ему работать в коллективе убийц и воров, - это тоже не считается у нас чем-то неправильным.
Такое отношение не назовешь даже дискриминацией по профессиональному признаку. Это дискриминация всех, кто не входит в твою группу. Все строго поделено на "своих" и "чужих". У нас тяжело сыскать того, кто не смог бы четко рассказать о "чужих": кто они, откуда и чем опасны. Эти "чужие" существуют вовсе не на периферии сознания, нет, мысли о них преследуют нашего человека неотступно. Разбуди среднего российского горожанина среди ночи – он и тут без запинки перечислит "чужих" среди родственников, коллег, медийных персонажей, сетевых знакомых, соседей, сограждан и даже стран мира.
Потребность осознавать чужое ничтожество давно стала важнейшей частью нашей ментальности. Это как хлеб. Поэтому, например, реакция на все не свое, иностранное выражается обычно в двух формах: "Эка невидаль!" или (если говорящий успел поменять в голове "чужих" с "нашими"): "В Рашке так никогда не смогут...". Это разделение непреодолимо, оно - как вечное проклятье, и каждое дерганье только увеличивает разрыв.
Приводить примеры нет смысла – они повсюду. Ограничусь совсем недавним. В эти дни с интересом смотрю, как интернет-общественность обсуждает Чулпан Хаматову. Продуманная, расчетливая дамочка, обласканная властью, пишут одни, добавляя с ненавистью, что у нее "все в шоколаде". Другие негодуют на "оранжоидов" за травлю будто бы устроенную актрисе, а попутно с видимым удовольствием замечают, что и самой Чулпан не фиг невинность изображать. Как рождаются и растут эти заряды ненависти, куда они направляются и перенаправляются – это все надо видеть, а мы обычно не видим, потому что ежесекундно целиком и по уши погружены в систему "свой – чужой".
Знаете, на какой митинг нас всех надо согнать? На такой, где вместо сцены (о ненужности всех этих горлопанов уже кто только ни говорил) будет установлено огромное зеркало. Чтобы люди шли и шли, толпа впереди все не кончалась, а потом вдруг видишь себя, и тишина.