Из журнала "Кормчий". Печальные последствия умственного невежества.
guriny — 31.01.2023Сегодня мой взгляд наткнулся вот на такую статью. «Печальные последствия умственного невежества». Сам ещё не читал, только заглянул. Перед статьёй кто-то и зачем-то сделал надпись оранжевым карандашом. Я взял лупу и попытался разобрать, что там написано. Написано «А. Акилина». В статье упоминается именно это женское имя. Чем-то оно заинтересовало прежнего владельца подшивки.
Печальные последствия умственного невежества. «Екатеринославские Губернские ведомости» сообщают, что в селе Васильковке (Павлоградского уезда) в продолжение многих лет пользуется репутацией «святой» женщины некая Акилина, по народной молве лежащая на одном боку около двадцати лет.
Какой-то проходимец, выдававший себя за иеромонаха, посвятил её в схиму, и с тех пор Акилина стала называться иеросхимонахиней Антониной. Народ верит в святость Антонины, и к ней приходят на поклонение не только васильковцы, но жители и других окрестных деревень. «Мощи живые, постница великая» — говорит народ про Акилину и идёт к ней на поклонение, конечно не с пустыми руками. Кто несёт гривну, кто кусок холста...
Акилина принимает посетителей, лёжа в постели за траурным пологом. Говорят, что лицо её покрыто чёрным крепом, и в изголовье стоят иконы. Посетители Акилины из народа прикладываются к её «мощам», и, уходя, получают на благословенное памятование о матушке «Антонине» кто кусочек ладона, кто просфорку.
26 января сего года судебный следователь екатеринославского окружного суда Д.Ф.Т. совместно с становым приставом и врачём произвёл осмотр «болящей схимонахини Антонины» и разоблачил эксплоатацию народного религиозного чувства. Мантия и другие принадлежности самоназванной схимонахини отобраны в качестве вещественных доказательств.
Кто только не злоупотребляет доверием нашего доброго народа! Как он ещё нуждается в просвещении истинами православной веры!
Надо же. Даже орфография с тех пор изменилась. Теперь мы пишем «ладан» вместо «ладон», слово «врачом» пишем через «о», а слово «эксплуатация» с буквой «у». Одно тут непонятно. Что подразумевается под разоблачением Акилины? Ну, изъял у неё мантию следователь, пожелавший скрыться за инициалами. А народ-то что-нибудь понял? Или пошёл злобствовать на «городских панов», покусившихся на матушку? Как они народу-то доказали, что матушка не настоящая?
И ещё две небольших статьи.
Население Империи по последней переписи. Первая всеобщая перепись населения Империи, приуроченная к Именному Его Императорского Величества Указу к 28-му января текущего 1897 года, окончена производством, и ныне заканчивается на местах проверка собранного переписью материала, значительная часть которого уже доставлена в центральный статистический комитет, для разработки, по закону на него возложенной.
На основании полученных предварительных подсчётов местных комиссий, главная комиссия составила общий по Империи подсчёт населения по переписи 28-го января 1897 года; при чём общая численность населения Империи обоего пола определилась цифрою 129.211.113.
Что касается главных русских городов, то в Петербурге жителей 1.266.023, в Москве 988.610, в Варшаве 614.752, в Одессе 404.651, в Лодзи 314.780, в Риге 282.943, в Киеве 248.750 и в Харькове 170.682.
Да уж. Города волжские, уральские, сибирские и среднеазиатские похвастаться населённостью явно не могли. В Киеве жило людей чуть меньше, чем в Риге и намного меньше, чем в Одессе. Если сравнить эти цифры с советскими или сегодняшними, то видно, как неравномерно происходил рост населения городов. Например, в советское время Киев был гораздо больше как Риги, так и Одессы, да и сейчас это осталось так же. Наверное, в те годы, Одесса была «вольным» городом, и это обеспечивало приток населения, невиданный в других местах.
Православная церковь в Америке. Небезинтересно отметить отзыв одного американского журнала («Живая церковь») о теперешнем положении православия в Америке. Давно уже, говорит журнал, здесь существует русская церковь с русским епископом в Сан-Франциско, который главным образом имеет дело с приходами на Алеутских островах и Аляске, от которых и получает свой титул. Но недавно учреждены и другие приходы по всей Америке для удовлетворения духовных нужд русских и славянских жителей — в Нью-Йорке, Пенсильвании, Коннэктикуте, Миннесоте, Иллинойсе, Огайо, Вашингтоне и других штатах — всего до двадцати.
Очень интересную главу можно бы написать о некоторых из этих приходов, которые (подобно многим отдельным семействам и личностям) отреклись от подчинения папе, к принятию которого их предки обманно были склонены триста лет тому назад в Юго-Западной России и Австрии. Этим униатам было обещано, что им будет позволено удержать свои собственные обряды, догматы, литургии на русско-славянском языке, духовенство и пр. Но Рим постепенно навязал им свои догматы и обычаи, так что теперь они во всех намерениях и целях римско-католики, и их священники даже носят римско-католический тип.
Сотни этих униатов, переселившихся в Америку, теперь сбрасывают римский католицизм и возвращаются в православную восточную церковь, где не содержатся неправые догматы о земном главенстве над Церковью, и о непогрешимости смертного человека, о непорочном зачатии и о чистилище с искупительными наказаниями и индульгенциями. Способ отречения от папы часто можно видеть в небольшой (русской) церкви Святого Николая на 2 авеню 323, за литургией, а в конце прошлого декабря целый приход, свыше 350 человек, присоединился к православной церкви именно в Олд-Фордже, в Пенсильвании (см. Обзор №5) Это лишь один пример из многих.
Странно, что епископ был на Юге, а чуть ли не вся его паства - на далёком Севере. И никого это не смущало. И получается, что бегство украинцев из России и Европы в США было уже и тогда, в 19-м веке. И, только переселившись в США, они смогли вернуться к вере отцов.
|
</> |