Из истории «замка» на Ярославовом Валу, 1
mik_kiev — 10.01.2011 — История Одно из популярнейших киевских строений сегодня оказалось в центре внимания по неприятному поводу. Как утверждают в сети, над ним нависла угроза сноса. Сегодня по этому поводу СОСТОИТСЯ АКЦИЯ ПРОТЕСТА.Правда, уже прозвучали официальные заверения, что сносить это здание никто не собирается. Но горький опыт последних расправ над историческим наследием Киева заставляет дуть и на холодную воду.
Одно только не в тему: СМИ упорно именуют дом на Ярославовом Валу, 1 «Замком барона». Очевидно, продолжается застарелая путаница с приписыванием этого дома барону Максиму Штейнгелю – в действительности хозяину соседнего особняка по Ярославову Валу, 3.
С открытки начала ХХ в. Справа – двухэтажный особняк барона М. Штейнгеля
Наверно, не лишним будет напомнить основные этапы истории этого здания и занимаемого им участка. А заодно рассказать о его действительных владельцах.
Как известно, вплоть до первой половины XIX века нынешняя улица Ярославов Вал действительно была Ярославовым валом – т.е. частью древнерусских земляных укреплений. Только в 1830-е годы валы Старого Киева начали срывать, а на освободившемся месте прокладывали новые улицы и создавали участки под застройку.
План местности у Золотых ворот. 1836 г.
Остатки Золотых ворот оказались посреди обширного свободного пространства. Решение о характере застройки угла новых улиц, называющихся ныне Лысенко и Ярославов Вал, тогдашние власти выработали не сразу.
Золотые ворота. Фото 1860-х гг.
Так, в 1852 году это место было предназначено... под Владимирский собор!
Да, да, именно «место при Златых Вратах» митрополит Филарет (Амфитеатров) первоначально рекомендовал генерал-губернатору Дмитрию Бибикову для возведения нового кафедрального собора в честь Святого Владимира. Этот выбор утвердил и царь Николай I. Если бы средства на постройку собора удалось собрать сразу, быть может, здесь бы с того времени и до сих пор стоял 13-главый храм, каким его в первом проектном варианте изобразил архитектор Иван Штром.
И. Штром. Проект 13-главого Владимирского собора
Но с деньгами вышла заминка, дело затянулось, и уже при следующих генерал-губернаторах и царях собор выстроили в другом месте и в другом виде. А площадку, предназначенную было для него, передали в частные руки. Угловая усадьба к концу 1850-х годов досталась генерал-лейтенанту Тарасу Калите, командовавшему артиллерией в Киевском военном округе.
Для нового хозяина здесь был выстроен весьма приличный по тем временам двухэтажный каменный дом к позднеклассическом стиле.
Он до сих пор стоит здесь, на улице Лысенко, 2. Проектировал его в 1858 году местный архитектор Федор Голованов. Между прочим, по проекту того же автора в том же 1858 году был выстроен и особняк на соседнем участке по Ярославову Валу, 3 (для медика Сергея Алферьева). Именно он потом стал резиденцией барона Штейнгеля.
Исходный проект дома на Ярославовом Валу, 3 (Ф.Голованов, 1858)
Итак, первоначальный облик участка на Ярославовом Валу, 1 (такое название улица, названная было Большой Подвальной, официально имела с 1869 года) сформировался; кроме углового дома, имелись надворные службы. После смерти генерала Калиты в 1861 году его усадьба перешла к генеральше Анне Калите. Она прожила еще без малого три десятилетия; ее наследниками в 1890 году стали два сына и дочь. А в конце 1892-го этот участок на углу Театральной, 2 и Ярославова Вала, 1 приобрел у них богатый шляхтич Михаил Подгорский.
Герб Подгорских (с сайта sejm-wielki.pl )
Михаил (Михал-Миколай) Игнатьевич Подгорский был поляком, крупным магнатом, владельцем обширных имений в Киевской и Волынской губерниях. Он проявил себя в разных областях сельского хозяйства. Так, располагая значительными лесными угодьями, занимался лесоводством.
Из «Памятной книжки Киевской губернии», 1894 г.
Помимо этого, завел солидное рыбное хозяйство. На Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 года получил золотую медаль в номинации «Рыбоводство».
Можно еще много рассказывать об аграрной деятельности Михаила Подгорского. Но нам он здесь интересен в первую очередь тем, что именно по его заказу в 1896–1898 годах было выстроено здание на Ярославовом Валу, 1, известное теперь как «замок». Его необычная разноуровневая планировка довела этажность не столь уж высокого здания до 7 этажей.
Дом на Ярославовом Валу (Большой Подвальной), 1. С открытки конца XIX в.
Именно с Подгорским как с заказчиком связаны главные необычности здания. И его удивительная въездная арка с шариками-отбойниками и зловещими демоническими статуями сверху...
...и успокаивающее латинское приветствие «SALVE» («Здравствуй») у порога парадного входа...
...и общий облик дома, действительно напоминающего средневековый замок. Он стал неотъемлемой частью силуэта местности, придав ей новый, романтичный вид.
Фото конца XIX в.
»Замок» и караимская кенаса. Открытка начала ХХ в.
Между прочим, в свое время я обратил внимание на глухую торцовую стену «замка», примыкающую к старому дому на углу Лысенко.
Если на других фасадах, обращенных во двор, довольно много оконных проемов, то здесь их почему-то не предусмотрели. Напрашивается предположение, что Подгорский собирался продолжить строительство своего «замка» после разборки старого углового дома. Попался даже возможный аналог – замок Ле-Рео во Франции (XV в.), один из знаменитых замков Луары.
Замок Ле-Рео во Франции
Быть может, действительно рядом с выстроенными башнями киевского «замка» должны были появиться новые? Это предположение я обнародовал в статье 1999 г. в журнале «Янус-Недвижимость»; с тех пор оно довольно широко распространилось в сетевых публикациях.
Но, как бы то ни было, Подгорскому не посчастливилось долго владеть «замком» на Ярославовом Валу. В 1899-м 53-летний магнат скончался в Берлине. Его киевская усадьба перешла сначала к матери Августине Подгорской, потом к брату Леону (между прочим, сотоварищу Владислава Городецкого по охотничьему обществу). А затем ее приобрел дворянин Карл Ярошинский, который в 1907–1910 годах скупил все начальные участки по Театральной улице вплоть до Управления Юго-Западной железной дороги.
Все это время «замок» использовался как обычный доходный дом, в большинстве его помещений находились жилые квартиры. Конечно, он был очень популярен: известный издатель открыток Дмитрий Марков даже включил его в довольно ограниченную серию карточек «Киев. Красивые здания»:
Помимо жилья, в усадьбе находилось заведение цирюльника под вывеской «Парикмахер Антоний» (в угловом доме).
Фото конца XIX в.
В нижнем этаже самого «замка» было устроено кафе «У Золотых Ворот».
Фрагмент открытки начала ХХ в.
В этом же здании с 1910-х годов располагался синематограф под названием «Уникат».
Из перечня киевских кинотеатров на 1914 г.
Общий характер застройки, сложившейся на Ярославовом Валу, 1, можно видеть на плане 1920-х гг.:
Здесь 1 – двухэтажный угловой дом;
2 – «замок»;
3 – 1-этажный каменный флигель;
4 – 2-этажный каменный флигель;
5 – 1-этажный каменный флигель
А вот панорама этой застройки с сараем и флигелями на переднем плане:
Фото начала ХХ в.
...С 1916 года собственником бывшей недвижимости Ярошинского стал крупнейший сахарный магнат Лев Бродский. Он, насколько могу судить, оставался хозяином «замка» вплоть до революции.
Лев Бродский
Можно отметить, что его племянница была в замужестве баронессой Гинцбург. Но сам он, хотя и считался одним из «сахарных королей», баронский титул не носил – как и предшествовавшие владельцы «замка».
На этом пока остановлю свой рассказ. Несколько погодя последует продолжение – о судьбах «замка» в советский и постсоветский период, а также об архитекторе, выстроившем это незаурядное сооружение.
|
</> |