Из истории инквизиции
diak-kuraev — 23.05.2017"Опричный иеросхимонах Онуфрiй (Стебелев-Веласкес)", келейник, уста и мозги "старца Рафаила Берестова".
Самый смак на шестой минуте:
"Последуйте доброму примеру, который нам подал святой Николай - как нам надо поступать с еретиками. Он без слов не осуждая, не говоря ничего вопреки он подошел и освятил свою руку, влепил пощечину нечестивому Арию. Также и вас, дорогие братья и сестры, особенно те, кто горячо ревностно, всем сердцем любите святителя Николая, (прошу) поклонитесь его святым мощам, возьмите благословение - и кто вам попадется первым под руку - молодой этот Иларион или кто-то из кардиналов, влепите ему эту пощечину и скажите: это от святителя Николая! Освятите эту свою руку".
В письменном варианте:
"Приложитесь к святым мощам великого поборника Православия – святителя Николая, возьмите у Святого благословение, а потом оглянитесь вокруг - кто из еретиков рядом, Кирилл, Иларион или кто другой из экуменистов, или кто-то из кардиналов-папистов, и влепите ему от души пощёчину со словами: «Это вам от Святителя Николая!». Чтобы не смели более нечестивые еретики и экуменисты глумится над памятью великого Святителя Христова и над нашим простодушным и доверчивым народом!"
http://3rm.info/main/67536-preduprezhdenie-so-svyatoy-gory-afon-o-moschah-svyatitelya-nikolaya-video.html
***
Здесь прекрасны:
- запощеное и замоленное лицо проповедника
- смиренная и бесстрастная интонация его речи
- укорененность ее в "святоотеческом предании".
Но сопоставляя все это с итоговым выхлопом, хочется крикнуть: "братан, этот ящик не работает!". Даже длинные афонские всенощные, целожизненные посты и жизнь "во всецелом послушании духовному отцу" вовсе не гарантия преодоления "страстей" и погружения в Любовь Христову.
Много-много несомненно исполненных мелких заповедей. И утрата чего-то много более ценного.
Это видео (именно видео) надо показывать на уроках и лекциях по истории, открывая тему "Инквизиция и преследование еретиков".
Ведь инквизиторы это ж не нехристи и не мракобесы какие-то. Это были лучшие люди нашей епархии. Самые образованные батюшки, самые духовные, самые неравнодушные и любящие. Но "за послушание" порой кое-кого приговаривающие к пыткам, лишению прав или костру.
И именно с такими интонациями - бесстрастно, намоленно, с пониманием и где-то даже с сожалением. И со ссылками на древние святые прецеденты и традиции нашей святой церкви.
***
"Каким образом христианство, столь к человеку благожелательное, однако пришло к инквизиции? Ведь перелома из "да" в "нет", перелома в убеждениях, в вере, в идеалах мы при этом нигде не наблюдаем! В этом-то все и дело, что разлома нет!! Нельзя сказать, исторически не было, что 1000 лет "гладили по голове" но потом "начали жечь". Ничего подобного! Никакого перелома, реформации, бури: тихое веяние. Веет, веет, гладит волосы, сладко, съедобно, веет, опять веет, горечь, опять сладко, еще слаще, веет, веет, чей-то раздался стон, но все замерло, веет, веет, выпали гвоздики, выпали иголочки, кого-то укололи, смертельно, веет, веет, хорошо ли, дурно ли, все мешается, все непонятно уже, веет, веет. Инквизиция вошла в Церковь "дифференциалами"... Никто не заметил ее! Когда те 5-6 кардиналов, которые постановили "сжечь" и действительно "сожгли" кого-то - то никому решительно не пришло на ум спросить, не "впали ли они в ересь?", "не отделиться ли нам от них?".
- В. Розанов. Религия и культура. т.1. М.1990. с.276.
|
</> |