Из ФБ про Победу

На этом месте я как-то даже крякнул. Ну понятно, советское типа не комильфо, поэтому давайте покажем детям бесогона времени упадка, когда стало ясно, что изгнать беса из себя не удалось и даже совсем наоборот.
Не "Отец солдата". Не "В бой идут одни старики". Не "А зори здесь тихие". Не "Белорусский вокзал". Не "Иди и смотри". Не "Сталинград". А вот "Утомленные солнцем", ять, "два".
Понятно, что если ты рос на "Отце солдата", это совсем другие ассоциации. Ничуть не руссопатриото (герой фильма - грузин, не русский). Ничуть не праздничные (это трагедия, война там не воспевается ни в каком аспекте).
Разрыв во времени, опять же. "Деды воевали" - для 20-летних мем и абстракция; если их дедам даже 80 лет, ясно, что нигде они не воевали. У моей мамы деды - воевали. Я их уже не застал. Я застал бабушку, она во время войны была подростком в своем поволжском селе, она помнила, как им было нечего жрать и вообще было непонятно, что будет дальше. Я застал мужа бабушки, который тоже был во время войны ребенком, в Белоруссии, под оккупацией, и с детской злости бросил камнем в немца, и немец его чуть не убил за это, и это единственное, что можно было вытянуть из него клещами о войне. Но только два советских томика про войну, в мягкой обложке, корешок расклеился, страницы распались, - эти два томика были чуть не единственными книгами, которые он, детдомовский, почти без образования, хранил и читал. Для него это было важно. Очень.
На таких, как я, живая история войны, уж какая ни, в принципе кончилась. И, да, начались утомленные солнцем. Два.
Но. Такие, как я, все-таки есть. И нас не так уж и мало.
Такие, как я, чураются патриотического угара. Такие, как я, не любят кремлевского пиара на костях. Такие, как я, полагают, что Путин предал Победу и вообще перешел на темную сторону - и там не печеньки, там, ребята, тот самый нацизм, который очень большой кровью и болью победили тогда и побеждают теперь.
Для таких, как я, борьба украинцев с агрессором сегодня - в одном ряду с той, которую вели с агрессором советские солдаты.
Такие, как я, ничуть не отрицают всё то зло, какое советские вертухаи причинили множеству людей. В Эстонии в том числе. Для таких, как я, важно быть на стороне жертв, будь то жертвы гитлеровской агрессии в СССР или сталинских депортаций в Эстонии.
Это сложно, да, если считать, что Гитлеру противостояли и депортировали одни и те же люди. И иногда это и были одни и те же люди, и это их отношения с Богом. Но чаще это были разные люди, и "НЕ ОБОБЩАЙ" - заповедь, которой надо бы следовать всегда и везде.
Я тут расскажу историю. Лет пять назад мы с мамой ходили 9 Мая с цветами к Бронзовому солдату. Рядом была экспозиция "Бессмертного полка" - фото местных ветеранов, имя-фамилия, где воевали. Мы походили, посмотрели. И вдруг мама говорит: "Ой", - и показывает на фото благообразного мужика. Под ним тоже имя-фамилия, даты жизни - недавно умер, почти сто лет прожил, - воевал там-то.
А это был Иваныч. Мама с ним сталкивалась в 1970-е на работе. Иваныч был по партийной линии. Страшный был человек. И все знали, и он не скрывал, что в годы войны он не воевал ни там-то, ни сям-то. Но служил. На Севере.
Лагерь охранял.
Ну и тут бы отплюнуться. Мы и отплюнулись. И ведь до ста лет дожил, в отличие от тех, кто на войне и полег.
Но - умаляет ли этот вертухай и фальшивый ветеран Иваныч подвиг тех, кто полег, как часть моих родственников, и тех, кто не полег, и отразил агрессора, и вернулся потом работать в разрушенной стране?
Умаляют ли их подвиг "Утомленные солнцем 2"?
Умаляют ли их подвиг Путин, Кремль и вся его пропаганда?
Сволочи, действовавшие в Буче?
Сволочи, разбомбившие сегодня музей Сковороды?
Ответ на эти вопросы каждый отыщет самостоятельно. Я - для себя - его знаю. "Ничуть".
Потому что тут нет преемственности. Тут налицо преступление. Кража Победы, попытка ее выхолостить, лишить содержания, сделать из нее пиар-символ, соорудить из нее культ, - точно так же, как кражей христианства является любая попытка сделать из христианства секту.
Существование сект - все-таки не повод не ходить в церковь.
И, мне кажется, неуважение - это не когда ты мирно, тихо, очень гражданским образом несешь цветы к памятнику, посвященному всем погибших на Второй мировой войне, включая твоих мертвых (и необязательно родных, а всех, кого ты сам считаешь твоими мертвыми), - и типа оскорбляешь чувства тех, для кого памятник символизирует советскую оккупацию почему-то, хотя он не про нее.
Мои чувства ничуть не оскорбляют те, кто несет цветы на наше немецкое военное кладбище. Хотя, может, эти солдаты убивали моих предков. Это история совсем про другое, про дань памяти мертвым.
Неуважение - это когда ты требуешь от кого-то даже и цветы на символическую могилу не нести, потому что тебе лично это не нравится.
Что до патриотического угара, да, конечно: никаких символов. Ни георгиевских ленточек, ни красных звезд, ни флагов, ни юных ряженых, косплеящих воображаемых дедов-воевавших, 9 Мая у Бронзового солдата быть не должно. И организованных шествий тоже.
А цветы - да.
Вы поймите, эти цветы - это ведь тоже символ сопротивления Путину и вообще нацизму, который тщится украсть Победу. Не выйдет. И, подозреваю, _эти_ мертвые тоже воров не любят.
|
</> |