
... из баталий литературной арены


Не обошлось и без чисто мужской борьбы – за женщину.
Сложно представить себе двух более разных авторов, чем Булгаков и Маяковский. Они кардинально отличались и в литературном плане, и в идеологическом. Неудивительно, что напряженные отношения у них возникли еще заочно, до того, как творцы встретились лицом к лицу.
Противоположности не сходятся
Он на чем свет стоит ругал ее, хотя, по свидетельствам современников, на первых порах точно ее не читал и не видел на сцене. И тем не менее, призывал пролетариев не ходить на спектакли и, вероятно, приложил руку к разгромным рецензиям. Однако, это не помешало «Дням Турбиных» получить любовь зрителей – люди на спектакль валом валили.
Булгакову же был совершенно чужд футуристичный Маяковский. Образованному Михаилу Афанасьевичу, успевшему послужить врачом и побывать под пулями, «дворовый» поэт был мало понятен и уж точно не близок, поэтому он не упускал случая поиронизировать над ним. Но, в отличие от Маяковского, он вел себя довольно сдержанно, хотя и прекрасно знал, что Владимир Владимирович горячится на его счет.
Разгар сражения
Булгаков смолчал, даже когда Маяковский беззастенчиво опустил его в своей сатирической пьесе «Клоп», и это когда Михаил Афанасьевич переживал по-настоящему тяжелые времена: его произведения запрещали, разгоралась травля. А персонаж Маяковского ехидно выдавал со сцены, что Булгаков – одно из «умерших слов».
Тот не выступал так открыто, особенно после того, как впал в опалу, но все же не стеснялся поминать Маяковского в своих публикациях. Правда, действовал он более изящно. В «Записках на манжетах» Михаил Афанасьевич вволю поиронизировал над поэтом, стихи которого сыпались, что называется, из каждого утюга. Он представил его в виде комичного персонажа, который живет в большой, богатой квартире и увлекается смешными стихами.
А еще вполне вероятно, что Булгаков запечатлел образ своего врага в "Мастере и Маргарите": «Кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария [...] Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил». Сложно не заметить здесь ядовитую отсылку к Маяковскому.
Лицом к лицу
Противник выбыл
Жизнь – штука непредсказуемая. К тридцатому году Булгаков оказался в крайне тяжелом материальном положении. Его произведения не печатали, пьесы запрещались к постановке. Неудивительно, что писателя начали посещать мысли о самоубийстве.
А что Маяковский? У него тоже дела шли не лучшим образом – его выставку, посвященную юбилею, демонстративно проигнорировали, сатиру поэта начали принимать в штыки. Но если бы современники знали, что самоубийственный выстрел непременно раздастся, первым кандидатом стал бы Булгаков, уже который год раздираемый критиками. И что же? 14 апреля застрелился Маяковский...
Его смерть произвела на Булгакова тяжелейшее впечатление. Некоторые исследователи считают, что именно она остановила писателя от рокового шага. Он писал о Маяковском их общей подруге Марике, удивленный и расстроенный. Булгаков задавался вопросами, что стало причиной самоубийства и – разумеется, не прямым текстом, – было ли это вообще самоубийство, что могло привести к столь трагическому финалу.
Отреагировал бы Маяковский схожим образом, если бы за пистолет взялся Булгаков? Вряд ли. Но и своему злорадству, надо думать, воли не дал бы. Пусть они и ненавидели друг друга, но такого конца противнику уж точно не желали...
---
Ваш Book24 Источник : https://zen.yandex.ru/media/book24/zakliatye-vragi-pochemu-maiakovskii-i-bulgakov-nenavideli-drug-druga--5bed0e1b0d576b00a9fd078f?&from=feed
Заклятые враги: почему Маяковский и Булгаков ненавидели друг друга | Book2 ---
---
Как Маяковский травил Булгакова, чем отвечал Булгаков и почему смерть одного стала спасением для другого.
***
---
М.А.Булгаков, Мастер и Маргарита, Прощание и вечный приют
Глава 32
Прощание и вечный приют
… Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.
Всадники остановили своих коней.
— Ваш роман прочитали, — заговорил ... Читать дальше »
М. Булгаков в 1937 году
***
Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам?—
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».
...
Читать дальше »
***
---
=== Источник : http://svistuno-sergej.narod.ru/news/pochemu/2018-11-19-2184 === У Булгакова и Маяковского ..., Почему?..., Почему, Маяковский, противоположности, люди, Булгаков, творцы ===
|
</> |
