Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. русская зима


И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Приезд боярина в монастырь, 1912 год, холст, масло, 87 х 102 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Художник Иван Горюшкин (1873-1954) работал в различных жанрах: портретном, бытовом, пейзажном, книжной графики. Но особое предпочтение отдавал художник жанру исторической живописи. Кисть Горюшкина воспевает «преданья старины глубокой», Русь уходящую: величавые купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, и людей.
Вот что Иван Силыч позже писал в своей автобиографии:
«…Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники, саратовские мещане Сорокопудовы».

И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Кащеева дорога, 1900-е годы, холст, масло, 46 х 60 см., Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Огромное влияние на формирование Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, как художника, оказало обучение в Академии искусств на курсе И. Е Репина. Творчество Репина, его взгляды на роль художника в обществе, его талант и темперамент произвели на молодого живописца очень сильное впечатление.
В 1908 году И. С. Горюшкин-Сорокопудов переехал в Пензу, с которой и связал всю свою последующую жизнь. Здесь он начал преподавать в Художественном училище. На этом поприще он также преуспел, и после почти пятидесятилетнего стажа в 1943 году стал директором учебного заведения.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Привоз арестантов, 1932 год, холст, масло, 42 х 67 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.
Важной составляющей жизни художника была преподавательская деятельность. Особенное место в обучении учеников отводилось рисунку. «Кем бы вы ни стали – декоратором или архитектором, живописцем – станковистом или учителем черчения, – без рисунка ни шагу не ступите». Во время занятий преподаватель нередко поправлял работы своей рукой, наглядно показывая и подробно объясняя систему построения изображения, показывая, как важно внимательно изучая натуру, переносить на бумагу или холст только то, что помогает выявить форму, передать характер.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Перед казнью, 1910-е годы, картон, темпера, 33 х 56 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.
Многочисленные ученики И.С. Горюшкина-Сорокопудова работали после окончания училища и художественных институтов в разных городах страны. Среди его учеников заслуженный деятель искусств Узбекской ССР У. Т. Тансыкбаев; народный художник РФ, художник-пейзажист C. М. Никиреев, автор биографии Ивана Силыча – Ю. И. Нехорошев, известная советская художница З. И. Зацепина, представитель Пензенской художественной школы А. Г. Вавилин и другие.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе, 1910 год, картон, гуашь, темпера, 73 х 98 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого.
Весь жизненный путь Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова был исполнен беззаветной преданности искусству, любви к своему делу, требующему огромного таланта и трудолюбия. Творческая жизнь мастера была очень плодотворной. Он оставил немалое количество произведений, выполненных в различных жанрах. Всю свою жизнь Иван Силыч неизменно был верен реализму, заложенному в основание русской художественной школы передвижниками. Пожалуй, нельзя назвать ни одной его работы, в которой бы он отклонился от заданного курса, будь то портреты, пейзажи, исторические полотна или даже графические зарисовки. Он также стал одним из столпов Пензенской художественной школы, воспитав целую плеяду ярких художников.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из XVII столетия, 1934 год, холст, масло, 76 х 107,5 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Пленных привезли, 1916 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Похороны В. И. Ленина, 1930-е годы, холст, масло, Музей В.И. Ленина — филиал Государственного исторического музея, Москва.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Божий суд, 1910-е годы, холст, масло, 87 х 144 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Великий князь Николай Николаевич на позициях, 1915 год, холст, масло, 47,7 х 62 см, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Скит.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Зима. Ростовский Кремль [ок. 1915]

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Зеркало привезли
Тема народного костюма в работах И. С. Горюшкина-Сорокопудова.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Скит.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. В молитве.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. В старообрядческом монастыре.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Женщина с образом.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Боярыня.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Девочка с яблоками.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Поцелуй.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Дровоколы.
источник 1
источник 2
источник 3
|
</> |