It's incredibly useful to attend easy classes
angerona — 22.11.2011 Я часто слышу жалобы на начальные школы о том, что "моему ребенку там нечего учить, он все это уже знает." Зачастую это идет даже с этаким поощрением плохого поведения ребенка во время слишком простых уроков -- вроде "его вызвали к заучу, потому что он на уроке пел, когда другие придумывали слова на букву "В" -- да он у меня уже читает! Я б от такого тоже запела или зарычала".Родители иногда заблуждаются о том, что их ребенок знает или не знает. Но даже если их представления соответствуют действительности, все равно мне такого рода мнения -- что простые уроки бесполезны -- кажутся мне ошибочными. Наоборот, как по мне, есть очень много полезного для ребенка в том, чтоб проводить время и участвовать в занятиях по известным им уже темам. Полезного не только в социальном смысле, но и в академическом и в личностно-характерном.
Сначала про академическую пользу:
Так что когда родителям кажется, что все это очень легко, они могут опираться на совсем не те навыки, что требуются на самом деле. Конечно, кому-то легко дается и чтение и письмо и выбирание слов, но в основном всем такая разминка только поможет, а не помешает. Так не только в чтении, а и в математике и в других предметах -- часто это и тренировка памяти и просто работа на быстроту ответов и т.д. В таких случаях обычно учителя специально даже придумывают задания попроще.
- Когда человек повторяет тему, он зачастую обнаруживает для себя
что-то новое -- какое-то более глубокое понимание или связь с
другой темой. Это то, чего он мог не заметить, когда тема была
совсем новая, когда внимание нужно было концентрировать на новых
понятиях. Зато в потворении можно уже углубиться. Например, класс
играет в игру для обучению порядку чисел: кто-то загадывает число,
называет интервал, в котором оно находится, а остальные стараются
это число угадать. Формально эта игра -- для обучения интервалам,
для того, чтоб дети фокусировались на том, какие числа идут между
какими. Для ребенка же знакомого с числами это -- отличный способ
самому попытаться изобрести бинарный поиск или что-то около того,
да и просто обнаружить, что максимальное количество попыток, если
они не повторяются, будет не больше размера интервала и много всего
другого.
Это все жутко полезно и интересно, потому что настоящие знания и умение оперировать знаниями идут как раз из таких связей между разными понятиями и от умения разбираться и находить интересные стороны даже самых простых задач.
- Темы как правило состоят из многих фактов и деталей. Ребенок
знающий многое про растения все равно для себя обнаружит что-то
новое про какое-то дерево или листики. Ребенок хорошо читающий --
узнает как произносятся те или иные сочетания букв, что потом ему
очень сильно может помочь читать незнакомые слова. Особенно это
заметно в английском, где даже бегло читающим детям может сильно
пойти на пользу разбирать правила звучания сочетаний букв, чтоб
потом с налету прочесть новые слова, а не застрять, потому что
"читать бегло легкие тексты" -- это одно, а "читать текст более
высокого уровня" -- это уже совсем другое.
Да и много еще академических полезностей в повторении "пройденного" материала. Просто даже из других уст как-то по новому материал может открыться и что-то стать проще, а что-то -- интересней.
Кроме просто академической пользы, есть еще и польза по части роста характера и личностных навыков:
- Многим детям очень полезно просто почувствовать, что что-то им
просто, в чем-то они -- асы, в чем-то они ушли вперед от других. А
когда родители и школа им преподносит только новое и сложное, им
может не хватать этих пьянящих ощущений собственной всемогущести --
пусть и в крошечной теме урока. Такие ощущения нужны для веры в
себя, для уверенности в своих силах, просто для того, чтоб
чувствовать себя хорошо в коллективе. Я знаю, что, например, моему
сыну это очень необходимо. Мне лично это нужно было для самого
интереса в обучении -- всегда ведь интересно заниматься тем, что у
тебя получается очень хорошо, а как понять, что получается хорошо,
если тебе никогда не дают легких задач? Разве что ты действительно
гений и ушел совсем далеко вперед, то в школе детям может быть
просто обязательно нужно, чтоб были простые уроки -- даже просто
для этого чувства "я могу!" А если еще и помочь другим можно, так
это ж вообще красота.
- Это "я могу!" хорошо и в форме "ты можешь!" от одноклассников
-- оно может быть очень полезно для становления или поддержания
авторитета ребенка в классе. Так что родители, которые как бы
подталкивают ребенка к плохому поведению на легких уроках, вместо
участия, делают ему огромную медвежью услугу.
- Легкая тема может стать уроком тому, как самому для себя в
чем-то даже обыденном находить интересное. Как придумывать задания
себе посложнее, как обыгрывать тему. Как вместо того, например,
чтоб просто придумывать слова на букву "В", поставить себе условие,
что слова должны быть не меньше пяти букв длиной и т.д. Умение
самого себя развлечь и увлечь может очень много в жизни дать.
- Легкие уроки -- еще и возможность посмотреть на других детей по
другому. Например, если ты знаешь, что Петя -- твой друг и умный
парень, но вот омонимы ему даются с трудом -- ты можешь понять, что
если человек в чем-то не тянет, то это не значит, что он --
законченный дурак. Через такие мелкие понимания появляется уважение
к другим.
- Тренировка выдержки тоже важна: не выкрикивать ответы, а давать
отвечать другим, работать с другими когда тебе и так понятно,
помогать им.
Все это перекатывается в социальные навыки -- умение вести себя в коллективе. И это тоже очень важно. К этому как-то привычно относится презрительно -- мол кому оно это нужно. Да самому человеку же нужно. Невозможно быть лидером, если ты не понимаешь основных механизмов поведения в группе (для того, чтоб знать, когда можно нарушить эти механизмы, их для начала надо видеть и знать). Можно быть гением-отщепенцем, но много ли родителей хотят для своих детей именно этого?
- Да просто умение перебороть себя/свою скуку и сделать "как
говорят" тоже может быть не заменимо. В жизни много случаев, когда
мы должны вести себя так, как удобно другим, в чем-то перебаривая
себя (в общественном транспорте, в общении с вышестоящими и т.д.)
-- этому надо учиться. В конце концов на работе тоже иногда
придется делать то, что не так интересно и что рутинно, но что
сделать надо. Редко у кого (ни у кого?) есть работа, которая только
и состоит, что из интересных восхитительных моментов.
Чем больше я эту запись пишу, тем больше мне начинает казаться, что в школах просто необходимо устраивать легкие уроки для всех учеников :).