
Итальянская гонка 2011: Марке-2


Кухня в доме Рафаэля
Рафаэль
- Представь, вот тут Рафаэль выходил на улицу, шел по этим камням, смотрел на эти стены, проходил через площадь и заходил во дворец герцога, где работал его отец.
Мы вышли из дома семьи Санти в Урбино, где родился и рос Рафаэль. Его отец, Джованни Санти, был придворный живописец у герцога Монтефельтро. Во дворце и в квартире можно увидеть много работ Джованни, но они не трогают. По-моему, все они не стоят одной картины его сына. Я имею в виду «Сикстинскую Мадонну», но у вас, конечно, может быть свое мнение.
Я видел эту картину в Дрездене. Она висела в торце длинной анфилады, я шел к ней и не мог смотреть по сторонам, где висели другие картины. Вот она ближе, ближе... Вот уже видны невыносимо грустные глаза мадонны, широко открытые глаза малыша, где застыл ужас от неотвратимого будущего.
Я помню, что после Цвингера пошел в ближайшую пивную, чтобы забыть эти глаза. Рафаэлю достаточно было написать только «Сикстинскую Мадонну», чтобы стать бессмертным.
А теперь представьте мои чувства, когда я ходил по комнатам, где проводил свое детство и юность любимый художник. Старые каменные полы, внутренний дворик с колодцем, кухня, где сложный часовой механизм вращал вертел в печи, грубые лавки и стол, богатые комнаты, где принимали гостей. Я мог бы провести там целый день, если бы мне разрешили фотографировать. А так... Только на кухне, в помещении, где обедали слуги, не было камеры наблюдения, и я храбро сделал один снимок.
Я бы мог много написать о Рафаэле, о его учителе Перуджино (от него Рафаэль перенял красно-синие одежды мадонн), о его друге Пинтуриккио, но вы это можете прочитать в других местах. Здесь я только хотел сказать, что я почувствовал на улице Via Raffaello.
Потом мы поднялись вверх по улице, посмотрели на памятник Рафаэлю, зашли в здание университета, где обучали «искусствам прекрасного», посмотрели на прикольные работы студентов, но мне все равно казалось, что главное в городе - это улица, по которой пятьсот лет назад ходил невысокий молодой человек с красивым женственным лицом. Чуть позже «рафаэлевское наваждение» стало спадать, и я увидел прекрасный город полный истории и веселой студенческой жизни.
Герцог Монтефельтро и другие

Если выйти на улицу и спросить у десяти встречных, кто такой герцог Монтефельтро, то я уверен, что все десять в лучшем случае пожмут плечами. Но если им же показать фото диптиха Пьеро Делла Франческа, с портретом герцога и его жены, то почти все скажут, что где-то это видели. Некоторые вспомнят, что эта картинка была в учебнике истории, где описывалась эпоха возрождения.
Да, эти портреты знают почти все. И, наверное, с них, вернее с гениального Пьеро Делла Франческа, началась эпоха возрождения. Во всяком случае, мы с МС считаем так. Именно он, еще до Леонардо де Винчи, понял роль перспективы в картинах, именно его картины стали объемными, именно он был не только гениальным живописцем, но и теоретиком живописи.
Францеска провел в Урбино не так много времени. Его пригласил туда герцог Монтефельтро - редкий человек для своего времени. Профессиональный наемник, военный до мозга костей, он был образованнейшим человеком, собравшим огромную библиотеку, пригласивший для постройки своего дворца в Урбино известных архитекторов и художников. Урбино на какое время стал центром различных искусств. При его сыне в Урбино открылся университет, действующий до сих пор.
Дворец Монтефельтро занимает почти половину старого города. Сохранилась его внутренняя отделка и даже деревянный альков, где спал герцог. МС умудрилась сделать фото этого алькова. Мы долго гадали зачем герцогу был нужен этот деревянный ящик, потом поняли, его его проще было обогревать в зимнее время, чем огромные каменные комнаты с высокими потолками.
На всех портретах герцог изображен в профиль - он потерял глаз на рыцарском турнире. Чтобы герцог мог лучше видеть и меньше крутить головой, ему сделали операцию по удалению верхней части носа. Так что его знаменитая «орлиность» имеет хирургическое происхождение.
По улицам
А можно забыть и про Рафаэля и про герцогов, а просто ходить по улицам Урбино, смотреть на стайки студентов, на смешные статуи, на стены домов, которые кажутся теплыми даже в холодный ветреный день, на постоянно занятых продавцов мороженого, на скучающих официантов в ресторанах. Можно сидеть в уличном кафе на площади и смотреть на прохожих, можно подняться к крепости и разглядывать город с высоты птичьего полета.
Мы были в Урбино два раза. И это при нашем сумасшедшем графике! Вот ведь какой город, не отпускал никак. И еще хочется приехать! Спасибо герцогу из учебника истории!

Дворец герцога Монтефельтро в Урбино, вид от крепости на вершине горы

Вход в дом Рафаэля

Вдоль Via Raffaello

Памятник Рафаэлю. Хорошо, что Рафаэль это не видит!

Одна из работ студентов

Георгий Победоносец изображается и так тоже

Фонтан

Одна из улиц Урбино

Девушка в окошке

Внутренний дворик во дворце герцога

Альков во дворце

"Операторы"

Итальянки

Итальянка

Итальянец