История Сибирского тракта

топ 100 блогов vnedorog13.07.2018 Настало время прикоснутся к истории. Собственно вся идеи экспедиции посвящена прохождению Сибирского тракта. В сети с одной стороны очень много упоминаний о тракте, с другой нет никакого подробного ресурса. Есть даже проект Сибирский тракт, там есть отдельные интересные описания  но целостной картины нет. Именно поэтому я решил отправиться в единственный уникальный музей Сибирского тракта в городе Дебесы.
История Сибирского тракта

История Сибирского тракта

Еще уникальность музея Сибирского тракта состоит в том, что он находится на пересечении двух веток дорог – южной, которая шла из Москвы, и северной, которая шла из Санкт-Петербурга. Именно от сюда ветки соединялись и тракт шел одной единой веткой в Сибирь и на Дальний восток.
История Сибирского тракта
Хочу поблагодарить всех сотрудников музея которые оказали очень теплую встречу и отдельно эксурсовода Анастасию за потрясающе интересную экскурсию.
История Сибирского тракта
Я заснял все на видео и скоро выложу целиком всю экскурсию по ммузею. А пока текст с фотографиями.
История Сибирского тракта
Музей был создан в 1991 году, в очень непростое время, но жив и поныне.
История Сибирского тракта
Дорога начала формироваться в конце XVI века.

В 1570 год Ермак шел завеоевывать Сибирь и именно с присоединением Сибири начинается формирование дороги. Конечна дорога имела иной вид и состояла из волоков, переправ, пеших тропинок В конце 17 века с  налаживанием экономических отношений с Китаем появилась возможность направлять купеческие обозы и караваны . Обозы тянулись день и ночь. Изначально появилась южная ветка - дорога шла из Москвы (сиреневая ветка) через местечко Верхотурье и далее спускалась на юг на Тобольск.
История Сибирского тракта
В Верхотурье была установлена таможня и купцы должны уплачивать таможенные пошлины. Но купцы организовали дорогу в обход таможни, например вятские купцы прожили путь через Дебесы. Татищев проехал маршрут через Казань и Дебесы и Пермь и в своем докладе Петру 1 указал что именно такой путь более целесообразен. Но сделана дорога была только при Елизавете. И в Верхотурье таможня была упразднена.
История Сибирского тракта

 В конце 18 века Екатерина издала указ о создании северной части дороги.
История Сибирского тракта
Екатерина внесла большой вклад в обустройство дороги.В частоности членом Российской акдемии наук, архитектором  Николаем Александровичем Львовым был предложен ряд проектов, которые были воплощены в жизнь при Екатерине II. Так как дорога имела функцию почтовой дороги , Львов предложил устанавливать почтовые станции через  каждые 25-30 км по типовым проектам.
История Сибирского тракта
Здесь можно поменять лошадей. Станционный смотритель заслышав звон колокольчика, установленного в подупряжи лошади, готовил лошадей на смену. Те н было затрат на смену лошадей. Ранее до введения этой системы письма из центра в Сибирь отправлялись раз в 4 месяца, а после сначала раз в неделю и даже раз в 3-4 дня. Частным лицам было запрещено иметь подобные колокольчики, можно лишь иметь бубенчики. Смотритель по звуку определял кто едет.

Рядом со станциями строились здания для ночлега и  трапезы.  По всей дороге устанавливались верстовые столбы через каждую версту. На протяжении всех 10 тыс км.
История Сибирского тракта
Во времена Екатерины по краям стали высаживать березы – зимой дорогу не так сильно заносило, а летом можно отдохнуть в тени берез.

На тракте использовали лошади вятской породы. Они были лучше других приспособлены к тяжелым условиям перевозки – неприхотливы и выносливы.

Дорогу строили крестьяне, живущие  окрестности. Это была своего рода повинность – в весеннее летний период они должны были поддерживать дорогу, засыпать ямы, укреплять гати. Фрагмент полотна дороги в различных местах.
История Сибирского тракта
вот такими вязанками мостили гать.
История Сибирского тракта

По указу Александра 1 ширина дороги на всем протяжении долна составлять 10-15 метров. Плюс еще 10 метров по краям, чтобы осушать полотно. И само полотно должно было быть покатым по своей форме.  И уже после канав высаживались березы.

Помимо почтовой и торговой функции дорога являлась еще и дорогой каторжников.
История Сибирского тракта
В музее представлены оригинальные кандалы, которые местные жители нашли у себя в огороде.
История Сибирского тракта
Шли круглогодично, большими группами, и мужчины и женщины. Ночевали в избах крестьян.
История Сибирского тракта
История Сибирского тракта
Чтобы исключить общение , была введена этапная система. Группа конвоя водила каторжников по маятиковой системы этапирования. От этого пошла фраза «доставить живым или мертвым» - если каторжник умирал на этапе его тело доставляли на сверку. В пути каторжники находились от года до двух.

Что кается самого села Дебесы, то большую роль в его развитии внес Чернышевский – он способствовал созданию первой школы в селе.
История Сибирского тракта
Помимо Сибирского тракта музей рассказыает и о истории Дебес и окружающей местности. Один из памятников природы неподалеку - гора Байдурезь.
История Сибирского тракта

Древние удмурты верили, что гору Байгурезь оберегает добрый дух, заботящийся обо всех, кто живет поблизости. С ним связана одна из версий происхождения названия «Байгурезь»: «гурезь» означает «гора», а Бай – имя охраняющего ее духа. По другой версии, Байгурезь может означать «немая гора», и связано это с легендой о богатом мельнике, его дочери и глухонемом юноше, который отважился попытать счастья и, чтобы стать мужем красавицы, поднялся по крутояру на самую вершину горы, где обрел дар речи.
История Сибирского тракта
Чуть позже я заехал на эту гору,но ракурс съемки не передаст всю красоту места.
История Сибирского тракта
Удмурты были язычниками, и основной профиль был земледелие: животноводство, собирательство,  пчеловодство. Макет кузнецы..
История Сибирского тракта
Особое почитание у удмуртов было у медведя. Медведь был своеобразным священным животным - чтобы мальчик стал мужчиной он должен был принять участие в охоте на медведя.
История Сибирского тракта
В Дебесах была построена уникальная Троицкая церковь, прект которой был выкран у проезжающего по тракту архитектора.
История Сибирского тракта
Еще одна незаурядная личность - знаменитый самозванец Серафим Соловецкий, провозгасивший себя святым, родился в Дебесах. Он провозгласил себя История Сибирского тракта
Надо сказать что не всем крестьянам нравилось жить у тракта. Часть уходила глубже, новые наоборот приходили - в результате происходило смешение и культур и даже языков.
История Сибирского тракта
В заключении еще раз всем рекомендую посетить этот музей в Дебесах .
История Сибирского тракта
История Сибирского тракта
Всем удачи вне дорог!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Две морды, один хвост и шесть лапок. Одна морда мрачная, вторая хищная. Надо сфотографировать при хорошем свете, чтобы передать детали. Пока можете делать догадки, что это ...
Каждую субботу в течение последних лет полутора у нас в доме происходит один и тот же аттракцион. Называется "Скитер сортирует белье после стирки". Объясняю для непонятливых. В наличии имеется муж - одна штука, 39 лет. И сын - одна штука, почти 19 лет. ...
Новые стихи. В облюбованном местечке Тихо сесть, открыть тетрадь И начать плясать от печки. От чего ещё плясать? По невинному листочку Вьётся первая строка, Что терпеть не может точку, Потому что жизнь – река. И, закинув в речку сети, Получаем вновь улов, Потому что нет ...
"Есть такой старый анекдот, в 80-е был популярен. Два мужика ругаются, один другому внезапно кричит: "Ты СПИДом точно не заболеешь!" Второй растерянно спрашивает, почему, мол. Первый: "Да потому что ты - гондон!" Гогозкин - это Кассандра по модулю. Сссссссука, заклеил бы ему кто ...
В народе говорят: кто съедает в день хотя бы два яблока, тому не нужны врачи. А если два яблока съесть на ночь, то они снизят и отрегулируют содержание сахара в крови и количество холестерина в печени. А еще яблоки полезны при подагре, ...