7 августа 1987 года - 37 лет назад - в Ростовской области произошла страшная трагедия на железной дороге, одна из самых крупных в стране.
В тот день
товарный поезд на скорости врезался в ж/д станцию Каменская, а
после - в пассажирский состав. От трех вагонов не осталось ничего:
в результате 107 человек были найдены погибшими, еще 114
пострадали.Крушение называют самым масштабным в послевоенной
истории СССР, а по числу человеческих жертв — вторым после
катастрофы в Челябинской области в 1989 году.
Причины трагедии на железнодорожной станции КаменскаяПо официальным
данным, тяжелый грузовой поезд № 2035 был сформирован на станции
Армавир-1 в составе 55 вагонов-хопперов с зерном. Общая масса
поезда составляла свыше 5,5 тысячи тонн. В ночь на пятницу, 7
августа, состав прибыл на станцию Лихая. Здесь провели смену
локомотива на другой - ВЛ80, и локомотивных бригад. Поезд проверяли
и бригада, и осмотрщики. Но никто не заметил неисправности
тормозов.
В итоге состав стартовал в сторону станции Каменская, набирая
скорость. Машинист не мог остановить мчащий поезд, о чем и сообщил
диспетчеру. А дальше — паника, ведь на следующей станции стоял
пассажирский поезд «Ростов — Москва».
Повторно связаться с товарняком диспетчер не смог: помощник
машиниста держал в руках переговорное устройство, но сигнал не
проходил.
В то же время машинисту пассажирского поезда скомандовали срочно
отправляться.
ОДИН ИЗ ПРОВОДНИКОВ СОРВАЛ СТОП-КРАН
Вот только, когда состав пришел в движение раньше времени, один из
проводников по инструкции сорвал стоп-кран, чтобы обеспечить
посадку пассажиров. Уехать состав не успел...
В 1.30 на станцию Каменская на скорости порядка 140 километров в
час въехал товарный поезд. Через минуту на стрелочном переводе
разорвало автосцепку между первым и вторым вагонами, и последний
сошел с рельсов. Следующие же налетели уже на него и образовали
завал.
Тем временем электровоз с первым вагоном, груженым зерном, общей
массой в 288 тонн продолжили движение по пятому пути. И спустя 464
метра со скоростью более 100 км/ч врезались в хвост пассажирского
поезда, сплющивая вагоны со спящими людьми.
Вагон № 13, третий с хвоста, оказался серьезно поврежден, а два
последних, 14 и 15, раздавлены, сверху лежал разбитый
электровоз.
Тем временем в месте, где сошел с рельсов второй вагон, образовался
завал в 15 метров высотой из покореженных грузовых вагонов.
Последующие вагоны по инерции продолжали давить на впереди идущие,
так что некоторые зарылись в землю почти на десять метров.
Количество жертв и пострадавших при железнодорожной катастрофе в
КаменскеВ этой трагедии погибли 107 человек, из которых 104
пассажира, два проводника и электромонтер станции. В вагоне № 15 не
выжил никто. В 14-м остались в живых лишь три человека —
проводница-студентка и два пассажира: из тамбура при ударе
выбросило двоих человек, а одного - из головной части вагона.
При ликвидации последствий был смертельно травмирован током
электромонтер Ткаченко - он схватился за контактный провод,
оказавшийся под напряжением. И стал, таким образом, 107-й
жертвой.
— Когда товарняк налетел на поезд, электрик станции попытался
сделать заземление. Его убило статическим электричеством. Рядом
проходила вторая высоковольтная линия, - вспоминают очевидцы.
114 человек были ранены, в том числе члены локомотивной бригады
товарного поезда: помощник машиниста в момент крушения был в
машинном отделении, а машиниста выбросило через лобовое стекло на
дерево.
Ликвидация последствий катастрофы на железнодорожной станции
Каменская.Ночью в Каменске-Шахтинском был сформирован штаб по
ликвидации последствий крушения. На станцию были направлены
восстановительные поезда, бульдозеры, тракторы и краны. На помощь
прислали военных, спасателей, милицию, заводчан и студотряды.
Ночью включались
прожекторы, чтобы работа не останавливалась.
К утру все раненные были эвакуированы и отправлены в больницу.
Рабочие и студенты собирали рассыпавшееся зерно, а служивые искали
оставшихся под завалами людей.
Алексей Кучеров, который в то время служил в пожарной охране МВД, в
ту ночь ехал на поезде в родной Каменск-Шахтинский, но движение
было остановлено. А на утро его вызвали помогать разбирать
завалы.
— Определили, где примерно находился каждый пассажир, и разделили
территорию на участки. Прочесывали каждый сантиметр. Искали каждого
по лоскуткам от одежды, каким-то вещам. Складывали отдельно каждую
косточку, — вспоминает Алексей.
Сам мужчина говорит, что старался сохранять спокойствие, ведь по
долгу службы приходилось видеть всякое. Но у многих коллег, даже
самых крепких, сдавали нервы.
— Падали в обморок, плакали. Конечно, картина была страшная. К
такой трагедии подготовиться нельзя. Но в любом случае нужно было
найти людей.Расследование причин железнодорожной трагедии в
Каменске-ШахтинскомОказывала помощь пострадавшим и устанавливала
причины катастрофы правительственная комиссия во главе с
зампредседателя Совета министров СССР Геннадием Ведерниковым.
Выяснилось, что электровоз, который вел товарняк, был построен в
Новочеркасске на заводе НЭВЗ всего за четыре года до
катастрофы.
А при исследовании вагонов после крушения комиссия обратила
внимание на последний вагон, единственный уцелевший. Он был в
заторможенном состоянии даже через несколько часов, хотя у
локомотива колодки были сточены почти полностью. Тогда и
выяснилось, что помощнику машиниста сдающей бригады не удалось
закрыть кольцевой кран тормозной магистрали со стороны первого
вагона. Он пропускал воздух, и давление не давало разъединить
рукава тормозной магистрали, поэтому было решено перекрыть кран
между шестым и седьмым вагонами.
Но принимающей бригаде депо Россошь об этом сообщено не было:
машинист и помощник, а также осмотрщики на это внимания не
обратили. Кроме того, железнодорожники рассказывали, что в ту ночь
на Лихой скопилось много поездов, и тормоза проверяли в спешке. Как
итог, 49 вагонов из 55 во всем составе были отключены.Кого наказали
за крушение поезда в Каменске-ШахтинскомПомимо человеческих жертв,
подсчитали и материальные потери. Они составили около 1,5 млн
советских рублей. Из-за завала по первому пути движение поездов
было прервано полтора часа, а по второму — на три с половиной
дня.
В обнародованных материалах дела указано, что подозреваемыми
числились поездной диспетчер и дежурный по станции Каменская за то,
что не подготовили безопасный маршрут для неуправляемой машины. А
также осмотрщики вагонов за проверку тормозов с грубыми
нарушениями. И локомотивная бригада пассажирского поезда № 335,
вовремя не убравшая пассажирский поезд, а еще проводник вагона № 10
за то, что сорвал стоп-кран и помешал отправлению.Уже в ходе
расследования с сотрудников станции были сняты подозрения:
выяснилось, что из-за защитной блокировки стрелок они не могли
ничего сделать. Локомотивную бригаду и проводника пассажирского
поезда тоже не стали судить. Кроме того, не пошла под суд и
локомотивная бригада товарного состава: помощника машиниста сильно
покалечило, а сам машинист стал инвалидом.
В итоге суд состоялся над двумя осмотрщиками вагонов. В ноябре 1988
года их осудили на 12 лет колонии. Был снят с должности начальник
Юго-Восточной железной дороги, к которому относилось Лиховское
отделение. Оно было передано СКЖД.
Память о трагедии на железной дороге в Каменске-ШахтинскомКак
вспоминает Алексей, в городе о катастрофе говорили мало, не
объявлялся траур. Спустя годы в медиапространстве об этом крушении
вспоминают по интервью актера Игоря Ливанова. В пассажирском поезде
погибли его жена и восьмилетняя дочка.
Но местные жители после трагедии установили деревянный крест, а уже
в 2010 году СКЖД заказала на местном машиностроительном заводе
новый памятный поклонный крест из металла.