История открытия Рамессеума, выдающая тайну его достройки
eto_fake — 22.07.2024 Видимо, первые фото Рамессеума 1850-51 годов.Рамессеум, заупокойный храм фараона Рамсеса II XIII века до н. э., относится к топ-памятникам Египта. Этот прекрасный, величественный памятник давно и заслуженно входит в золотой фонд наследия ЮНЕСКО и человечества, пользуется успехом у публики. Но вопрос, когда его реально достраивали, легко читается, если просто посмотреть внимательно наследие ученых, оставивших описание Рамессеума.
Первым изобразил Рамессеум датчанин Фредерик Норден (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742), бывший в Египте в 1737-38 гг, чья книга Путешествие из Египта в Нубию оказалась в распоряжении издателей в 1744 году, была издана посмертно в Копенгагене в 1755 году и переиздана в Лондоне в 1780 году, в Париже в 1795 году и т.д.
Далее памятник изобразил член научного корпуса Наполеона и будущий основатель Лувра Доминик Виван-Денон (Dominique Vivant Denon, 1747-1825), бывший в Египте в 1798-1801 годах, издавший труд об этом посещении Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту в 1802 году.
В эти же годы его зафиксировала Комиссия Наполеона, издавшая соответствующий том с описанием Рамессеума в 1812 году.
А вот так выглядел реальный памятник. Фото якобы 1890 года, оба приписаны Паскалю Себаху, хотя фотограф умер за 4 года до этого. Но он действительно жил в Египте и снимал его с 1873 года.
Что больше всего смущает - так это многотонные блоки, висящие слева вопреки законам физики, и полное отсутствие каких-либо частей, обломков строений под и рядом с ними. Глупо исполнен проект. Что-то ведь там должно быть в земле, а заодно отвалиться со стены, оставив висеть эти дуры... Нет ничего, огромная часть постройки отсутствует. Недодумал проектировщик памятника, исполнил без головы прораб.
Этой части памятника очевидцы не видели своими глазами, но имели примерное представление, как она будет выглядеть. То есть как всегда работали по эскизу.
У Нордена на стене пляшущие человечки на фоне из всевозможных предметов. Эскиз или проект явно из тех же времен, когда у паломника Суханова на делавшейся Игле Клеопатры были "сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя". Принципы египетского письма еще не изобретены, стилистика египетских барельефов не выработана.
У Денона и Комиссии стена вообще пустая.
А кроме того, число колонн у всех разное. Форма и высота стены существенно разные. Размер блоков, число рядов в стене разные. Элементы над капителями, архитравы и перекрытия у всех разные. Ничего не совпадает с реальным объектом, кроме идеи примерно такой стены и колонн.
В реале эти многотонные блоки, висевшие тысячи лет над пустым местом вопреки законам физики (т.е. на чугунных балках в формованной смеси, больше не на чем) оформили как часть утраченных во тьме веков и песке времен ворот. Отчасти повторив эскиз Комиссии.
А присмотритесь-ка к правому нижнему углу))
Тут лучше видно.
Кто бы вы думали отметился там?
Наш пострел везде поспел.
Карло Видуа, собственной персоной. Представитель цеха создателей истории, оттиснувший в 1820 году множество автографов на памятниках Египта, в том числе откопанных археологами десятилетия спустя, инициировавший создание концептуального памятника - Храма Сети II , появившегося в Карнаке, науке и на картах ученых спустя без малого четыре десятилетия после посещения.
Прибыл и дал указание делать стену, а после начала работ завизировал ее в самом низу, на первых рядочках формованных блоков.
Причем, видно, что едва куратор поставил визу и отбыл, как кто-то сердито затер его фамилию, по уже изрядно затвердевшей поверхности, вдавливая в нее пальцами и скребя ногтями по сырому))
Непростые отношения царили в верхушке цеха строителей Египта под финиш возведения топ-памятников. Благодаря в том числе и им мы сегодня видим это строительство.
*
И сюда же, до кучи, коль скоро про Рамессеум.
Не одними автографами и очевидцами подтверждается возраст памятника.
Еще, например, этой железякой в перекрытии.
Как ни замазывают великий Рамессеум, а отщелкиваются "камень" и вылазит посторонний металл. Законы физики, увы.
Ума и здоровья.
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.