История Оренбурга с немецким уклоном
vgannaa — 03.04.2024 В Проходимцах тема "День историка". Оказалась около парка Перовского, сфотографировала монумент Шморелю и решила немецкую тему выбрать.Немецких деталей в истории нашего города немало, начиная с самого названия - Оренбург, что в переводе с немецкого означает «крепость на реке Орь». Название города было дано как дань "немецкой моде" той эпохи (город был основан в 1735 г. при Анне Иоанновне).
С начала истории строительства Оренбурга было немало архитекторов-строителей немецкого происхождения, например Мюллер (Миллер) Иоганн Вернер, который приехал в Оренбург в 1746 году из столицы. В Оренбурге он выполнил большое число гражданских построек. Один из самых известных гостиный двор. Это было одним из самых первый капитальных сооружений нового города. Построили гостиный двор для развития торговли с народами Азии. В XVIII веке Гостиный двор выглядел одноэтажным зданием с глухими стенами со стороны улицы. У него было 4 бастиона, которые выстояли до наших дней. Теперь Гостиный двор выглядит по другому.
В историческом виде сохранился лишь его юго-западный угол, что у перекрестка улиц Пушкинской и 9 Января. Над воротами с улицы 9 Января в Гостином дворе была расположена надвратная колокольня с куполом, там сейчас как раз идут реставрационные работы.
Очень мы любим наш Гостиный двор со всех его 4-х сторон
Еще одно известное строение Иоганна Вернера Мюллера - Введенский сбор был заложен в 1755 году на берегу Урала, где купол было видно очень далеко. Уничтожили церковь 18 июля 1931 года, разрушив до основания. На месте алтарной части храма возвели туалет, а остальной фундамент зарастал травой. Чертежи храма сохранились чудом. Именно по ним в 2007 году начали восстановление первого кафедрального Введенского собора Оренбурга. Это чуть ли не единственная церковь, которая, можно условно сказать, выстояла до наших дней с XVIII века.
Еще один очень известный немец Оренбурга, прусский поданный Карл Андреевич Фишер, в 1878 году в Оренбурге открыл фотоателье, ставшее одним из лучших в городе. Стал он потом легендарным московском "фотографом императорских театров и университета", председателем Русского фотографического общества. У меня есть чудесный альбом его фотографий, собранный нашим краеведом А.Исковским, перелистываю его часто. Большая часть видов Оренбурга из этого альбома была передана в 2016 году музею фондом "Евразия", как дар немецкой семьи Зюр из Германии. Это потомки булочника Фокеродта, у которого Фишер арендовал помещение под фотоателье вот в этом одноэтажном здании.
Находится это здание напротив сквера Полины Осипенко. Ранее на этом месте стояла Петропавловская церковь построенная в 1757-1760 гг., затем она сгорела и возобновлена в 1809 году. В 30-х годах прошлого столетия церковь разрушили и на месте пустыря организовали сквер с фонтаном «Бармалей», типовым фонтаном, стоявшим во многих городах Советского Союза. Фонтан просуществовал до 70-х годов. В 1998 году в сквере установили памятник Пушкину и Далю. В память о Петропавловской церкви основание памятника выполнено в виде равновеликого (греческого) креста.
Владимир Даль еще один великий человек с немецкими корнями, давший много для города Оренбурга. Сын лингвиста и медика, датчанина по национальности Ивана Матвеевича Даля и немки Марии Христофоровны, урожденной Фрейтаг. Врач, этнограф, фольклорист, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», приехал в Оренбург в 1833 году (в 32 года) начинающим писателем, а уехал в 1841 году уже известным автором произведений, которые печатались в лучших русских журналах. Он познакомил русскую читающую публику с народными сказками и песнями, бытующими в Оренбургском крае, с яркой и меткой народной речью.
От этого места, где стояла Петропавловская церковь перехожу к другому известному оренбуржцу-немцу, которого крестили как раз в этой церкви в 1917 году - Александру Гуговичу Шморелю. Отец Шмореля, доктор Гуго Карлович, был немцем, предки которого переехали в Россию в середине XIX века из Восточной Пруссии. Дедушка Александра, Карл-Август, был купцом 2-й гильдии и основателем первого в Оренбурге парового лесопильного завода. В 1921 году отец Шмореля, женившийся вторым браком на дочери владельца пивоваренного завода в Оренбурге Егора Гофмана, переехал с сыном Александром и новой женой в Мюнхен.
Позже Александр станет героем немецкого Сопротивления, создателем подпольной антифашистской группы «Белая роза», а еще и православным новомучеником,.
«Возблагодарим Господа за силы, которые он нам дает в борьбе с сатаной. Пусть мы погибнем, но зато у многих немцев откроются, наконец, глаза», — так сидя в камере смертников писал своей сестре Александр Шморель. В феврале 2012 года новомученик Александр Мюнхенский был прославлен как местночтимый святой Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Мемориал отважному студенту-медику поставили в Оренбурге на территории 3-го учебного корпуса Оренбургского государственного медицинского университета. В честь героя-антифашиста были учреждены степендии, их присуждают двум студентам германистики ОГУ и двум – ОГПУ. Первую выплату обычно начисляют в день рождения Шмореля, а потом ежемесячно в течение года.
Лик новомученика на иконе, обращенный к Парковому проспекту, выполнен по образу, находящемуся в Мюнхенском соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Перескакиваю к дому, связанному с немецкой темой. В середине XIX века на улице Николаевской строится деревянный одноэтажный дом, в котором родится выдающейся учёный-радиотехник, основоположник отечественной школы кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал-инженер, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда Аксель Иванович Берг (1893-1979). В конце XIX века в это доме живет семья отставного генерала, бывшего начальника штаба Оренбургской бригады Ивана (Иоганна) Александровича Берга (1830-1900), лютеранина, имевшего шведско-финско-немецкое происхождение. В 1893 году в семье отставного генерала родился сын, названный Акселем. В доме на Николаевской будущий академик прожил до 6-летнего возраста – в 1900 году после смерти отца семья переезжает в Санкт-Петербург. Дом смотрится совсем невзрачно (кстати, сейчас дом ждет реставрации и с этой стороны завешен баннером), но по архивным данным в 70-е годы XIX века деревянный одноэтажный дом имел 12 комнат. В доме было 6 голландских печей и одна русская, во дворе 3 флигеля, где устроены 13 комнат, кухня, прачечная, людская, холодные службы, 2 каретника, 3 погреба и 2 сарая. Во двор был проведен водопровод, при доме имелся фотографический павильон. Считается, что тогдашний вид дома запечатлен на одной из фотографий Карла Фишера.
Такой вид на мою любимую улицу от дома Берга (со стороны улицы Советской он розового цвета) был в прошлую пятницу.
К сожалению, все старинные лютеранские церкви Оренбурга были уничтожены в советское время. Сейчас работает вновь отстроенная Евангелическо-Лютеранская Церковь на улице 8-го марта.
Какая лютеранская церковь без органа, и какой орган без исполнения Баха:-)
Что за святая во дворе видна не знаю.
13. И напоследок фото "Немецкого подворья" нашего комплекса «Национальная деревня». Комплекс состоит из 10 подворий, построенных и декорированных с соблюдением национальных традиций. В каждом дворе есть свой музей истории, культуры и быта. В некоторых подворьях работают библиотеки, издаются газеты и информационные листки на национальных языках. На немецком дворе «Национальной деревни» есть две постройки. Одна — традиционный дом Германии, вторая — жилище оренбургских немцев. На немецком подворье проводят праздники: День немецкой культуры, Рождество, Пасха. Летом работает лингвистический лагерь для школьников.
Конечно немецких деталей в городе гораздо больше, но уж куда успела дойти после выписки из больницы.
|
</> |