История одного брака
feministki — 06.04.2016 Несколько цитат из романа "Игра судьбы, или противозаконная любовь"Н. Дуровой (да, той самой кавалерист-девицы из "Гусарской баллады")
"Лидин только что определился на службу в том городке, где отец Елены был чиновником. Он вовсе и не думал о женитьбе; но как он был собою молодец, довольно ловкий с дамами, довольно вежливый со старухами, довольно образованный, довольно сведущий по тамошнему месту, довольно буйный, довольно развратный, то мать Елены, не имевшая о двух последних его качествах никакого понятия, потому что он тщательно скрывал их, и пленяясь только видимыми достоинствами, в душе нарекла его своим зятем и, сообразно с этою целью, стала приглашать его то на вечер, то на обед, то на гулянье за город, - и таким образом мало-помалу он сделался наконец вседневным гостем в их доме; на Елену смотрел он равнодушно, любовь была для него чувство вымышленное; никогда ни малейший отголосок ее не отзывался в его чугунном сердце, но, однако ж, глаза его видели предметы точно так же, как глаза всех других людей; например, он очень хорошо видел, что Елена необыкновенная красавица, что лебединая грудь ее и шея полна жемчугу, что шкафы старого Г*** полны серебра, сундуки полны дорогих тканей и мехов, кладовые полны всем; хорошо понимал, что лестно быть владетелем всего этого, и, наконец, был совершенно уверен, что от него зависит сделаться им; ко всему этому он видел, понимал и был уверен, что его любят страстно"
"...благоразумная матушка, до сего времени терзавшаяся страхом, чтоб ее дочь не осталась в девках, теперь успокоилась: Леночка замужем! Леночка пристроена! Однако ж она еще дитя! ей не исполнилось четырнадцати лет! страстная любовь ее к Лидину точно ли любовь? ответ на этот вопрос может дать одно только время. Что-то скажет свет, кого обвинит, когда Елена, в лета развития ума, пробуждения чувств, увидит, какое недостойное существо идет о бок с нею по дороге жизни; увидит и, по неотъемлемому праву человека управлять самому своею волею, отдалится от ненавистного товарищества!.. и это еще будет лучшее; но если она пойдет иначе!.. тогда злобный свет, наверное, оставит в покое глупую мать, слабого отца, подлого мужа и обрушится всею тяжестию неправого суда своего на бедное четырнадцатилетнее дитя!.."
- 'Нет, я заезжал проститься к Верочке и Дунюшке'. - 'Какой вздор! ты шутишь!' - 'Нет, право, не шучу! я сейчас от них'. - 'Возможно ли!., от такой красавицы жены!., два месяца как женат!., и поехал к двум известным негодяйкам!.. Лидин? человек ли ты?..' (что примечательно, Лидину выговаривает мужчина)
'Да, матушка! прибавьте к этому: такая красавица! четырнадцати лет, с несметным богатством!' - 'Ну что касается до несметного богатства, то я думаю, что новобрачный скоро ему сделает смету'. - 'Да и я тоже слышала, что для этого конца он начинает хорошо: неделю тому назад он проиграл три тысячи рублей; теща поговорила с ним крупно; зато он дня три не говорил ни слова с женою, которая чуть не растаяла от слез на груди своей матери, и вот старуха купила ей примирение с мужем за новые три тысячи'. "
"Старание Елены прятать лицо от матери так встревожило эту последнюю и такое странное подозрение внушило ей, что она сильно подняла дочь свою с места. 'Елена! смотри мне в лицо', - сказала она таким голосом, по которому Лидина поняла, что мать ее отгадала все. Она подняла голову, взглянула на мать и в ту ж секунду упала, рыдая на грудь ее... Правая щека молодой женщины горела багровым огнем... 'Так вот уже как?..' - произнесла Г*** глухим, могильным шепотом! Она села опять на свое место; посадила дочь к себе на колена и сильно жала ее к груди своей, говоря прерывающимся голосом: 'Дитя сердца моего! драгоценнейшее сокровище мое, простишь ли ты мать свою, что она толкнула тебя в бездну зол! что мне теперь делать?.. "
"После стола Лидин посадил жену к себе на колени и хотел было поцеловать, но, увидя что у нее глаза красны от слез (дело происходит на поминках отца (!) бедной Елены), грубо толкнул ее с коленей: 'Опять плакала, вот нестерпимая плакса! скажи, пожалуйста, чего ты воешь с утра до вечера?., вечные слезы!., черт возьми такое супружество! пила бы вот лучше по-моему: жена во всем должна подражать мужу!!"
"Между тем Лидин, два года женатый и ни о чем так мало не думавший, как о своей жене, совершенно предался всем излишествам: он пил, играл, мотал и содержал любовниц. Старуха теща с год томилась еще, наконец пала под бременем горести и раскаяния; за час до смерти она собрала последние силы и стала пред дочерью на колена: 'Дитя мое! прости меня!.. ты погибла! но я... я, несчастная, хотела тебе лучшего! я хотела тебя пристроить!..' Горестно рыдая, подняла Лидина мать свою и отнесла ее на постель; через час она обнимала уже бездушное тело... она (Елена) теперь одна, совершенно одна, беззащитно предана во власть мужа - буяна, пьяницы и картежника! Страстная любовь, помогавшая ей извинять и переносить терпеливо подлость поступков его, от жестокого обращения погасла, и в душе ее не осталось другого чувства, кроме страха. В полном смысле следовала она приказанию, возглашаемому в церкви: 'жена да боится своего мужа!' и боялась своего, как лютого зверя. "
А от этого пассажа мороз побежал по коже. Почти двести лет прошло, а воз и ныне там...
"Ей только двадцать три года; она цвела бы так же, как эта весна!.. кто ж виноват? кто причиною стольких страданий? кто помог ей взойти на эту высочайшую степень человеческого злополучия? Муж?.. статочное ли дело?.. Муж поступал, как и все молодые люди поступают! Что за беда, если он когда выпил лишнее! Для мужчины это не порок! 'Хорошо!.. а картежная игра?' - 'Умная жена пусть удерживает от этого просьбами, советами'. - 'А если эта жена ребенок, не способный советовать? если на ее просьбы отвечают бранью и толчками?' - 'Перетерпи! Она на то жена; должна уступить!'- 'Пусть так; но неверность! развратное поведение!' - 'Вот еще что! его не убыло! Где ни ходит, а все ее муж!' - 'Но где ж ей было все это сообразить? ей не было еще четырнадцати лет, она дитя! ее милый Serge старее ее вдвое; его обязанность была щадить юную подругу свою...' - 'Нет, нет! что ни говорите, Елена гораздо виноватее своего мужа!.. ништо ей!.. За чем пошла, то и нашла!..' Все разговоры и суждения о несчастной страдалице оканчивались так; все единодушно обвиняли ее; о молодости, незрелости ума слышать не хотели; по их, это было оправдание химерическое, нелепое... 'Она сама всему виновата', - говорили они, махнув рукой; я не защищала ее!.. к чему? и для чего? все равно уже для страшной, изуродованной Елены, хорошо или дурно о ней думают. Ей нужно теперь одно только милосердие бога, потому что преступная связь с Гаметом тяжело легла на совесть ее, и невыносимые страдания ее одни только могут выкупить столь тяжкий грех."
Также во время одной безобразной сцены Лидин принуждает Елену пить шампанское буквально над трупом скончавшейся ее матери "в доказательство любви" и в целом целенаправленно делает из нее алкоголичку. Надо заметить, что от современных людей подоплека конкретно этого издевательства может ускользать. Алкоголь выбран как орудие мучений не просто так. Пить вино сверх меры для приличных женщин не просто считалось предосудительным. Одним из способов "развлечения" праздных господ было заставлять пить алкоголь своих содержанок и\или проституток (и притом желательно водку). Похвалиться "смотри как моя Манька водку жрет!" было частью такой бравады. Лидин, потчуя свою жену "гуманным" шампанским, также низводит ее до уровня уличной девки, смешивает ее с грязью, утонченно играя на ее влюбленности в него.
А в целом роман хорошая иллюстрация того, как "здорово" жилось женщинам раньше-ни деньги, ни красота, ни покладистый нрав влюбленной по уши бедной девочки не спасли ее от жестокости мужа, не будь которого, Елена была бы несомненно счастлива.
|
</> |