История кошек
alandinna — 16.03.20111. Древнеегипетская история кошек
Египтяне почитали кошек и считали их священными животными. Точная дата одомашнивания кошек древними египтянами неизвестна, но найден письменный источник, указывающий на 3400 год до нашей эры, когда практичными египтянами было широко распространено использование кошек при истреблении грызунов в зернохранилищах.
Обожествление кошек и животных, относящихся к их виду (например, леопардов) было связано с поклонением богине плодородия Баст, которая изображалась в виде женщины с головой кошки. Именно поэтому убийство кошки каралось смертной казнью. Иметь статуэтку кошки считалось благоприятным, именно поэтому до нашего времени дошло множество разнообразных статуэток и даже изображений кошки.
Неоднократно египтяне попадали в различные ситуации, и на их счет можно записать даже военные поражения, которые они терпели из – за нежелания причинить вред кошке, чем охотно пользовались их соперники.
Особым образом и хоронили кошку, ее мумифицировали точно так же, как человека и чаще всего хоронили в храме богини Баст. В храме этой богини уже в наши дни было обнаружено самое масштабное захоронение представительства кошачьих – порядком девятнадцать тонн кошачьих мумий.
Популярность кошек достигла самой высшей точки в Египте, и местное население даже хоронило животных другого вида в мумиях формы кошки. А если умирал хозяин кошки, то животное умерщвляли и хоронили вместе с ним.
Популярность культа Баст, при котором кошки почитались, как божество длился в Египте вплоть до 390 года. После этого он был запрещен.
Когда о египетских кошках узнали римляне, то произошло мгновенное распространение этого типа животных за счет многочисленных римских колоний в Европе. Так кошки появились и в других странах.
2. Кошки в древней Азии.
Всем известно, что и Япония, и Китай в древние времена славились своей развитостью. Но у каждого из народов оставались свои мнения о кошках. Итак, как же относились к кошкам в этих странах?
Первое упоминание о кошке в древнем Китае можно считать около 600 лет до н.э. Описана кошка в Книге песен и изображается как священное животное Мао.
Отношение к кошке среди народов Азии можно проследить по календарю, дошедшему и до наших дней. В цикле японского и вьетнамского календарей, состоящих из двенадцати лет, символ кота присутствует, в то время как китайцы исключили кота из списка животных своего календаря. Упоминается он только на втором плане, то есть год кота стал годом Кролика.
С этим связана старинная китайская легенда, согласно которой китайский календарь летоисчисления был создан по присутствию животных, собранных во дворце императора. Приглашения отправляла крыса, которая умышленно не известила кошку о важном приеме. Еще по одной легенде коварная крыса сбросила кошку в реку, когда они переплывали ее сидя на спине быка. Поэтому кошка опоздала на создание календаря и не получила свое место.
Япония познакомилась с кошками только в VI веке и поначалу эти звери считались великой наградой, передаваясь на воспитание только лично из рук императора. Но потом, очарование и магнетизм кошек иссякли, их объявили демонами, а кошачий хвост приравняли к змее, которая живет независимой жизнью и кошек стали сторониться, а хвосты купировать. Эта традиция прекратила свое действие после 1602 года. Но до сих пор можно встретить старинную фреску или рисунок, изображающий бесхвостую кошку.
Индия, подобно Египту поклонялась кошке, олицетворяя ее с богиней материнства Сашт, которая изображалась кошкой и имела статус хранительницы очага.
3. История кошек на Руси.
Считается, что кошки появились на Руси в седьмом веке. Именно тогда о них первый раз было упомянуто в древнерусских летописях и просто в письменных источниках.
Сама кошка была окружена мистической тайной и загадкой. Ее олицетворяли с женским началом, поэтому кошка должна была хранить очаг. Кроме того, по старинному русскому поверью, чтобы домовой хорошо ужился с кошкой необходимо приносить в дом котенка, окрасом совпадающего с цветом волос хозяина дома.
В противном случае кошка могла приобрести нелюбовь домового и злейшего врага в его лице, что приносило в избу раздор и ссоры.
Ценилась кошка, как истребитель грызунов и защитница урожая, а потому цена ее была очень высокой и только зажиточные люди, могли себе позволить такую роскошь, как обзавестись кошкой. Наличие кошки в доме указывало на благополучие в семье и высокий социальный статус хозяина. И только к шестнадцатому веку, простой люд получил право также заводить этих животных.
Кошки быстро приобрели всеобщую любовь народа. У мужчин они пользовались уважением как хранительницы очага, женщины их обожали за ласковость и индивидуальность облика.
Не обошли стороной кошку и царские приказы. В одном из них, подписанным Петром I говорилось, что владельцы амбаров обязаны были завести кошку для охраны амбара и устрашения грызунов. А императрица Елизавета была неравнодушна к виду котов, проживающих на территории Казани, и приказала приказчикам привезти ей, однажды, не менее тридцати котов, для охраны царских покоев в частности и императорского дворца в целом.
Кстати, традиция охраны кошками королевского дворца довольно популярна и в наше время. Недаром Эрмитаж содержит «штат», достигающий более полусотни котов и кошек, используемых в прямом смысле для охраны произведений искусства.
4. Кошки в Европе
Во всех странах, кроме Европы кошки не получали ничего иного, как почет и уважение.
Как известно, в Европу кошки попали по инициативе римлян. Именно они, увидев кошек, у египтян начали распространять их по странам Европы, где у них были колонии. И кошки прижились.
После распространения кошек по всей Европе они стали постоянными обитателями в монастырях и храмах. Кошки были единственными существами, которых разрешали держать в женских монастырях. Морякам предписывалось обязательно держать на корабле несколько кошек. Все это происходило до тех пор, пока в Европу не пришла католическая вера.
Католики моментально объявили кошек исчадием ада и начали на них охоту. Кошек пытали и убивали и даже придумывали изощренные методы пытки. Особенно доставалось черным кошкам. Именно их чаще всего называли пособниками ведьм и сжигали как еретиков. Кошек в то время даже вешали, чтобы душа не смогла перевоплотиться. Позже стали считать, что это сами ведьмы превращаются в кошек и гонения усилились
.
В то время тысячи кошек были истреблены и уничтожены. В одной из стран Европы долгое время проходили недели поста. На 14 день такого поста все жители города выбрасывали кошек из домов на мостовую, предварительно свернув им шею. Те, у кого дома проживала кошка, объявлялись пособниками дьявола и подвергались смертной казни.
Спасло кошек нашествие чумы на страны Европы, которое принесли с собой полчища крыс. Резкое уничтожение кошек принесло возросшие в несколько раз полчища крысЮ зараженных чумой. Люди умирали, не в силах ничего сделать и только, оставшиеся в живых кошки сумели прогнать и истребить отряды крыс.
После этого кошки были обелены перед лицом папы, а французский ученый, даже написал трактат, в котором восхвалял пользу и смелость кошек.