История как продажная девка тирании

топ 100 блогов catofoldmemory28.09.2025

Проблема того, что история активно используется в политических целях, весьма сложна. Пишут на эту много и крайне любопытно, какие точки зрения продвигают на Западе. С нынешней РФ всё предельно ясно — что начальство прикажет, то и будет истиной о прошлом. Достаточно вспомнить недавнее заявление Лаврова «Это в западном стиле было выстраивать "берлинские стены"», чтобы понять насколько грандиозную ложь о прошлом власти РФ готовы использовать в своих пропагандистских интересах. 

 На «Фантлабе» один из пользователей выложил интересную рецензию на фантастическую книгу «Making History» британского писателя Тома Холта (пишет под псевдонимом К.Дж. Паркер). Из-за СВО Холт больше не работает с Россией, так что русский перевод этой книги мы не увидим в обозримом будущем. А книга то любопытная. Помимо прочего, как свидетельство о том, что и на Западе начинает преобладать мнение, что истина как таковая бессмысленна и потому поиск правды о прошлом бесполезен и не нужен. Так что выбираем удобное и выгодное нам прошлое и не испытываем никакой вины за намеренную ложь. Понятно, что продвижение именно такой точки зрения выгодно властям. И вот тут перед каждым историком встает вопрос, на который он должен себе ответить. Согласен ли он с этой точкой зрения на истину о прошлом и потому становится не историком, а работником пропагандистского аппарата, готовым создать и поддержать любую выгодную заказчикам ложь. Или же он не станет брать грех на душу и останется историком, то есть человеком, задача которого узнать о прошлом максимально точную правду, даже если эта правда будет неприглядная, ненужная и неудобная. Пропагандист ложь создает, а историк ложь разоблачает. Потому смешны отечественные деятели, которые публично гордятся своими заслугами как пропагандистов и прислуги властей, но при этом требуют к себе уважения от общества и коллег как к историкам. Каковыми никак не являются, несмотря на все официальные справки.

И таки да — особо надо подчеркнуть один важнейший момент. Как только общество и историки смиряются с тем, что любое знание о прошлом будет ложным и это по факту не имеет никакого значения, если ложь выгодна, то следующим логичным шагом будет смирение с ложью о настоящем, переход в принципиальный отказ от правды об окружающем мире и его устройстве. Это мечта пропагандистов — получить столь смиренный человеческий материал в свое полное распоряжение, когда люди верят с готовностью и легкостью всему, о чем будет объявлено официально. Однако же итогом этого процесса станет гибель общества и самой власти. Власть, которая обманывает людей ради своей, а иногда и ради общей выгоды, неизбежно будет в итоге обманывать и саму себя. И станет принимать решения, исходя не из реального мира, а из фантастического представления о нем, что всегда пагубно для страны. Сперва упоённо врать, что наша страна никогда не проигрывала войн, чтобы разыграть пропагандистские карты, а потом самим так прочно в это уверовать, что в итоге беспечно развязать крупный военный конфликт, напрочь не думая о последствиях. Пример войдет во все учебники истории.

Всё, построенное на лжи, непрочно и гибельно. Поиск истины — это не блажь, а метод спасения общества от краха. Когда при высокой температуре у пациента докладывать о том, что у него температура здорового человека, болезнь без принятия мер по излечению станет смертельной.    

Далее с сокращениями текст с сайта «Фантлаба» (автор — пользователь Алексей 121).

«Повесть начинается с размышления о том, с чем можно сравнить историю. Например, с каменным углем, который легко принять за минерал, но это не так. На самом деле уголь — это миллионы и миллионы листьев, сваленных в одну кучу, под собственной тяжестью застывших и уплотнившихся. Также и исторические записи, делающиеся день ото дня на протяжении множества поколений превращаются в незыблемый монумент, памятник прошедшим столетиям.

Либо же повесть можно сравнить с мелом. Мел — это не обычная порода. На самом деле это кости, миллионы и миллионы костей, спрессованных под тяжестью веков. История соткана из костей — бесконечных жертв, братских могил, погребенных под невообразимым грузом вины, пока они не будут сдавлены достаточно сильно, чтобы на их фундаменте можно было строить настоящее.

А затем Паркер рассказывает свою историю, которая показывает, что и то и другое сравнение не более чем поэтическая идеализация, а само восприятие истории, в том числе и рассказанной на этих страницах, как чего-то правдивого, вряд ли возможно.

Начинается она так: свежеиспеченный тиран собирает группу историков и искусствоведов, давая нетривиальную задачу: раскопать руины города, величественной цивилизации прошлого, очага культуры и искусств, который был сметен с лица земли ордой варваров. Одна беда, этого города никогда не существовало, а его появление нужно исключительно по политическим мотивам, чтобы шельмовать соседей по карте, выставив их потомками тех самых варваров, а в дальнейшем подготовить фундамент для войны, которая должна восстановить историческую справедливость. Естественно, нужно воспроизвести раскопки так, чтобы ни одна живая душа не усомнилась в их подлинности.

Главный герой — лингвист, занимающийся изучением мертвых языков. Он способен по крупицам восстанавливать лингвистические знания, и описанию тонких моментов работы историка-лингвиста уделено немало времени... главному герою вместе с группой ученых необходимо подделать исторические находки (автор, в очередной раз, не поленился закопаться в матчасть и очень подробно расписал методику фальсификации артефактов и те неочевидные детали, которые при этом нужно учесть) и при этом каким-то образом остаться в живых, ведь весьма вероятно, что получив желаемые свидетельства, тиран захочет избавиться ото всех, кто знает правду. Но в определенный момент Паркер почти по-филипдиковски повышает ставки: чем дальше герои продвигаются в фальсификации прошлого, тем сильнее убеждаются, что город, который они раскапывают, существовал на самом деле.

В речи случайно встреченных в порту моряков, герой узнает слова выдуманного им языка. Неожиданно в руки попадает религиозный текст, косвенно подтверждающий выдуманную ими легенду, и, опять таки, написанный на только что выдуманном языке.

Возможно ли такое, что они сотворили подделку настолько совершенную, что неосознанно восстановили давно канувшее в глубины веков прошлое? Или же сама ткань истории настолько зыбка, что меняется от одной лишь попытки фальсификации, подобно природе света в опыте с двумя щелями? Либо же, кто-то еще более могущественный ведет свою, не до конца понятную игру? ...

Концовка, к разочарованию многих, что нашло отражение и в отзывах, оказалась нигилистической. В одном из последних абзацев автор прямо пишет: «Вот почему, когда я говорю "нахер правду", я не лукавлю. Я не испытываю ненависти к правде, она не оскорбляет меня, ничего подобного. Я не думаю, что можно ненавидеть то, чего на самом деле не существует. Я бы сравнил правду с драконами и единорогами. Все знают, как они выглядят и чем занимаются, а живущие в городе, вероятно, знают о драконах и единорогах больше, чем о коровах и козах. В этом смысле драконы и единороги реальны; в этом смысле реальна и правда. Могу я описать дракона или правду? Ну или хотя бы нарисовать? На самом деле, я не очень хорошо рисую. Встречу ли я когда-нибудь единорога или правду? Не думаю. Беспокоит ли меня это? На самом деле, нет».

Поиски исторической правды заранее обречены на провал, именно к такому выводу приходит герой. Существовал ли тот самый город на самом деле? За десятками фальсификаций и разрушений подлинных памятников, сотнями раз за разом переписанных исторических документов это уже не имеет никакого значения. Было ли совершено по-настоящему значимое историческое открытие, либо же фальсификаторы наткнулись на еще большее мошенничество, а может быть это самое большее мошенничество было совершено только для того, чтобы скрыть тот факт, что в попытке фальсифицировать историю герои непостижимым образом докопались до истины. Спираль можно раскручивать бесконечно, но какой в этом смысл, если сама история о группе историков и искусствоведов, которых собрал тиран, чтобы дать нетривиальную задачу: раскопать руины города, великой цивилизации прошлого, очага культуры и искусств, который был сметен с лица земли ордой варваров, была написана лишь для развлечения любителей фантастики и получения писательского гонорара. И написана, стоит отметить, весьма бесхитростным образом, с использованием многократно высмеянных клише. Искать в ней истину — весьма безблагодатное занятие».


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Россия не будет терпеть попытки влияния на волеизъявление людей. Так вице-спикер Госдумы Петр Толстой отреагировал на вмешательство США в российские выборы. «Скажем честно: как только в какой-либо стране приближается дата выборов – парламентских или президентских, как посольства США ...
Кажется, здесь не было этого фото. Это я мчусь в неведомую даль. ...
Проскакивало в новостях что колейность такая, что МКМ садятся на брюхо. Хотелось бы не встрять. Если действительно всё так и есть, лучше через Сестрорецк? Или есть маршрут покороче (в ...
Adolfo Kaminsky - Le libraire, ...
Ирландское гадание ко Дню святого Патрика Что скажет тебе Ирландская мудрость? А я в сумерках хорошо вижу! В любовь с первого взгляда не верю. Как можно влюбиться чисто во внешность? Фантик может не соответствовать содержанию. ...