История христианской рок-музыки, часть 2
holy_mozart — 13.10.2010Истоки раннего рок-н-ролла восходят больше к кантри и блюзу. Но вот гармонию, вокальный окрас, сценическое движение, эмоциональный накал рок взял у госпела – белого и черного. И Пресли, и Льюиса на музыкальную карьеру вдохновили именно проповедники.
Бадди Холли создавая звук для группы Crickets, взял за образец стиль своего церковного хора и кантри-спиричуэлы группы Louvin Brothers. Незадолго до смерти он решил записать альбом госпелов. Песня «Пути истинной любви» с его последнего альбома была переложением церковного гимна «Все будет хорошо», исполненного группой Angelic Gospel Singers.
Госпел-квартеты
В 50-х годах Пресли обратил взгляд на госпел-квартеты, которые в те времена были не менее безудержны, чем негритянские госпел-певцы. Они играли на публику, собирали толпы зрителей, в них рождались звезды. В г.Атланта проводились всеношные госпельные пения.
Пресли боготворил звезд госпела до конца своих дней. Его любимцами были Самнер – высокий обладатель мощного баса из группы Blackwood Brothers, который ходил с Пресли в одну церковь, Джейк Хэсс и Хуви Листер из Statesmen Quartet. Листер был рукоположенным священнослужителем. Но именно он привнес в госпел элементы шоу-бизнеса.
Он говорил: «Если нужно трясти головой, барабанить по клавишам, чтобы удержать молодежь от пивнушек и секса на задних сидениях автомобилей, то я буду это делать. У дьявола есть свои развлечения. У нас – свои. Меня осуждают. Говорят, что я слишком буйный для христианина. Но я могу предъявить результаты. А результат – это главное».
Белые госпел-квартеты появились в 20-х годах. Как ни удивительно, создавали их издательства, продававшие христианские песенники. Накануне Второй мировой войны квартеты почувствовали свою силу, и их связи с издательствами начали ослабевать. Они становились самостоятельными исполнителями.
Именно тогда-то, в 40-х годах, квартеты начали работать над своим сценическим образом, выдумывая разные трюки для привлечения слушателей. Пионерами в этом деле стали Ranger Quartet. Они переоделись техасскими рэйнджерами и ездили на свои концерты на велосипедах. Потом они отрастили тонкие усики и стали носить двубортные пиджаки в тонкую полоску. В таком виде они больше походили на чикагских гангстеров, чем на Божьих посланцев. Они также первыми обзавелись спонсорами – их пятнадцатиминутные радиопередачи оплачивали фармакологические фирмы.
Хуви Листер, энергичный молодой человек с волнистыми длинными волосами и усами, любил играть динамичную музыку для Господа. Вместе с Крамплером и Джейком Хессом они собрали Statesmen Quartet, который и стал одной из первых супергрупп белого госпела. Благодаря им эта музыка приобрела коммерческий успех и задала тон целому поколению рок-музыкантов, воспитывавшихся на духовной музыке.
Сколько бы ни говорили о греховности танцев, шоу-бизнеса, музыкальных автоматов, телевидения, успех госпел-квартетов объяснялся в большой степени тем, что они несли зрителям радость и демонстрировали блестящее мастерство и христианские ценности. Они пели о любви к ближним, святости, стойкости в вере, в то время как их исполнительская манера напоминала блюз, кантри, рэгтайм и джаз. Те, кому стыдно было ходить на танцы и в кино, смело приходили сюда порадоваться и повеселиться.
«Бог не для того создал религию, чтобы все мы ходили с постными лицами. – говорил Листер. – Я не думаю, что кто-нибудь считает, будто восклицания мужчин и женщин на евангелизационных собраниях непристойны. Мы делаем то же самое. Мы несем людям Духа Святого».
часть 1
|
</> |