История Гудермеса

топ 100 блогов nikola_rus07.01.2022 Почнём как принято с археологии. В пределах современного Гудермеса находится городище Гумс-Корт. Раскопки которого указывают на то, что в средние века здесь находилось довольно развитое поселение. Обычно оно считается принадлежавшим аланам.

Какой-то же чёткой,письменной истории этих мест до XVIII века не существует. А начинается она с того, что в том веке здесь появляется чеченское село, которое уже отмечается в документах русских властей того времени. Земли на которых тогда поселились чеченцы принадлежали кумыкским владениям из Аксая или Брагунов.




История Гудермеса
История Гудермеса
История Гудермеса




Однако считается, что переселение было мирным. А чеченцы за право проживания начали выплачивать некоторую дань кумыкским князьям. Также, я не смог точно понять, но возможно, что в селе тогда вместе с чеченцами жили и кумыки. Проживали ли кумыки до чеченцев именно в данном месте - тоже не известно. Но скорей всего это было место, где кумыки лишь пасли свой скот, и потому они так довольно легко его уступили.

Тем не менее само название села Гудермес общепринято считать тюркским, т.е. кумыкским.

Также рядом с чеченским селом Гудермес, которое лежало по правому берегу реки Белка, по левому берегу находилась казачья станица Умахан-Юртовская. В википедии, а за ней и во многих других источниках, указано, что станица была основана в 1770 году. Не знаю, откуда это взято - офицально станица была основана в 1860м. Однако возможно до этого на её месте были какие-то казачьи поселения или скорей укрепления русской армии.

К началу 19 века гудермесские чеченцы вышли из какой бы то ни было зависимости от кумыкских князей.

В течение кавказских войн село Гудермес несколько раз сжигалось русскими войсками, но потом каждый раз восстанавливалось.

По окончании войны в 1860м году, как я уже написал выше, была основана казачья станица Умахан-Юртовская(потом переименованная в Кахановскую в честь генерала Каханова С.В.). Она была устроена на левом берегу реки Белка у её впадения в Сунжу. На правом же берегу Белки находилось чеченское село Гудермес. Но земли станицы занимали и большой кусок правого берега. Станица была населена из гребенских станиц с левого берега Терека, но с добавлением и других групп. В станице было много старообрядцев. Её жители в основном выращивали хлеб и занимались виноделием. Станица и чеченское село имели примерно одинаковое население.

Есть упоминания, что станица была названа из-за чеченской деревни Умахан-Юрт, стоявшей когда-то на этом месте. Но скорей всего это не так. На другом берегу Сунжи располагалось русское укрепление Умахан-Юрт, которое было построено несколько раньше станицы. Скорей всего станица была названа в честь этого укрепления. А уже укрепление в честь деревни Умахан-Юрт. Т.е. деревня Умахан-Юрт располагалась не в том месте, где станица, а на левом берегу Сунжи. Эта деревня упоминается в списках в конце XIX века, она была совсем маленькая и в ней жили кумыки.

Надо сказать, что положение станицы Умахан-Юртовской(Кахановской) было очень опасным. а)Она оказывалась крайней в цепи казачьих сунженских станиц б)Дальше к востоку начинался округ густо населённый чеченцами в)Она почти примыкала к чеченскому селу, отделяясь лишь небольшой речкой (а не Тереком или Сунжей как другие станицы) и г)Большая часть станичных земель вдавалась клином в чеченские. Поэтому всё последующее время разбойные нападения со стороны чеченцев были совершенно нередки.

В 1893 году здесь была проведена железная дорога от Владикавказа на Петровск (сейчас Махачкала). И на этой жд построена железнодорожная станция. Станция была построена на правом (т.е. как бы чеченском) берегу Белки. Но где-то на границе между чеченской землёй, лежащей к югу от жд линии, и клином казачьей земли, лежащем на севере. Т.к. село Гудермес(чеченское) почти примыкало с юга к станции, то станция так и была названа - Гудермес. Но пристанционный посёлок в дальнейшем рос на север на казачьи земли. Там вроде изначально были какие-то небольшие казачьи хутора, но в основном эта земля была незаселённой.

По первости станция видимо была небольшая, посёлок при ней тоже, и он административно не выделялся. Во время Первой Мировой войны была проложена железная дорога по левому берегу Терека от Прохладного до Кизляра и перемычка со старой железной дорогой. Станция Гудермес оказалась ближайшей к этому соединению всех жд веток, и поэтому стала быстро превращаться в крупную узловую станцию. И также стал быстро расти посёлок при ней. По сути это и стало началом Гудермеса, как города. А всё написанное прежде это лишь его предыстория.

Но пока надвигались тяжёлые времена. После падения царской власти в феврале 1917го стал происходить развал власти вообще. В многонациональной Терской области, в которую входил Гудермес, это очень быстро привело к печальным последствиям. Началось с уголовного беспредела, потом быстро перешло к вооружённым столкновениям. В данной местности в основном между чеченцами и казаками. Чеченцы в общем вели наступательные действия, а казаки скорей оборонительные. Но если подробно смотреть, то там был целый ряд взаимных нападений, где доставалось и чеченцам тоже. Ближе к концу года какая-либо верховная власть уже вообще практически исчезла, организация же снизу наоборот нарастала. Столкновения превратились уже в полноценную войну разных общин друг против друга.

В конце 1917го года по железной дороге началось движение потока солдат, покидающих турецкий фронт. Начались постоянные столкновения между ними и чеченцами. Кончилось всё тем, что чеченцы полностью уничтожили станцию Гудермес и разобрали железнодорожные пути на большом протяжении в сторону Хасавюрта (т.е. на восток). Т.е. там где линия проходила через их селения. А в самом конце декабря 1917го на станицу Кахановскую напал большой отряд чеченцев. После боя с казаками станица была захвачена, разграблена и сожжена. Большая часть жителей бежала.

В начале 1918 власть в Грозном и Владикавказе взяли большевики. Они начали распространять своё влияние и на остальную область. Основа их политики заключалась в том, чтобы задобрить все этнические и социальные слои за счёт казаков. В таких условиях ни о каком восстановлении станицы Кахановской не могло быть и речи, на её месте так и оставалось пепелище. Железная же дорога для них была важна, т.к. по ней вывозился хлеб. Поэтому на её восстановление прислали аж самого товарища Артёма, который железную дорогу восстановил. Но не надолго.

В июне 1918 против большевиков началось Терское восстание под началом Георгия Бичерахова. В округе Грозного оно вылилось в так называемые "стодневные бои", когда восставшие силы в основном из казаков осадили и пытались взять красный Грозный. В сентябре 1918го на помощь восставшим казакам к Грозному со стороны Дагестана пытался пробиться отряд войск Лазаря Бичерахова. Однако опять железнодорожные пути около Гудермеса оказались разобраны, и путь отряду преградили чеченские ополчения. Отряд Лазаря Бичерахова наступал с востока от станции Кади-Юрт. Войска же Георгия Бичерахова находились на левом берегу Сунжи. Но соединиться они так и не смогли. Упоминается, что у чеченцев в том бою была артилерия.

В феврале 1919 Грозный был взят белыми. Для распространения власти на местности и поддержания порядка ими был выделен отряд генерала Шатилова, потом заменённого на Драценко. Как и следовало ожидать чеченцы отказались подчиняться, и начались бои. Сначала они шли довольно неудачно для белых, но потом белым удалось взять с боем несколько крупных чеченских сёл. Несмотря на это Гудермес продолжал оставаться непокорным, и мало того из него опять был устроен захват станции. Отряд Драценко предпринял наступление на Гудермес. После боя белые вошли в село и начали зажигать его (по разным источникам непонятно был ли он тогда спален весь, или только часть). Чеченцы сдались и приняли условия белых. Со взятием Гудермеса тогда закончилось и всё сопротивление чеченцев на равнине. А железная дорога полностью перешла под контроль белых. При описании этого боя под Гудермесом упоминается такая подробность - выступающие на него части белых проходили через пепелище станицы Кахановской. Т.е. к тому времени она так и оставалась полностью опустошённой. Также упоминается, что станция Гудермес тоже была разрушенной до основания.

В середине августа 1919 чеченцы под началом Узун-Хаджи начали активные действия против белых и смогли одержать несколько побед местного значения. После этого многие замирённые чеченские сёла снова восстали. В том числе уже где-то в начале сентября чеченцами было предпринято нападение на железную дорогу. Ими были взяты и разрушены небольшие станции Джалка и Кади-Юрт соседние с Гудермесом, снова разрушены пути на большом протяжении, разрушен мост через реку Белка. Станцию же Гудермес, насколько я понял, чеченцам взять не удалось. С помощью бронепоездов белым удалось восстановить контроль над дорогой. А также захватить и спалить несколько соседних с ней чеченских сёл, в том числе Гудермес. Это произошло в последних числах сентября 1919 года. После этого по крайней мере до начала 1920го жд линия у Гудермеса была под полным контролем белых.

Весной 1920го года красные снова заняли этот край и на этом Гражданская война здесь закончилась. В целом в течение Гражданской войны хоть и с большими оговорками и исключениями чеченцы были союзником красных. Поэтому после её окончания красные предоставили чеченцам автономию в виде Чеченского округа Горской АССР, который после многочисленных преобразований потом превратился в республику Чечено-Ингушетию. Конечно в таких условиях при советской власти чеченское село Гудермес быстро восстановилось.

Также советской властью было восстановлена железная дорога и станция с посёлком. Т.к. станция теперь, как уже раньше говорилось, стала узловой, то она и посёлок при ней начали быстро расти. По-крайней мере в 1925 году она уже была выделена в отдельную административную единицу. Т.е. тогда если говорили "село Гудермес", "аул Гудермес", то имелось ввиду чеченское село, расположенное к югу от железной дороги. В отличие от него "станция Гудермес", "посёлок Гудермес","рабочий посёлок Гудермес", "пгт Гудермес" это всё были обозначения пристанционного посёлка, расположенного к северу от железной дороги, и населённого в основном русскими. И это были разные административные образования. В конце 20х годов посёлок был офицально переименован в "посёлок имени Калинина", но все равно часто назывался Гудермесом.

На месте станицы Кахановской тоже со временм возобновилось какое-то поселение. Оно было названо "посёлок Кундухово" в честь Мусы Кундухова. Не знаю кто там селился русские или чеченцы, но вряд ли оно было такое же большое, как былая станица. Можно предположить, что это название посёлок получил в 1931м в год гибели Кундухова, и соответственно, что примерно тогда же они и образовался. На это же указывает то, что в статистических справочниках 1920,1925 годов посёлок Кундухова отсутствует. Т.е. тогда на месте станицы какие-либо серьёзные поселения ещё отсутствовали.

По переписи 1939 года население посёлка имени Калинина составляло 11 тысяч человек. Из них 1 тысяча чеченцев, остальные в основном русские. В селе Гудермес проживало 5 тысяч, почти все чеченцы.

В 1941м году посёлок им. Калинина, село Гудермес и посёлок Кундухова были объединены в город, который был назван Гудермес.

В 1944м году чеченцы были выселены. Заселялся ли кто-то вместо них в южную часть Гудермеса, сейчас сложно сказать. Вся история Грозненской области - это сплошное белое пятно. Вроде мне попадались какие-то смутные указания, что во время войны в Гудермесе было много беженцев, может их туда могли поселить.

Возвращение чеченцев началось где-то в 1955 году. По моим оценкам в Гудермесе тогда проживало 16-17 тысяч человек. Возвращение это происходило не одновременно, а растянуто. Из имеющихся данных переписи 1959 года получается, что их было в Гудермесе где-то 2-3 тысячи. А в 1970м - 11 тысяч. Судя по всему возвращающиеся чеченцы заселялись в основном в южную часть города, где они раньше и проживали. И первоначально после их заселения эта часть города и выглядела, как большое село, а не город. Кроме того по количеству заселившихся видно, что селились не только чеченцы, выселенные когда-то с Гудермеса, но и другие. Количество русских же в течение 60-х годов в Гудермесе пока ещё оставалось постоянным. Т.е. к 1970му в городе проживало 30 с чем-то тысяч человек, из которых треть были чеченцы, а остальные в основном русские.

В 1970е-1980е Гудермес стал уже настоящим промышленным городком. Кроме железнодорожной отрасли здесь действовали и другие довольно крупные производства. Особенно заметен был завод медицинских инструментов, на котором работали около 2 тысяч человек (запущен в 1965м). Также было проведено благоустройство города, в том числе и его южной части. Однако число русских в городе быстро падало, а количество чеченцев, наоборот, быстро росло. В итоге к началу 1990х общее число населения почти не выросло. Но соотношение изменилось на обратное - теперь здесь была уже треть русских и две трети чеченцев.

Дальше были события 1990х, которые начались после захвата Дудаевым власти в Грозном в августе-сентябре 1991го. Чтобы разобраться в них нужна отдельная работа. По итогу после окончания всех войн русских в Гудермесе не осталось, кроме военных и служащих. Промышленность кроме железной дороги тоже вся пропала.

С послевоенных времён Гудермес считался городом №2 в Чечено-Ингушетии. Или правильней сказать, он был самым большим за пределами Грозного. Потому что Грозного он был, конечно, на порядок меньше и малозначительней, но зато больше остальных населённых мест республики. Но в 90е Грозный пострадал очень сильно. Из-за беспредела и боёв его покинули не только русские, составлявшие большинство, но и многие чеченцы. В начале 2000х после того, как власть в республике передали чеченским родам, происходящим с востока Чечни, были даже разговоры о переводе столицы в Гудермес. Но потом были выделены громадные деньги, на который Грозный был отстроен, туда переселилось много населения из Чечни, и он снова утвердился как безоговорочная столица.

Но тем не менее по сравнению с концом 80х схема расселения в здешних краях несколько изменилась. В позднесоветские времена Грозный абсолютно превосходил всё вокруг и по размеру и по обустройству. И это вообще был другой мир даже культурно. Хоть и небольшой по размеру но промышленный Гудермес был чем-то вроде филиала гиганта Грозного. А остальное всё было вообще "деревней". Сейчас же Грозный, конечно остался превосходящим центром, хотя уже совсем не промышленным. Но рядом с ним образовались как бы промежуточные региональные центры в виде Урус-Мартана, Гудермеса, Шали. Они уже не теряются совсем на фоне Грозного. И похоже, что это осознанная политика руководства республикой. Которое выделяет большие средства на строительство и обустройство в них, а не только в столице.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Заехал вчера в приличный автосервис к друзьям, ремонт зада авто оценить. ...
Полюбуемся на просыпающийся город с холма Сан-Пьетро и не только. 2. Я не очень люблю гулять с путеводителем, а тем более с гидом, открывая для себя новые места, но карту все-таки с собой беру, так как топографический кретинизм пока не лечится. Заприметив вечером на холме вдали ...
Надо бы переформатировать свои утра. И вообще меньше телефона, больше дела. От всех новостей чувство полнейшей безысходности. Не понимаю жизнерадостных немцев, кажется глупой их надежды что всё вот-вот исправится. И все верят в водород как источник энергии.. По мне так это такой же ...
Оригинал взят у michellemohn в Летний пуховик. пришлось сегодня в летнем пуховике идти, поскольку у нас холод собачий :(   +15 всего.   :(  ещё и дождь моросит. под катом  пять фоток ...
Раз недофутбол с парнями смотрели. В кабачине напротив дома одной моей старой знакомой, о каких иногда говорят: "моя бывшая". Хотя я бы так не сказал. Сто лет не виделись. Жалко ее стало, смс написал: выпить не хочешь? Очень хочу, - отвечает, - а ...