История "чёрного ящика"

Идея создания бортового самописца пришла Дэвиду Уоррену, после участия в расследовании катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера «Комета-1». Из-за поломки руля высоты этот самолет в мае 1953 года разрушился в воздухе во время сильной бури в 50 километрах от индийской Калькутты. Все 43 человека, находившиеся на его борту, погибли. Дэвид Уоррен тогда решил создать бортовые самописцы для фиксации голосов пилотов, что должно значительно облегчить расследование причин авиакатастроф. Сконструированный австралийцем самописец был готов в 1956 году, но потребовалось еще много лет, прежде чем эти устройства стали широко применяться в мировой авиации.
Жаргонизм «чёрный ящик» возник из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
Рассказывают историю, что в начале "нулевых" Дэвид Уоррен посетил Россию. К тому моменту он уже находился в преклонном возрасте и был крайне раздражителен. В поездке ему довелось наблюдать перепалку двух московских водителей, которые из-за аварии со своим участием перегородили всю улицу, и многим, в том числе и Уоррену, пришлось стоять в пробке.
Не в силах сдержать раздражения, изобретатель вышел из машины и пошел к конфликтующим. За ним бежал переводчик, уговаривая не ввязываться. Однако Уоррен хотел проехать, и немедленно. Через минуту он выяснил, что пробка, в которую попал, создалась от того, что никто не хочет признавать свою вину, а свидетелей аварии не нашлось.
"You need a black box!" - в сердцах воскликнул Уоррен и направился обратно к машине, в которой ехал.
Позже он рассказывал эту историю своим московским коллегам, искренне недоумевая, почему нельзя снабдить автомобиль таким же "чёрным ящиком", как на самолётах, и перестать мучиться. Россияне идею подхватили и даже начали году в 2002 разработки современного видеорегистратора под торговой маркой Highscreen Black Box (да-да, несмотря на название и тайваньские производственные мощности, это отечественный продукт). К сожалению имени того, кто непосредственно реализовал идею, история не сохранила.
Современный видеорегистратор напоминает цифровой регистратор, который используется для видеонаблюдения в помещениях и на улице, но имеет гораздо больше функций. Миниатюрный прибор на лобовом стекле может циклично записывать на карту памяти изображение в цвете и со звуком, регистрировать, как бортовой компьютер, маршрут, скорость, остановки, время движения. Плюс то, что принципиально для водителей, - предупреждать о камерах слежения ДПС. В зависимости от модификации крохотная камера способна выступать в роли обычной видеокамеры "для свадьбы" и даже снимать изображение в HD-качестве.
В России находку оценили не сразу ввиду немалой стоимости действительно качественного "не Кетая" и сомнительной, с точки зрения обывателя, необходимости - многие увидели в новинке лишь средство борьбы с гаишниками, а для этих целей годился и старый добрый антирадар. Хотя на деле у видеорегистратора совершенно другие задачи, потенциальные потребители не считали их важными.
Тогда производители прибегли к вирусной рекламе. В сеть была запущена серия роликов, где водитель убедительно спорит с инспектором, вымогающим взятку, где засняты аварийные моменты с участием пьяных водителей и бестолковых пешеходов, да и элементарные подставы, которые казалось бы ушли вместе с лихими 90-ми.
Народ проблему оценил, и уже в 2010-м году в России наступил настоящий "чёрноящиковый" бум. Тот же Highscreen Black Box прогнозирует рост продаж на 200%-300% в 2011-м году.
Отмечу, что всё вышесказанное касается только России. Законодательство Украины очень неоднозначно трактует возможность использования цифровой записи в суде в качестве доказательства. Именно поэтому на дорогах были отменены печально известные "Визиры", одно время находящиеся на вооружении у местных инспекторов - водители отказывались в суде признавать эти записи доказательством. Теперь наличие видеорегистратора в машине не гарантирует водителю, что суд примет его записи, однако шанса такого не исключает (лично знаю людей, которым цифровая запись помогла).
|
</> |